СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по психологии "Познай себя"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психологии "Познай себя"»

МБОУ «Амгино-Олекминская СОШ»

Олекминский район

Республика Саха (Якутия)



Рассмотрено

Протокол заседаний МО

________________________/Янкова К.В./

от «____»_______________________20____г.


Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «А-О СОШ»

______________________/Соловьева Л.И./

от «____»_____________________20____г.


Утверждено

Вр..и.о. директора МБОУ «А-О СОШ»

_____________________/Соловьева Л.И./

от «____»______________________20____г.




Рабочая программа

по психологии «Познай себя»

10 класс







Составила:

педагог-психолог

Непряхина И.Л.





2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка


Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 10 классе» под редакцией Дубровиной Д.В.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.

Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

Задачи курса:

  • Формирование психологических знаний;

  • Выработка собственной личностной позиции;

  • Развитие способностей к критической переработке информации;

  • Осознание особенностей человеческой психики и социального поведения;

  • Выработка собственной личностной позиции;

  • Развитие умений конструктивно решать конфликты;

  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни;

  • Развитие способностей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;

  • Воспитание уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Рабочая программа по психологии учитывает использование дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей в период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями.

Ожидаемые, планируемые результаты

Предметные результаты:

  1. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.

  2. Понимание психологических механизмов развития способностей.

  3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.

  4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.

  5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.



Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.

  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  7. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.

В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы.

В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 34 часа.



Учебно-тематический план, 10 класс

Разделы программы

Количество часов, рассчитанных по программе

Количество часов по планированию учителя

1.

Введение.

1 ч.

1 ч.

2.

Познавательные процессы, способности.

8 ч.

8 ч.

3.

Личность.

15 ч.

15 ч.

4.

Саморегуляция

5 ч.

5 ч.

5.

Возрастная психология

5 ч.

5 ч.

Всего

34 ч.

34 ч.



Содержание тем курса

Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера).

Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная или директивная дискуссия, эвристическая беседа, ролевое обучение и т.д.

Программа «Основы психологии в школе» (10 класс) охватывает все основные разделы общей психологии, а также социальной и возрастной.

Программа 10-го класса имеет пять разделов, есть специальные темы, на которых лекционно излагается материал (например, по психоанализу З. Фрейда, теории личности Адлера и Маслоу).

Практическую направленность имеют занятия, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению.

При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели занятия; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога.

Календарно-тематический план, 10 класс

Наименование раздела программы –

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту


Раздел 1 Введение – 1час


1

Предмет психологии, история развития, отрасли психологии.


1






Раздел 2

Познавательные процессы, способности – 8 ч.




2

3



Внимание (лекция)

Внимание (практикум)

2




4

5

Память (лекция)

Память (практикум)


2




6

7

Мышление (лекция)

Мышление (практикум).

Интеллект.


2




8

Творческие способности. Креативность.


1




9

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия.

1





Раздел 3 Личность – 15 ч.



10

Личность.


1




11

Психоаналитическая теория личности

(З. Фрейд).

1




12

Индивидуальная теория личности (А. Адлер).


1




13

Бихевиоризм.


1




14

Гуманистическая теория личности (А. Маслоу).


1




1516

Темперамент (лекция)

Темперамент (практикум).


2




17

Характер


1




18

Самопознание «Я - концепция».


1




19

Самоотношение.


1




20


21

Эмоции и чувства (лекция)

Эмоции и чувства (практикум).


2




22

Любовь.


1




23

Экология любви.


1




24

Дружба.


1





Раздел 4 Саморегуляция – 5 ч.




25

Стресс.

1





26

Саморегуляция.


1




27

Обобщающий урок


1




28

Профилактика аддиктивного поведения.


1




29

Позитивное мышление.


1





Раздел 5 Возрастная психология – 5 ч.


30

Психологические особенности развития ребенка.


1




31

От рождения до школы


1




32

Подростковый возраст.


1




33

Юность


1




34


Зачетное занятие.

Закрепление. Обобщение.

1







Всего

34 часа