МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ СРМК
________________Е.В. Бледных
«01» июня 2023 г.
рабочая ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 13 Биология
Технологический профиль
Специальность: | 15.02.16 Технология машиностроения |
Курс | 1 |
Группа | Т-11 |
Ставрополь 2023
Рабочая программа учебного дисциплины ОД.13 Биологияразработана с учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины Биология» для профессиональных образовательных организаций (базовый уровень, объем - 60 часов), утверждённой на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования (протокол № 14 , от 30 ноября 2022 г.).
-на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образованияутверждённого приказом Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями в действующей редакции),
-утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2017 г. N 1196 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 Технология машиностроения с изменениями и дополнениями от 1 сентября 2022 г.
-положений федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования: 15.02.16 Технология машиностроения укрупненная группа специальности 15.00.00 Машиностроение
ОДОБРЕНО
На заседании кафедры Математических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 10 от «15» мая 2023 г. Зав. кафедрой _________ Т.П.Фатьянова | | |
Согласовано: Методист ______________ В.И.Панова |
Рекомендована научно - методическим советом, протокол № 7 от 25.05.2023г.
Экспертным советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», заключение Экспертного совета № 14 от «24» мая 2023 г.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ СРМК И. В. Лободина.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ общеобразовательной дисциплины | 4 |
СТРУКТУРА и содержание общеобразовательной дисциплины | 14 |
условия реализации ПРОГРАММЫ общеобразовательной дисциплины | 25 |
Контроль и оценка результатов Освоения общеобразовательной дисциплины | 27 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Общеобразовательнаядисциплина ОД.13 Биология является обязательной частью / частью, формируемой участниками образовательных отношений, общеобразовательного цикла образовательной программы СПО (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.16Технология машиностроения.
Учебная дисциплинаОД.13 Биология является частью предметной области Естественно научные предметы ФГОС среднего общего образования, изучается обучающимися в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования сучетом профильной направленности получаемого профессионального образования по указанной специальности СПО на базовом уровне.
Рабочая программа разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98).
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения ОД.13 Биология является достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение общеобразовательная дисциплина имеет при формировании общих (ОК)и профессиональных (ПК) компетенций.
Принцип профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины реализуется через корреляцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими и профессиональными компетенциями СПО и введения тем профессионально ориентированного содержания.
Освоение содержания общеобразовательной дисциплины ОД.13 Биология обеспечивает достижениеобучающимися следующихрезультатов:
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В областиэкологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования |
ПК 1.1. Использовать конструкторскую и технологическую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей машин. | - самостоятельноформулироватьиактуализировать проблему, рассматриватьеевсесторонне; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; иметь внутреннюю мотивацию, включающую стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; иметь интерес к различным сферам профессиональнойдеятельности, -умение совершать осознанный выбор будущей профессиииреализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; - анализировать полученные в ходе решениязадачирезультаты,критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; самостоятельно составлятьпланрешенияпроблемысучетомимеющихсяресурсов, собственных возможностей и предпочтений; готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие; владетьнавыкамиполученияинформации и источников разных типов, владетьразличнымиспособамиобщенияивзаимодействия; - аргументированновестидиалог,уметьсмягчатьконфликтныеситуации; | - уметь обрабатывать, систематизировать и обобщать информацию; - уметь оформлять отчетную документацию; - уметь проводить самопроверку и взаимопроверку; - знать и соблюдать основы здорового образа жизни; - учитывать профессиональные риски для здоровья и применять профилактические мероприятия; - соблюдать экологические нормы самовоспитания. -уметь организовывать работу подгруппы с учетом состояния здоровья участников рабочего процесса - уметь разрабатывать техпроцессы переработки вторсырья. |
ПК 2.3. Осуществлять проверку реализации и корректировки управляющих программ на технологическом оборудовании. |
ПК 5.2. Сопровождать подготовку финансовых документов по производству и реализации продукции машиностроительного производства, материально-техническому обеспечению деятельности подразделения |
Реализация воспитательного потенциала содержания рабочей программы,
дисциплины достигается посредством решения воспитательных задач в ходе каждого занятия в единстве с задачами обучения и развития личности студента; целенаправленного отбора содержания учебного материала, использования современных образовательных технологий.
Воспитательный потенциал предмета направлен на достижение следующих личностных результатов (ЛР), составляющих Портрет выпускника СПО, определенного рабочей Программой воспитания:
ЛР1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
ЛР5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;
ЛР6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;
ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
ЛР8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;
ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;
ЛР12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;
ЛР13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.
1.3. Индивидуальная проектная деятельность
Индивидуальный проект (далее – проект) представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), предусмотренную в учебном плане. Это комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Индивидуальный проект выполняется по тематике, предлагаемой преподавателями в рамках своих дисциплини отраженной в рабочей программе дисциплины, или тема формулируется обучающимся при участии преподавателя индивидуально, учитывая круг интересующих обучающегося проблем.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания по ОД.13 Биология;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из типов: исследовательский, практикоориентированный, информационно-поисковый, творческий, игровой.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта. Тематика проектов профессиональной направленности представлена в приложении 1.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 60 |
в т.ч. | |
Основное содержание | 60 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 34 |
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание | 6 |
практические занятия | 22 |
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание | 8 |
лабораторные занятия | 4 |
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание | 2 |
Индивидуальный проект | да |
Промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета с ОД.12 Химия | |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр | | |
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | 16 | |
Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Основное содержание | 2 | ОК 2 ПК 1.1. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток. Профессионально-ориентированное содержание. Бионические технологии. | |
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Основное содержание | 6 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 4 ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги) | |
Лабораторные занятия№1 Изучение клетки под микроскопом. | 2 |
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ:«Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов | |
Профессионально-ориентированное содержание. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, | 2 |
Практическое занятие №1. Подготовка и защита презентаций по профилактическим мероприятиям по укреплению иммунитета токаря в контексте профессиональных заболеваний. |
| |
Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | Основное содержание | 2 | ОК - 1 ОК – 2 ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | |
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства. Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. | 4 |
Практические занятие №2 Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК |
Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Основное содержание | 2 | ОК – 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза Профессионально-ориентированное содержание. Влияние вредного производства на мутацию клеток. | |
Контрольная работа№1 | Молекулярный уровень организации живого | 2 | |
Раздел 2. Строение и функции организма | 12 | |
Тема 2.1.Строение организма | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 2.3. ПК 5.2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности | |
Тема 2.2. Формы размножения организмов | Основное содержание | 2 | ОК – 2 ПК 1.1. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение | |
Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.1. ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений. Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов | |
Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков | Основное содержание | 2 | ОК – 1 ОК – 2 ПК 1.1. ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | |
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом | 2 |
Практические занятия №3 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания |
Тема 2.6. Закономерности изменчивости | Основное содержание | 2 | ОК – 1 ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.1. ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | |
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека | 2 |
Практические занятия №4. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания |
Контрольная работа№2 | Строение и функции организма | 2 | |
2 семестр | | | |
Раздел 3. Теория эволюции | 6 | |
Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция | Основное содержание | 2 | ОК – 2 ОК – 4 ПК 1.1. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции | |
Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Основное содержание | 2 | ОК – 2 ОК – 4 |
Теоретическое обучение: | |
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот | |
Практические занятия №5.Подготовка и анализ сообщений по теме «Гипотезы и теории происхождения жизни на Земле» | 2 | |
Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез | Основное содержание | 2 | ОК – 2 ОК – 4 ПК 2.3 ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность человека к разным условиям среды. Профессионально-ориентированное содержание. Анализ предрасположенности различных рас к различным видам производства | |
Раздел 4. Экология | 18 | |
Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Основное содержание | 2 | ОК – 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 1.1. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда | |
Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Основное содержание | 4 | ОК – 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | 4 |
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни |
Практические занятия №6: Составление таблиц проведения сравнительного анализа правил жизнедеятельности экосистем. |
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии |
Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система | Основное содержание | 2 | ОК – 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 1.1. ПК 2.3. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности | |
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Основное содержание | 4 | ОК – 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ПК 1.1. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью | |
Профессионально-ориентированное содержание. На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью Практические занятия №7 Составление предложений по эффективности переработки отходов производства во вторсырье. | 2 |
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Основное содержание | 4 | ОК – 2 ОК - 4 ОК – 7 ПК 2.3. ПК 5.2. |
Теоретическое обучение: | 2 |
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания | 2 |
Профессионально-ориентированное содержание. «Умственная работоспособность» Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов. В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, (низкие и высокие температуры)»физическая нагрузка и т.д. Лабораторное занятие №2 Составление памятки благоприятных факторов влияющих на здоровье специалиста с учетом профессиограммы | 2 |
Контрольная работа№3 | Теоретические аспекты экологии | 2 | |
Раздел 5. Биология в жизни | 6 | ОК – 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК 1.1. ПК 2.3. ПК 5.2. |
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Основное содержание | 2 |
Профессионально-ориентированное содержание |
Теоретическое содержание. | 2 |
Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) |
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Практические занятия №8. Выполнение кейсовых заданий «Современные материалы в сфере биотехнологий» | 4 |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего | | 60 | |
2.3 Междисциплинарный подход
В соответствии со ФГОС СОО и ФГОС СПО основными подходами в преподавании дисциплины являются:
1. Системно-деятельностный подход - это интеграция системного и деятельностного подходов, где цель, методика обучения определяются с позиций системного подхода, а деятельностный подход рассматривается как инструмент достижения цели.
2. Компетентностный подход - это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию.
Междисциплинарный подход к отбору содержания дисциплины ОД.13 Биологияс учетом профессиональной направленности ППССЗ представлены в таблице 1.
Междисциплинарный подход к отбору содержания дисциплины ОД.13 Биология с учетом профессиональной направленности ППССЗ представлен в таблице 2.
Междисциплинарность реализуется через междисциплинарные (межпредметные) связи разного типа и проявляется в способности обучающихся участвовать в решении комплексных задач.
Междисциплинарные связи предполагают взаимную согласованность программ учебных дисциплин и курсов, обусловленную характером наук и дидактическими целями.
Преемственность образовательных результатов общеобразовательной подготовки обеспечивается:
междисциплинарным подходом к отбору содержания общеобразовательной дисциплины(далее ОП) с учетом профессиональной направленности ППССЗ;
интеграцией ОП с дисциплинами и курсами общеобразовательного цикла.
Интенсификация учебного процесса достигается через интегрированные занятия с ОП и курсами общеобразовательного цикла (таблица 1).
Междисциплинарный подход к отбору содержания дисциплины ОД.13 Биология с учетом профессиональной направленности ППССЗ
Таблица 1
Наименование тем общеобразовательной дисциплины | Образовательные Результаты(ОК) | Вид занятия. Вид деятельности обучающихся | Объем часов | Наименование дисциплин ОД, ОП, ПМ (МДК). Наименование тем общеобразовательной дисциплины | Объем Часов |
ОД.13 Биология Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | ОК 01 ОК 09 | Лабораторная работа | 2 | ОД.09 Физическая культура Тема 1.2 Здоровье и здоровый образ жизни | 2 |
ОД.13 Биология Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | ОК 01-ОК.09 ОК 04 ОК 05 | Практическое занятие Бинарное занятие | 2 | ОД.08 Информатика Тема 7. Практическая работа №4 Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации | 2 |
ОД.13 Биология Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков | ОК 01-ОК.09 ОК 04 ОК 05 | Практическое занятие | 2 | ОД 11. Физика Тема: Свободные механические колебания. Вынужденные механические колебания | 2 |
ОД.13 Биология Тема 2.6. Закономерности изменчивости | ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | Практическое занятие Интегрированное занятие | 2 | ОД.08 Информатика Тема 9: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации | 2 |
ОД.13 Биология Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | ОК 01, ОК 02, ОК 03, , ОК 05, ОК 06 | Практическое занятие | 2 | ОД.14 Индивидуальный проект Тема 5. Практическое занятие № 3. Определение объекта и предмета по теме исследования | 2 |
ОД.13 Биология Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Практическое занятие | 2 | ОД.06 Иностранный язык Тема: 1.3.5. Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных. | 2 |
Профильная направленность дисциплины
Таблица 2
Предметное содержание ОД | Образовательные результаты | Вид занятия. Вид деятельности обучающихся | Объем часов | Наименование дисциплин ОП, ПМ (МДК) | Объем часов |
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток Практическое занятие №1. Подготовка и защита презентаций по профилактическим мероприятиям по укреплению иммунитета токаря в контексте профессиональных заболеваний. | ОК-01, ОК-02, ОК-07 ПК 1.1, ПК 2.3 | Практическое занятие Бинарное занятие | 2 | ОП.03 Материаловедение Тема 1Понятие о материаловедении. Атомно-кристаллическое строение металлов | 2 |
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу. Практические занятия №7 Составление предложений по эффективности переработки отходов производства во вторсырье. | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ПК 1.1, ПК 2.3 | Практическое занятие Выполнение кейс-задания Тестирование | 2 | ОП.04 Метрология, стандартизация и сертификация Тема 9.Взаимозаменяемость деталей по форме и взаимному расположению поверхностей | 2 |
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Лабораторные занятия №2 Составление памятки благоприятных факторов влияющих на здоровье специалиста с учетом профессиограммы. | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ПК1.1, ПК 2.3 | Практическое занятие Выполнение кейс-задания Тестирование | 2 | ОП.04 Метрология, стандартизация и сертификация Тема1.1История развития стандартизации. Нормативно-правовая основа стандартизации | 2 |
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого. Практические занятия №8. Выполнение кейсовых заданий «Современные энергетические технологии в сфере биотехнологий» | ОК-01, ОК-02, ПК1.1, ПК 2.3 ПК 5.2. | Поисковая работа Работа в группах Практическая работа | 4 | ОП.03Материаловедение Знакомство с металлографическим микроскопом. Микроанализ чугунов. | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: секундомер, пинцеты, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд колледжа имеет электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания
3.2.1 Основная литература
Каталог материалов: сайт: Библиотека цифрового образовательного контента Моя школа.- URL:https://lib.myschool.edu.ru/ (дата обращения: 26.04.2023). – Режим доступа: свободный: регистрация
Биология. 10 класс (базовый уровень) : учебник / Д. К. Беляев, О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова ; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2022. - 223 с. - ISBN 978-5-09-099553-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922231 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
Биология. 11 класс (базовый уровень) : учебник / Д. К. Беляев, О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова ; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2022. - 223 с. - ISBN 978-5-09-099554-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922256 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке
Сивоглазов, В. И. Биология. 10 класс. Общая биология (базовый уровень) : учебник / В. И. Сивоглазов, Е. Т. Захарова, И. Б. Агафонова. - 10-е изд., стереотипное - Москва : Просвещение, 2022. - 256 с. - ISBN 978-5-09-099560-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922263 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке
Сивоглазов, В. И. Биология. 11 класс. Общая биология (базовый уровень) : учебник / В. И. Сивоглазов, Е. Т. Захарова, И. Б. Агафонова. - 8-е изд., стереотипное - Москва : Просвещение, 2022. - 208 с. - ISBN 978-5-09-099561-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1923086 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
3.2.2 Дополнительная литература
Захаров, В. Б. Биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / В. Б. Захаров, Н. И. Романова, Е. Т. Захарова ; под ред. Е. А. Криксунова. - Москва : ООО "Русское слово-учебник", 2021. - 352 с. - (ФГОС. Инновационная школа). - ISBN 978-5-533-01425-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2003488 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
Каменский, А. А. Биология. 11 класс (базовый уровень) : учебник / А. А. Каменский, Е. К. Касперская, В. И. Сивоглазов. - Москва : Просвещение, 2022. - 208 с. - ISBN 978-5-09-099556-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922259 (дата обращения: 31.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Всероссийские интернет-олимпиады. - URL: https://online- olympiad.ru / (дата обращения: 12.07.2022). - Текст: электронный.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
| Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живого» |
ОК 02 | Биология как наука. Общая характеристика жизни | Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Структурно-функциональная организация клеток | Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах Выполнение и защита лабораторных работ: «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Практическое занятие. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем |
ОК 01 ОК 02 | Структурно-функциональные факторы наследственности | Фронтальный опрос Разработка глоссария Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК |
ОК 02 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ |
ОК 02 ОК 04 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Обсуждение по вопросам лекции Разработка ленты времени жизненного цикла |
| Раздел 2. Строение и функции организма | Контрольная работа “Строение и функции организма” |
ОК 02 ОК 04 | Строение организма | Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций |
ОК 02 | Формы размножения организмов | Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов |
ОК 02 ОК 04 | Онтогенез растений, животных и человека | Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам Тест/опрос Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) |
ОК 02 ОК 04 | Закономерности наследования | Разработка глоссария Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания |
ОК 01 ОК 02 | Сцепленное наследование признаков | Тест Разработка глоссария Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Закономерности изменчивости | Тест. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания |
| Раздел 3. Теория эволюции | Контрольная работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле” |
ОК 02 ОК 04 | История эволюционного учения. Микроэволюция | Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов Разработка ленты времени развития эволюционного учения |
ОК 02 ОК 04 | Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической терминологии и символики для доказательства родства организмов разных систематических групп Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле |
ОК 02 ОК 04 | Происхождение человека – антропогенез | Фронтальный опрос Разработка ленты времени происхождения человека |
| Раздел 4. Экология | |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 | Экологические факторы и среды жизни | Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 | Популяция, сообщества, экосистемы | Составление схем круговоротавеществ, используя материалы лекции Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 | Биосфера - глобальная экологическая система | Оцениваемая дискуссия Тест |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 | Влияние антропогенных факторов на биосферу | Тест Практическая работа “Отходы производства” |
ОК 02 ОК 04 ОК 07 | Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Оцениваемая дискуссия Выполнение лабораторной работы на выбор: "Умственная работоспособность", "Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)" |
| Раздел 5. Биология в жизни | Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Биотехнологии в жизни каждого | Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Промышленная биотехнология | Выполнение кейса на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Социально-этические аспекты биотехнологий | Выполнение кейса на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Биотехнологии и технические системы | Выполнение кейса на анализ информации о развития биотехнологий с применением технических систем (по группам), представление результатов решения кейсов |
ПК 1.1. | Структурно-функциональная организация клеток; Влияние антропогенных факторов на биосферу; Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека; Биотехнологии в жизни каждого; | Подготовка презентаций. Составление рационализаторских предложений. Составление здоровье-сберегающей памятки. Выполнение кейсовых заданий |
ПК 2.3. | Влияние антропогенных факторов на биосферу. Биотехнологии в жизни каждого. | Составление здоровье-сберегающей памятки. Выполнение кейсовых заданий; |
ПК 5.2. | Структурно-функциональная организация клеток; Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека; | Подготовка презентаций; Составление здоровье-сберегающей памятки; |
Оценка формирования и развития общих компетенций, достижения обучающимися личностных результатов осуществляется посредством интерпретации результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения общей компетенции, за активностью в освоении учебной дисциплины на занятиях, за организацией собственной учебной деятельности, наличием ответственности за результат учебы, присутствием культуры потребления информации; активностью участия во внеурочных мероприятиях подисциплине, соблюдением этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и с учетом иных критериев (см.раздел 2 рабочей Программы воспитания).
Полученные результаты наблюдений учитываются при проведении комплексной оценки по завершению учебного года.
Приложение №1
Тематика индивидуальных проектов профессиональной направленности
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение
Современный тип развития человека. Человеческие расы.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Разработка основных методов контроля качества биотехнологических материалов.
Рынок нанотехнологий-возможности применения в биологии и медицине.
Разработчик:
И. В. Лободина преподаватель _____________________
1