СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Речевая практика » для обучающихся 2 класса с УО (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для обучающихся 2 класса с УО(ИН)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Речевая практика » для обучающихся 2 класса с УО (ИН)»

Предмет «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» 2 класс

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);  с АООП НОО обучающихся с УО( ИН) в соответствии с требованиями ФГОС (вариант 1); утверждённого федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253); и программно-методического материала «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 года.

Учебник: Комарова С. В. Речевая практика. Учебник для 2 класса. Москва «Просвещение», 2018 год.


Планируемые результаты освоения предмета


Личностные и предметные результаты освоения предмета «Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;

  • развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);

  • формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.



Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»

на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

  • правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;

  • адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

  • называть своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителя , ближайших родственников;

  • участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами.

Достаточный уровень:

  • выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;

  • использовать громкую и шѐпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

  • участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;

  • правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;

  • здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;

  • пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план.

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные базовые учебные действия

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

  • положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

  • осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.



  1. Регулятивные базовые учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса;

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

  • работать в группе, в паре;

  • участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.



  1. Познавательные базовые учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • наблюдать; работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных м электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.



  1. Коммуникативные базовые учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Место предмета в учебном плане.


На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классах отводится в соответствии с АООП (вариант 1). - 2 часа в неделю (68часов в год)

Учебная программа по курсу «Речевая практика» для 2 класса, составлена на основе АООП (вариант 1).

Для реализации программного содержания используется УМК:

  1. КомароваС. В. Речевая практика. Учебник для 2 класса. Москва «Просвещение», 2018 год.

  2. Комарова С. В., Головкина Т. М. Речевая практика. Рабочая тетрадь для 2 класс.. Москва «Просвещение», 2018 год.




Содержание учебного предмета


В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Аудирование

  • Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).

  • Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – паркет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).

  • Выполнение действий с предлогами: в – на, у –за, над – под, с- на, к –от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», « Подержи руку над партой, а теперь под партой» и др.

  • Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).

  • Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши свое имя», «Миша выйди к доске и напиши еѐ фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке напиши свое имя и свою фамилию» и т.д.

  • Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова – «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.







Дикция и выразительность речи

  • Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

  • Дыхательные упражнения: посчитать Егорка на горке (сначала на одном выходе – два Егорки, потом –три).

  • Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая. Тихая речь и шёпот. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

  • Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

  • Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.

  • Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы:

«Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за партой дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций:

  • «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная Шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «С днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь пожалуйста! (Поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти. Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».

  • Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

  • Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.

  • Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: «Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? – Трусливый. – Петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всего понравился? - ..»

  • Составление разных по содержанию предложений по определённой теме «Любимое занятие», наглядный материал по теме, задания синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги).

  • Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа.

Культура общения.

  • Выражение благодарности. Вежливые слова.Усложнение конструкций со словами приветствия и прощения: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

  • Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.



3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.



Тема

Количество часов


1

Школьная жизнь

13

2

Играем в сказку

7

3

Я дома

4

4

Я и мои товарищи

4

5

Мы встречаем Новый год

4

6

Зимняя прогулка

4

7

Мойдодыр

12

8

Мамины помощники

11

9

Мир природы

8

10

Итоговое занятие

1


Всего

68 ч