СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 2 класс вариант 8.4.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

    В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 2 класс вариант 8.4.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Актуальность программы.

Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год.

Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.


Задачи:

1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

6. Обучать навыкам чтения и письма.

Задачи предмета:

  • развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

— понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

— овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

— умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

— понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

— умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);

— обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

— формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— формирование и развитие реципрокной координации (проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса);

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

  1. Общая характеристика учебного предмета.


Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На его изучение во 2 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит в подготовке ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и включаться в деятельность по инструкции;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Предметные результаты.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.


Базовые учебные действия.


Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Планируемые личностные результаты:


  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов:

- «Коммуникация»:

формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»;

- «Импрессивная речь»:

формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова;

- «Экспрессивная речь»:

формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания.

Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, игр, сценок из сказок, активно работают с пиктограммами.

Коммуникация

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Слова — приветствия. Слова — прощания. Реагирование на собственное имя.

1


Установление контакта с собеседником. Приветствие

собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

1


Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением.

Ответы на вопросы словом (предложением).

1


Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень»

Задавание вопросов предложением. Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша) штриховка и раскрашивание их.

1


Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша). Штриховка и раскрашивание их.

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.

1


Беседа, дидактические игры

Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый, красный.

1


Обводка по контуру, шаблону кругов различной величины с последующим раскрашиванием.

Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

1


Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

Рабочая строка. Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам.

1


Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам

Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно. Зарисовка бордюра.

1


Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно

Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка.

1


Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка.

Узнавание буквы А, а. Конструирование буквы А, а.

1


Умение узнавать букву, находить ее среди других, конструировать ее из мелких предметов и полосок

Письмо буквы А, а

1


Умение узнавать и писать букву А, а.

Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о

1


Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы о из мелких предметов

Письмо буквы О, о

1


Письмо буквы О, о

Письмо соединений ао, оа

1


Письмо отдельных букв, слогов

Закрепление знаний по теме «Конструирование букв «А», «О», написание палочек и штриховки».

1


Конструирование изученных букв, написание изученных букв самостоятельно

Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте.

Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами.

1


Беседа, дидактические игры, работа с шаблонами

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия) благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

1


Дидактические игры с использованием звучащих игрушек

Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать букву У, у в словах

1


Прослушивание слов, начинающихся на звук У (утка, улитка) выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук у

Конструирование буквы У, у. Практический контроль

1


Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Письмо буквы У, у

1


Письмо буквы по обводке, по опорным точкам, по образцу

Чтение слов и слогов с изученными буквами.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. Развитие движений кисти и пальцев рук.

1


Работа с пиктограммами

Узнавание буквы М, м. Конструирование буквы М, м

1


Прослушивание слов, начинающихся на звук м (МЯЧ, Машина, малина) выделение звука м, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук м. Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Письмо буквы М, м

1


Письмо буквы по обводке, по опорным точкам, по образцу

Чтение слов и слогов с изученными буквами.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

Письмо слогов ма, мо, му.

1


Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу

Письмо слогов ам, ом,ум

1


Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Понимание простых по звуковому составу слов. Глобальное чтение этих слов.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов.

Реагирование на собственное имя. Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса ,педагогов).

1


Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён

членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса ,педагогов).

Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

1


Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

Понимание обобщающих понятий. Называние (употребление) обобщающих понятий .

1


Понимание обобщающих понятий.

Понимание слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

1


Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета, дидактические игры,

Понимание слов, обозначающих признак предмета Использование графического изображения для обозначения признака предмета.

1


Использование графического изображения для обозначения

признака предмета, дидактические игры

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

1


Дидактические игры

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых).

1


Дидактические игры, опорные схемы

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов Глобальное чтение.

1


Предметные картинки , дидактические игры

Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль.

1


Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический

контроль .

Формирование умения узнавать букву С, с.

1


Прослушивание слов, начинающихся на звук с (слон, слива.)

выделение звука с, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук с

Конструирование буквы С, с.

1


Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Чтение слогов и слов с буквой С, с. Письмо буквы с

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

Письмо слогов са, со, су по следам анализа.

1


Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу

Узнавание буквы Х х. Формирование умения узнавать и писать букву Х х. Конструирование буквы Х х.

1


Прослушивание слов, начинающихся на звук х (хлеб.)

выделение звука х, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук х

Чтение слогов и слов с буквой Х х.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

Письмо букв Х х

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры

Чтение слогов и слов с буквой Х х.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры

Письмо слогов ха, хо, ху по следам анализа.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры

Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи». Шаблоны. Умение работать с шаблонами.

1


Дидактические игры, использование опорных схем

Узнавание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш.

1


Прослушивание слов, начинающихся на звук ш (шар, ерш, шалаш.) выделение звука ш, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук ш Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Чтение слогов и слов с буквой ш. Письмо буквы ш

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

Чтение слогов и слов с буквой Ш ш.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

Письмо слогов ша, шо, шу

1



Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1


Работа с пиктограммами

Деление предложений на слова.

1


Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.

Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов.

1


Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам.

Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Обобщающее повторение.

1


Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам.

Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л.

1


Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать букву среди других букв

Конструирование буквы Л, л.

1


Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Чтение слогов и слов с буквой Л, л.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу

Письмо буквы Л, л

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо по образцу

Чтение слогов и слов с буквой л. Письмо слогов ал, ол, ул по следам анализа.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу

Чтение и письмо слогов с буквой л. Письмо слогов ла, ло, лу по следам анализа.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу

Письмо строчной буквы у и отдельных её элементов. Письмо слов ау, ау по следам анализа.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1


Работа с карточками, предметными картинками

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1


Работа с карточками, предметными картинками

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1


Работа с карточками, предметными картинками

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов.

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами

Закрепление знаний по изученным темам

1


Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры


8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Речь и альтернативная коммуникация» включает:

- графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,

- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

. технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства

- компьютерные устройства, синтезирующие речь

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.

- компьютерные программы символов.

- компьютерные программы для общения, синтезирующие речь

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.






Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул мягкий

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Тумбы

4

8

Монитор

1

9

Системный блок

1

10

Клавиатура

1

11

Мышь проводная

2

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1

17

Ноутбук

1






Список литературы


  1. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва.

  2. Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.

  3. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева. https://vk.com/wall384780695_887. В Контакте © 2006-2023. 

  4. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017.

  8. Янушко Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.