МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация МР Калтасинский район РБ
МОБУ Кутеремская СОШ МР Калтасинский район РБ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
ШМО учителей начальных классов | Заместитель директора по УВР | Директор |
______________Патрикеева Ю.А. | ______________Банникова Т.В. | ______________Бараш Т.М. |
Протокол №1 | Протокол №1 | Приказ №95 |
от "29" августа2022 г. | от "30" августа 2022 г. | от "30" августа2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3857412)
учебного предмета
«Русский язык»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Патрикеева Юлия Александровна
учитель начальных классов
село Кутерем 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 4 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые имена
существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
— безударные падежные окончания имён прилагательных;
— мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
— наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
— безударные личные окончания глаголов;
— знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
— проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
— определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
— определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые предложения;
— распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на‐зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
— производить синтаксический разбор простого предложения;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча‐ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме
собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);— определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин‐
терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Русский язык как язык межнационального общения. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини- исследование, проект | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Речь: диалогическая и монологическая. Нормы речевого этикета | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Практическая работа; |
3. | Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.) | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
4. | Речевая культура диалога | 1 | 0 | 1 | 07.09.2022 | Практическая работа; |
5. | Нормы речевого этикета: диалог и монолог | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
6. | Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: отражение темы текста или основной мысли в заголовке | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
7. | Повествование. Изучающее, ознакомительное чтение | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
8. | Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение | 1 | 1 | 0 | 13.09.2022 | Диктант; |
9. | Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
10. | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
11. | Главные и второстепенные члены предложений | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
12. | Второстепенные члены предложения | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Практическая работа; |
13. | Обобщение знаний о предложении | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Устный опрос; Контрольное списывание; |
14. | Описание. Изучающее, ознакомительное чтение | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
15. | Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
16. | Обобщение знаний о фонетике и графике. Звуко-буквенный разбор слова. | 1 | 0 | 0 | 23.09.2022 | Тестирование; |
17. | Работаем со словарём. Рассказ о слове. | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
18. | Подбираем синонимы и антонимы. | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
19. | Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Практическая работа; |
20. | Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
21. | Обобщение знаний о составе слова. Основа слова. | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Практическая работа; Тестирование; |
22. | Повторение: имя существительное. | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
23. | Состав неизменяемых слов (ознакомление). | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
24. | Правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
25. | Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
26. | Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | 1 | 0 | 1 | 07.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
27. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на-ов, -ин, -ий). | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
28. | Правописание орфограммы безударные падежные окончания имён существительных. | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
29. | Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах: орфограммы корня. | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
30. | Рассуждение. Изучающее, ознакомительное чтение. | 1 | 0 | 0 | 14.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
31. | Повторяем орфограммы окончаний имён существительных. | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
32. | Повторение: признаки имени существительного. С.Д. | 1 | 0 | 1 | 18.10.2022 | Словарный диктант; |
33. | Повторение: зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Практическая работа; |
34. | Орфограммы в безударных падежных окончаниях имён прилагательных. | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
35. | Повторение: признаки имени прилагательного. К. диктан | 1 | 1 | 0 | 21.10.2022 | Диктант; |
36. | Повторение: части речи самостоятельные и служебные. | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
37. | Разбор по членам предложения | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
38. | Учимся выполнять разбор по членам предложения. | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Практическая работа; |
39. | Синтаксический разбор предложения. | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 | Практическая работа; |
40. | Работа с текстом: поиск информации, заданной в тексте в явном виде. | 1 | 0 | 0 | 28.10.2022 | Практическая работа; |
41. | Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
42. | Учимся ставить знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Практическая работа; |
43. | Учимся выполнять синтаксический разбор предложения. | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Практическая работа; |
44. | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи (предлог, союз, частица) | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
45. | Работа с текстом: анализ текста и нахождение в нём смысловых ошибок. | 1 | 0 | 0 | 11.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
46. | Имя существительное. Общее значение и успотребление в речи. | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
47. | Изменение по падежам имён существительных. | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
48. | Склонение имён существительных. | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
49. | Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
50. | Несклоняемые имена существительные (ознакомление). | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
51. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
52. | Закрепление правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 0 | 1 | 22.11.2022 | Контрольное списывание; |
53. | Вспоминаем правило написания ь после шипящих на конце имён существительных. | 1 | 0 | 1 | 23.11.2022 | Практическая работа; |
54. | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
55. | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | 0 | 0 | 25.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
56. | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
57. | Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). | 1 | 0 | 1 | 29.11.2022 | Письменный контроль; |
58. | Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
59. | Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных. | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 ; | ; Устный опрос; Практическая работа; |
60. | Число имён прилагательны. | 1 | 0 | 0 | 02.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
61. | Род имён прилагательных. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
62. | Сочинение-описание по личным наблюдениям. | 1 | 0 | 1 | 06.12.2022 | Письменный контроль; |
63. | Изменение по падеждам имён прилагательных. | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
64. | Склонение имён прилагательных мужского и средного родов. | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
65. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 0 | 0 | 09.12.2022 | Практическая работа; |
66. | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Практическая работа; |
67. | Сочинение-рассуждение. | 1 | 0 | 1 | 13.12.2022 | Письменный контроль; Словарный диктант; |
68. | Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Практическая работа; |
69. | Правописание имён прилагательных женского рода. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Практическая работа; |
70. | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | 0 | 0 | 16.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
71. | Правописание имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
72. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
73. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 1 | 0 | 21.12.2022 | Диктант; |
74. | Местоимение. Личные местоимения. | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
75. | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
76. | Изменение по падежам личных местоимений. Склонение местоимений. | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
77. | Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
78. | Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 0 | 0 | 28.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
79. | Обобщение знаний о местоимении. | 1 | 0 | 0 | 29.12.2022 | Практическая работа; Тестирование; |
80. | Составление поздравительной открытки. | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
81. | Глагол | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
82. | Формирование орфографической зоркости. Правописание приставок в глаголах. | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Практическая работа; |
83. | Частица не, её значение (повторение). | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
84. | Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и "что сделать?". | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
85. | Вид глагола. | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
86. | Начальная форма глагола. | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
87. | Работа с текстом: изучающее, ознакомительное чтение. | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Практическая работа; |
88. | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
89. | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
90. | Правописание мягкого знака в глаголах после шипящих. | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
91. | Возвратные глаголы . | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Практическая работа; |
92. | Правописание -ться и -тся в глаголах. | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
93. | Формирование орфографической зоркости. Правописание возвратных и невозвратных глаголов. | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
94. | Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | 0 | 1 | 31.01.2023 | Письменный контроль; |
95. | Спряжение глаголов. | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
96. | I и II спряжение глаголов. | 1 | 0 | 0 | 02.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
97. | Личные окончания глаголов I и II спряжения. | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
98. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Письменный контроль; Практическая работа; |
99. | Учимся писать безударные личные окончания глаголов. | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
100. | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос; Тестирование; |
101. | Правописание глаголов-исключений. | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
102. | Формирование орфографической зоркости, правописание глаголов. | 1 | 1 | 0 | 10.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
103. | Изложение (подробный пересказ текста). | 1 | 0 | 1 | 13.02.2023 | Письменный контроль; |
104. | Формирование орфографической зоркости, правописание суффиксов глаголов. | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
105. | Образование глаголов прошедшего времени. | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
106. | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
107. | Изложение подробное. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. | 1 | 0 | 1 | 17.02.2023 | Письменный контроль; |
108. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
109. | Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Практическая работа; |
110. | Наклонение глаголов. | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
111. | Написание отзыва на прочитанную книгу. | 1 | 0 | 1 | 24.02.2023 | Письменный контроль; |
112. | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Практическая работа; |
113. | Учимся писать изученные орфограммы правописания глаголов. | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Практическая работа; |
114. | Словообразование глаголов. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
115. | Изложение повествовательного текста. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. | 1 | 0 | 1 | 02.03.2023 | Письменный контроль; |
116. | Формирование орфографической зоркости, правописание глаголов с орфограммами в корне. | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Практическая работа; |
117. | Формирование орфографической зоркости, правописание глаголов с орфограммами в суффиксах. | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Практическая работа; |
118. | Формирование орфографической зоркости, правописание глаголов с орфограммами в окончаниях. | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Практическая работа; |
119. | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 0 | 1 | 09.03.2023 | Письменный контроль; словарный диктант; |
120. | Морфологический разбор глагола. | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Практическая работа; |
121. | Использование глаголов в тексте. | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Практическая работа; |
122. | Наречие (общее представление). | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
123. | Наречие: вопросы, употребление в речи. | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
124. | Правописание наречий (ознакомление). | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Практическая работа; |
125. | Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок. | 1 | 0 | 1 | 17.03.2023 | Письменный контроль; Контрольное списывание.; |
126. | Текст. Образные языковые редства. | 1 | 1 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; Диктант; |
127. | Имя числительное (общее представление). | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
128. | Формирование орфографической зоркости, правописание числительных. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
129. | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
130. | Учимся писать сочинения-овествования | 1 | 0 | 1 | 24.03.2023 | Письменный контроль; |
131. | Связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов) | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Практическая работа; |
132. | 132. Словосочетание | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Практическая работа; |
133. | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
134. | Словосочетание в предложении | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Практическая работа; |
135. | Анализ текстов по критериям: правильность, богатство, выразительность | 1 | 0 | 0 | 07.04.2023 | Практическая работа; |
136. | . Учимся писать сочинения-рассуждения | 1 | 0 | 1 | 10.04.2023 | Письменный контроль; |
137. | Простое и сложное предложение (ознакомление) | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
138. | 138. Сложное предложение | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
139. | 139. Союз: союзы и, а, но в простых и сложных предложениях | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
140. | Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но | 1 | 0 | 0 | 14.04.2023 | Практическая работа; |
141. | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Практическая работа; |
142. | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
143. | Работа с текстом: анализ смысловых и речевых ошибок | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Практическая работа; |
144. | Сложные предложения: бессоюзные предложения (без называния терминов) | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
145. | . Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
146. | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
147. | Определение типов текста и создание собственных текстов заданного типа. Составление плана текста, написание текста по заданному плану | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
148. | Прямая речь (ознакомление | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; |
149. | Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов авторв | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Практическая работа; |
150. | Учимся писать сочинения-описания | 1 | 0 | 1 | 02.05.2023 | Практическая работа; |
151. | Звуко-буквенный разбор слова | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Практическая работа; |
152. | Производить разбор слова по составу. Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи | 1 | 0 | 0 | 04.05.2023 | Практическая работа; |
153. | . Лексическое значение слова | 1 | 0 | 1 | 05.05.2023 | Словарный диктант; |
154. | Повторение и продолжение работы: наблюдение за использование в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи) | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Практическая работа; |
155. | Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова | 1 | 0 | 1 | 11.05.2023 | Контрольное списывание; |
156. | Имя существительное. Грамматические признаки | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Практическая работа; |
157. | Имя прилагательное. Грамматические признаки | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Практическая работа; |
158. | Служебные части речи: предлог, частица, союз.Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 16.05.2023 | Диктант; |
159. | Местоимение. Личные местоимения | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Практическая работа; |
160. | Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Практическая работа; |
161. | Глагол. Грамматические признаки | 1 | 0 | 0 | 19.05.2023 | Практическая работа; |
162. | Слово. Словосочетание. Предложение | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Практическая работа; |
163. | Словосочетание. Предложение | 1 | 0 | 0 | 23.05.2023 | Практическая работа; |
164. | Простое предложение. Главные члены предложения | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Практическая работа; |
165. | Учимся писать орфограммы, изученные в начальной школе | 1 | 0 | 0 | 25.05.2023 | Практическая работа; |
166. | Резерв | 5 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 6 | 21 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник, методическое пособие, интерактивное пособие, плакаты, таблицы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http\school-collection.edu.ru
1 september.ru
https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola/ https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnaya-shkola/ https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Экран
Колонки
Таблицы демонстрационные «Русский язык 4 кл.»
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.