СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Основы безопасной жизнедеятельности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки воспитанников в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всех воспитанников в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».

Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 8 класса составлена на основе примерной программы, рекомендованной

Просмотр содержимого документа
«Программа социального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Основы безопасной жизнедеятельности»»

ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат»




«Утверждаю»

Директор

____________Н.Л. Пирогова











Программа социального развития обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

«Основы безопасной жизнедеятельности»

8 класс












Разработала:

Лебедева М.А.








Содержание программы:

  1. Паспорт программы.

  2. Пояснительная записка.

  3. Актуальность программы.

  4. Цель программы.

  5. Задачи программы.

  6. Принципы построения программы.

  7. Формы и методы реализации программы

  8. Содержание программы

  9. Материально-техническое обеспечение

  10. Ожидаемые результаты программы.

  11. Литература и источники.



































1.Паспорт программы:

Наименование Программы

Программа социального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС 8 класс «Основы безопасной жизнедеятельности»

Нормативно-правовое обеспечение Программы

-Конституции Российской Федерации

-Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).

-Примерного учебного плана ОУ.

Разработчик программы

Лебедева Марина Анатольевна, воспитатель

Основные исполнители Программы

Воспитатель, воспитанники школы-интернат

Срок реализации Программы

2016 – 2017 учебный год




























  1. Пояснительная записка

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки воспитанников в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всех воспитанников в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».

Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 8 класса составлена на основе примерной программы, рекомендованной

Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.


  1. Актуальность. Главными задачами обучения в школе-интернат являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминогенная опасность,  экстремальные ситуации.

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться. В обществе обеспокоенность вызывает   рост преступности в отношении несовершеннолетних, опасность стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.

Стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны  и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.

Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного  поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе. Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал  бы обучающимся   возможность получения полезных знаний, а также в ходе разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного  поведения в любой ситуации.

  1. Цель: привитие устойчивых навыков  безопасного поведения в любой жизненной ситуации.

  2. Задачи:

- изучить правила безопасного поведения (ПДД, ПББ, ПБП при ЧС различного характера) с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и

чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального

характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и

здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных

ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной

защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных

состояниях.

  1. Принципы построения программы

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

  • личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

  • принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.


  1. Формы и методы реализации программы

  • викторины

  • праздники

  • Конкурсы памяток, буклетов.

  • экскурсии

  • презентация книг по ОБЖ;

  • КВН

  • диагностические исследования

  • беседы


8. Содержание программы

Занятия внеурочной деятельности проводятся один раз в неделю по 1 часу, всего 31 ч.

Количество часов в 1-ой четверти- 8 ч.;

Количество часов во 2-ой четверти-7 ч.;

Количество часов в 3 –й четверти-9 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти-7 ч.

  1. Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и вовремя опасных природных явлений.

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

2. Опасные ситуации техногенного характера.

«Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Опасные ситуации социального характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города (поселка) и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по поселку, знание расположения безопасных зон (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

  1. Дорожно-транспортная безопасность

Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

  1. Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек.

Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.


Учебный план по программе

Наименование разделов и тем

Количество часов

  1. Опасные ситуации

природного характера

5

  1. Опасные ситуации

техногенного характера

7

  1. Опасные ситуации

социального характера

6

  1. Дорожно – транспортная

безопасность

6

  1. Подготовка к активному

отдыху на природе

7








Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

«Основы безопасной жизнедеятельности»



I четверть

Наименование раздела, мероприятия

Количество часов

Сроки

Ответственные

Опасные ситуации природного характера

1

Устный журнал «Гроза. Правила безопасного поведения»

1

сентябрь

воспитатель

Опасные ситуации техногенного характера

2

Круглый стол «Пожары и взрывы»

Пожар в общественных местах. Паника. Правила поведения при пожаре.

2

сентябрь

воспитатель

3

Беседа. «Техногенные аварии и катастрофы» (правила поведения)

сентябрь

воспитатель

Опасные ситуации социального характера.

4

Выпуск памяток. «Правила обращения с электроприборами»

1

сентябрь

воспитатель

Дорожно-транспортная безопасность

5

Урок – презентация «Безопасность в железнодорожном

Транспорте»

2

октябрь

воспитатель

6

Беседа. «ГИБДД — помощник и друг»

октябрь

воспитатель

Подготовка к активному отдыху на природе

7

Игра – занятие «Правила поведения в лесу»

2

октябрь

воспитатель

8

Час общения Дикие животные

октябрь

воспитатель

II четверть

Наименование раздела, мероприятия

Количество часов

Сроки

Ответственные

Опасные ситуации природного характера

1

Информационный час «Буря. Правила безопасного поведения»

2

Ноябрь

воспитатель

2

Ситуативная игра «Смерч. Правила безопасного поведения»

Ноябрь

воспитатель

Опасные ситуации техногенного характера

3

Познавательный час «Лесные пожары»

1

Ноябрь

воспитатель

4

6. Экстремизм и терроризм —чрезвычайные опасности для общества и государства

1

декабрь

воспитатель

Опасные ситуации социального характера.

5

Информационный час «Радиационная опасность»

1

декабрь

воспитатель

Дорожно-транспортная безопасность

6

Круглый стол «Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ее предназначение и задачи».

1

декабрь

воспитатель

Подготовка к активному отдыху на природе

7

Ситуативная игра «Вода и лед. Правила поведения на воде»

1

декабрь

воспитатель


III четверть

Наименование раздела, мероприятия

Количество часов

Сроки

Ответственные

Опасные ситуации природного характера

1

Информационный час «Землетрясение. Эвакуация».

1

январь

воспитатель

Опасные ситуации техногенного характера

2

Предупредительный сигнал «Внимание всем!» (сирены, гудки). Понятия «аварии», «катастрофы».

2

январь

воспитатель

3

Беседа-диалог «Выброс ядовитых веществ»

февраль

воспитатель

Опасные ситуации социального характера.

4

Информационный час «Экстренные вызовы по телефону»

2

февраль

воспитатель

5

Виды терроризма. Освобождение заложников

февраль

воспитатель

Дорожно-транспортная безопасность

6

Беседа «Мой друг – велосипед»

2

февраль

воспитатель

7

Экскурсия по улицам села.

Изучение дорожной разметки

март


Подготовка к активному отдыху на природе

8

Познавательный час «Укусы диких животных. Первая помощь»

2

март

воспитатель

9

Видео – урок «Помощь утопающему»

март

воспитатель



IV четверть


Наименование раздела, мероприятия

Количество часов

Сроки

Ответственные

Опасные ситуации природного характера

1

Познавательный час «Оперативные службы нашего

района».

1

апрель

воспитатель

Опасные ситуации техногенного характера

2

Ситуативная игра «Гидродинамические аварии»

1

апрель

воспитатель

Опасные ситуации социального характера.

3

Познавательный час «Службы защиты от опасностей нашего района»

2

апрель



воспитатель

4

Информационный час «Предупреждение бытового

Травматизма»

апрель

воспитатель

Дорожно-транспортная безопасность

5

Видео – урок «Правила поведения в метро»

1

май

воспитатель

Подготовка к активному отдыху на природе

6

Уроки Айболита. «Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги»

1

май

воспитатель

7

Информационный час. Активный отдых на природе и безопасность



май



9. Материально-техническое обеспечение

-компьютерный класс;

-класс;

-демонстрационный материал для занятий;

-магнитофоны;

-аудио и видео записи;

-разработки мероприятий, план конспект занятий;

-библиотечный фонд;

10. Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

- правила поведения при угрозе террористического акта;

Обучающиеся должны уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользования бытовыми приборами;

- пользования бытовыми приборами;

- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости

соответствующих служб экстренной помощи.


11. Литература и источники

1. Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]:

учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.П. Анастасова, П.В.

Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010. – 55 с.

2. Нуждина, Т.Д. Мир животных и растений. [Текст]: учебное пособие/

Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 2000. –

320 с.

3. Поторочина, Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности

жизнедеятельности. [Текст]: учебное пособие/ Е.А. Поторочина. – М.:

ВАКО, 2008. – 128с.

4. Усачёв, А. А., Березин, А. И. Школа безопасности. [Текст]: учебник для

7 класса по курсу «Основы безопасности

жизнедеятельности»/ А.А. Усачев, А.И. Березин. - М.: АСТ, 1999. – 250

5.Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!