МБОУ «Амгино-Олекминская СОШ»
Олекминский район
Республика Саха (Якутия)
Рассмотрено Протокол заседаний МО ________________________/Янкова К.В./ от «____»_______________________20____г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «А-О СОШ» ______________________/Соловьева Л.И./ от «____»_____________________20____г. | Утверждено Вр..и.о. директора МБОУ «А-О СОШ» _____________________/Соловьева Л.И./ от «____»______________________20____г. |
Рабочая программа
по психологии «Познай себя»
10 класс
Составила:
педагог-психолог
Непряхина И.Л.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 10 классе» под редакцией Дубровиной Д.В.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.
Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
Задачи курса:
Формирование психологических знаний;
Выработка собственной личностной позиции;
Развитие способностей к критической переработке информации;
Осознание особенностей человеческой психики и социального поведения;
Выработка собственной личностной позиции;
Развитие умений конструктивно решать конфликты;
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни;
Развитие способностей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
Воспитание уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Рабочая программа по психологии учитывает использование дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей в период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями.
Ожидаемые, планируемые результаты
Предметные результаты:
Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
Понимание психологических механизмов развития способностей.
Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.
В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы.
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 34 часа.
Учебно-тематический план, 10 класс
№ | Разделы программы | Количество часов, рассчитанных по программе | Количество часов по планированию учителя |
1. | Введение. | 1 ч. | 1 ч. |
2. | Познавательные процессы, способности. | 8 ч. | 8 ч. |
3. | Личность. | 15 ч. | 15 ч. |
4. | Саморегуляция | 5 ч. | 5 ч. |
5. | Возрастная психология | 5 ч. | 5 ч. |
Всего | 34 ч. | 34 ч. |
Содержание тем курса
Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера).
Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная или директивная дискуссия, эвристическая беседа, ролевое обучение и т.д.
Программа «Основы психологии в школе» (10 класс) охватывает все основные разделы общей психологии, а также социальной и возрастной.
Программа 10-го класса имеет пять разделов, есть специальные темы, на которых лекционно излагается материал (например, по психоанализу З. Фрейда, теории личности Адлера и Маслоу).
Практическую направленность имеют занятия, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению.
При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели занятия; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога.
Календарно-тематический план, 10 класс
№ | Наименование раздела программы – Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
| Раздел 1 Введение – 1час | |
1 | Предмет психологии, история развития, отрасли психологии. | 1 | | | |
| Раздел 2 Познавательные процессы, способности – 8 ч. | |
2 3 | Внимание (лекция) Внимание (практикум) | 2 | | | |
4 5 | Память (лекция) Память (практикум) | 2 | | | |
6 7 | Мышление (лекция) Мышление (практикум). Интеллект. | 2 | | | |
8 | Творческие способности. Креативность. | 1 | | | |
9 | Мозг и психика. Межполушарная асимметрия. | 1 | | | |
| Раздел 3 Личность – 15 ч. | | |
10 | Личность. | 1 | | | |
11 | Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд). | 1 | | | |
12 | Индивидуальная теория личности (А. Адлер). | 1 | | | |
13 | Бихевиоризм. | 1 | | | |
14 | Гуманистическая теория личности (А. Маслоу). | 1 | | | |
1516 | Темперамент (лекция) Темперамент (практикум). | 2 | | | |
17 | Характер | 1 | | | |
18 | Самопознание «Я - концепция». | 1 | | | |
19 | Самоотношение. | 1 | | | |
20 21 | Эмоции и чувства (лекция) Эмоции и чувства (практикум). | 2 | | | |
22 | Любовь. | 1 | | | |
23 | Экология любви. | 1 | | | |
24 | Дружба. | 1 | | | |
| Раздел 4 Саморегуляция – 5 ч. | |
25 | Стресс. | 1 | | | |
26 | Саморегуляция. | 1 | | | |
27 | Обобщающий урок | 1 | | | |
28 | Профилактика аддиктивного поведения. | 1 | | | |
29 | Позитивное мышление. | 1 | | | |
| Раздел 5 Возрастная психология – 5 ч. | |
30 | Психологические особенности развития ребенка. | 1 | | | |
31 | От рождения до школы | 1 | | | |
32 | Подростковый возраст. | 1 | | | |
33 | Юность | 1 | | | |
34 | Зачетное занятие. Закрепление. Обобщение. | 1 | | | |
| | |
Всего | 34 часа | | |