МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»
Рассмотрена Принята Утверждена
на заседании МО на педагогическом совете приказом № 101
Протокол № 5 протокол № 9 от 18.07.2020
от 02.06.2020 от 15.06.2020 Директор школы:
_______ Плохоцкая Т. В. _______М.Ю. Слепухова
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
начального общего образования
1-4 классы
УМК «Перспектива»
(2020-2024 гг.)
Учителя начальных классов: Бугрова Л.В.
Иванникова Т.А.
Косинова Н.А.
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, с изменениями от 31.12.2015 Приказ № 1576)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81, Изменений №4, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2019 г. № 8);
Приказ Минпросвещения России «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего
среднего общего образования» от 28 декабря 2018 г. N 345(ред. от 18.05.2020г.)
Примерная программа по технологии в 1-4 классах, авторская программа Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология» (УМК «Перспектива»).
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС.
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» для учащихся 1-4 классов, обучающихся по ФГОС
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с
жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных
ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю.
Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Учебно–тематический план
№ п\п | Название раздела | 1 класс (кол-во часов) | 2 класс (кол-во часов) | 3 класс (кол-во часов) | 4 класс (кол-во часов) |
1 | Давайте познакомимся | 3 | 1 | 1 | 1 |
2 | Человек и земля | 21 | 23 | 21 | 21 |
3 | Человек и вода | 3 | 3 | 4 | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Человек и информация | 3 | 4 | 5 | 6 |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Виды работ на уроках - индивидуальные, работа в парах, коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом. Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, исследовательские, методы проектной деятельности.
Виды и формы контроля
Контролирующую функцию несут: выполнение работы по образцу, коллективное выполнение работы, творческие проекты, самостоятельное создание поделок на заданную тему.
В начале каждого урока проводится беседа с детьми по теме урока, зачитывается вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский языки литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт
преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформироватъ у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика- моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
раскрой деталей, выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и. моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР
(цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Ведущая идея курса «Технология» — системная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап проектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных материалов, необходимых для изготовления изделия.
Реализация поставленных задач осуществляется за счёт использования игровых технологий, а также хорошо знакомых героев УМК «Технология» Ани и Вани, которые вместе с учащимися путешествуют по современному городу.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.
Основными материалами для работы по-прежнему остаются бумага и картон. В каждом классе учащиеся получают новые знания об общих свойствах различных видов бумаги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении разрыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность поверхности, деформация при намокании, скручиваемость, впитывающая способность. Формируются навыки использования особенностей бумаги для изготовления изделий из папье-маше; умения под руководством учителя подбирать бумагу для работы над такими изделиями.
Учащиеся осваивают технологию создания объёмных изделий из бумаги с использованием особенностей этого материала, технологию создания оригами.
Основы культуры труда прививаются в процессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые навыки, следовать правилам технолога.
Проектная деятельность учащихся осуществляется на основе технологической карты как средства реализации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. Учащиеся находят общие закономерности в выполнении изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок. Школьники осмысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.
В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности)
Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым, сверстникам.
Обучающиеся получат возможность
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность:
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
Обучающиеся получат возможность:
понимать значение использования компьютера для получения информации;
осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
выделять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
Обучающиеся получат возможность:
определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
проводить защиту проекта по заданному плану;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;
выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.
Регулятивные
У обучающегося будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
выделять познавательную задачу из практического задания;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами, и вносить изменения в свои действия;
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
приводя аргументы «за» и «против»;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
вести диалог на заданную тему;
использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Календарно – тематическое планирование 1 класс (33 ч) Учебник:Н.И.Роговцева,Н.В.Богданова,И.П.Фрейтаг «Технология 1 класс»
№урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Коррект.и её причина |
план | факт |
Давайте познакомимся (3 часа) |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Я и мои друзья. | 1ч | | | Урок открытия нового знания. | |
2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
3 | Что такое технология. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
Человек и земля (21 ч) |
4 | Природный материал. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
5 | Пластилин. Приемы работы с пластилином | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
6 | Работа с пластилином. «Мудрая сова» | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
7 | Растения. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
8 | Выращивание растений. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
9 | Работа с бумагой. Бумага. Правила работы ножницами. Приемы работы с бумагой. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
10 | Бумага. Правила работы с шаблоном из рабочей тетради. Разметка бумаги приемом сгибания. Изготовление закладки для книг. | 1ч | | | Урок открытия нового знания. | |
11 | Работа с пластилином. Насекомые. Пчёлы. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
12 | Работа с пластилином. Дикие звери. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
13 | Работа с бумагой. Новый год. Украшения на ёлку. Проект "Украшаем класс к Новому году" | 1ч | | | Урок развивающего контроля. | |
14 | Работа с пластилином. Домашние животные. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
15 | Экскурсия по улицам нашего города. Такие разные дома. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
16 | Работа с пластилином. Посуда. Сервировка стола для чаепития. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
17 | Посуда. Проект "Чайный сервиз" | 1ч | | | Урок разв.контроля | |
18 | Работа с разным материалом. Свет в доме. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
19 | Работа с бумагой. Мебель. Уборка квартиры. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
20 | Работа с тканью. Одежда. Ткань. Нитки. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
21 | Работа с тканью. Учимся шить. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
22 | Работа с тканью. Учимся шить. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
23 | Работа с тканью. Учимся шить. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
24 | Работа с бумагой. Передвижение по земле. Санки. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
Человек и вода (2 часа) |
25 | Вода в жизни растений. Прорастание семян. Выращивание растений. Питьевая вода. | | | | Урок открытия нового знания. | |
26 | Передвижение по воде. Плот. Кораблик из бумаги. | | | | Открытие нового знания. | |
Человек и воздух (3 ч) |
27 | Использование ветра. Вертушка. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
28 | Полёты птиц. Попугай. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
29 | Полёты человека. Парашют. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
Человек и информация (3ч) |
30 | Способы общения. Компьютер. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
31 | Важные номера телефонов. | 1 ч | | | Открытие нового знания. | |
32 | Правила дорожного движения. | 1ч | | | Открытие нового знания. | |
33 | Что я знаю. Что я могу. | 1 ч | | | Урок развивающего контроля. | |
Календарно – тематическое планирование 2 класс (34 ч)
Учебник:Н.И.Роговцева,Н.В.Богданова,И.П.Фрейтаг «Технология 2 класс»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата по плану | Дата факт | Корректировка |
1. | ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ Как работать с учебником. | 1ч 1 | Урок открытия нового знания | | | |
2. | Человек и земля Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука» | 22ч 1 | Открытия нового знания | | | |
3. | Посуда. Изделие из ниток и картона «Корзинка с цветами» | 1 | Открытие нового знания | | | |
4. | Работа с пластичными материалами (пластилин) Изделие «Семейка грибов на поляне» | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
5. | Работа с пластичными материалами (тестопластика) Игрушка из теста. | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
6. | Работа с пластичными материалами Проект «Праздничный стол» | 1 | Открытия нового знания | | | |
7. | Народные промыслы. Хохлома. Изделие из бумаги и картона «Золотая хохлома» | | Урок открытия нового знания | | | |
8. | Народные промыслы. Городец. Изделие из бумаги и картона «Городецкая роспись» | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| | | | |
9. | Народные промыслы. Дымково. Изделие из глины «Дымковская игрушка» | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
10. | Народные промыслы. Изделие из картона «Матрешка». | 1 | Открытие нового знания | | | |
11. | Народные промыслы. Работа с пластичными материалами(тестопластика). Рельефные работы. | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
12. | Домашние животные и птицы. Легоконструирование Лошадка. | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
13. | Домашние животные и птицы. Изделие из крупы «Курочка»;«Петушок» | 1 | Открытие нового знания | | | |
|
14. | Домашние животные и птицы. Легоконструирование «Деревенский двор» | 1 | | |
Открытия нового знания | |
15. | Новый год. Изделия из бумаги и картона «Новогод-няя маска». | 1 | Открытия нового знания | | | |
16. | Строительство. Изделие из картона «Изба»,«Крепость» | 1 | Открытия нового знания | | | |
17. | В доме. Изделие из ниток «Домовой» | 1 | Открытия нового знания | | | |
18. | Работа с картоном Проект «Убранство избы» | 1 | Открытия нового знания | | | |
19. | В доме. Работа с бумагой. Плетение. «Коврик» | 1 | Открытия нового знания | | | |
20. | Внутреннее убранство избы. Легоконструирование. | 1 | Открытия нового знания | | | |
21. | Народный костюм. Изделие из картона и ниток «Русская красавица» | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
22. | Народный костюм. Строка косых и тамбурных стеков. Костюмы для мальчика и девочки. | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
23. | Работа с ткаными материалами. Изделие «Кошелёк», «Салфетка» | 1 | Открытия нового знания | | | |
24. | Человек и вода Рыболовство. Изонить. Изделие «Золотая рыбка» | 4ч 1 | Открытие нового знания | | | |
25. | Работа с бумагой и картоном. Проект «Аквариум» | 1 | Открытия нового знания | | | |
26-27. | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалка» | 2 | Урок открытия нового знания | | | |
28. | Человек и воздух Птица счастья. Работа с бумагой. Изделие «Птица счастья» | 3ч. 1 | Урок открытия нового знания | | | |
29. | Использование ветра. Моделирование и легоконст-руирование. Изделие «Ветряная мельница» | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
|
30. | Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер» | 1 | Открытия нового знания | | | |
31. | Человек и информация Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка – ширма» | 3ч. 1 | Урок открытия нового знания | | | |
32-33. | Поиск информации в Интернете. | 2 | Открытие нового знания | | | |
|
| | |
|
34 | Проектная деятельность. | 1 | Открытие нового знания | | | |
Календарно – тематическое планирование 3 класс (34 ч)
Учебник: Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг «Технология 3 класс»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Дата план факт | Корректировка и ее причины |
| Введение Как работать с учебником. | 1 1 | Урок отработки умений и рефлексия | | | |
| Человек и земля Архитектура. Работа с бумагой. Изделие: «Дом». | 21 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Городские постройки. Работа с проволокой. Изделие: «Телебашня». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Парк. Работа с природным материалом и пластилином. Изделие: «Городской парк». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Детская площадка. Работа с бумагой. Изделие «Качели. Качалка». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Проект «Двор моей мечты». Работа с бумагой и картоном. Изделие «Песочница. Горка». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Ателье мод. Стебельчатый шов. Изделие: «Платочек, украшенный монограммой». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Аппликация из ткани. Петельный шов. Изделие: «Фартук». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. Изделие «Гобелен». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие «Цветы из воздушных петель». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Одежда для карнавала. Работа с тканью. Изделие «Костюм кавалера». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Бисероплетение. Работа с леской и бисером. Изделие «Браслетик». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Изделие «Весы». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. Изделие «Солнышко в тарелке». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Работа с тканью. Изделие: «Колпачок для яиц». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. Изделие «Бутерброды». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Сервировка стола. Изделие «Салфетница». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Магазин подарков. Лепка. Изделие «Брелок для ключей». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Работа с природными материалами. Изделие из соломки «Золотая рыбка». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Работа с бумагой и картоном. Изделие «Упаковка подарков». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Автомастерская Работа с картоном. Изделие «Фургон». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Работа с металлическим конструктором. Изделие «Грузовик». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Человек и вода Мосты. Работа с различными материалами. Изделие «Мост». | 4 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Проект «Водный транспорт». Работа скартоном. Изделие «Яхта. Баржа». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Океанариум. Работа с текстильными материалами. Изделие: «Мягкая игрушка». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Фонтаны. Работа с пластичным материалом. Изделие «Фонтан». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Человек и воздух Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. Изделие «Птица». | 3 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Вертолёт». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Папье - маше. Работа с бумагой. Изделие «Воздушный шар». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Человек и информация Переплётная мастерская. Изделие «Записная книжка» | 6 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Почта. Изделие «Бланк. Заполнение бланка». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. Изделие «Куклы для спектакля». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
| Работа на компьютере. Изделие «Афиша. Программа». | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
Календарно – тематическое планирование 4 класс (34 ч)
Учебник: Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг «Технология 4 класс»
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Корректи ровка и её причина |
план | факт |
1 | Как работать с учебником Как работать с учебником. | 1 ч 1 | | | Урок рефлексии | |
2 | «Человек и земля» Вагоностроительный завод. Пассажирский вагон | 19 ч 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
3 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | 1 | | | Урокоткрытия новых знаний | |
4 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. | 1 | | | Урок рефлексии | |
5-6 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 2 | | | Урокоткрытия новых знаний | |
7-8 | Монетный двор. Стороны медали. Медаль. | 2 | | | Урокоткрытия новых знаний | |
| Фаянсовый завод. Основа для вазы. | 1 | | | Открытие новых знаний | |
10 | Фаянсовый завод. Ваза. | 1 | | | Урок рефлексии | |
1 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
12 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. | 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
13 | Обувное производство. Модель детской зимней обуви. | 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
14 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 1 | | | Урок рефлексии | |
15-16 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. | 2 | | | Урок открытия новых знаний | |
1 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»». | 1 | | | Открытие новых знаний | |
18 | Кондитерская фабрика. «Шоколадное печенье» | 1 | | | Урок рефлексии | |
19 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 1 | | | Открытие новых знаний | |
20 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
21 | «Человек и во-да» Водоканал. Фильтр для воды. | 3 ч 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
22 | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | 1 | | | Открытие новых знаний | |
23 | Узелковое плетение. Браслет. | 1 | | | Открытие новых знаний | |
24 | «Человек и воздух» Самолетостроение. Самолет. | 3 ч 1 | | | Урок открытия новых знаний | |
25 | Ракетостроение. Ракета-носитель. | 1 | | | Открытие новых знаний | |
26 | Летательный аппарат. Воздушный змей. | 1 | | | Открытие новых знаний | |
27 | «Человек и информация» Создание титульного листа. | 8 ч 1 | | | Открытие новых знаний | |
28 29 | Работа с таблицами. | 2 | | | Урок открытия новых знаний Урок рефлексии | |
30 31 | Создание содержания книги. | 2 | | | Урок открытия новых знаний Урок рефлексии | |
32- 33 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». | 2 | | | Урок открытия новых знаний. Урок рефлексии | |
34 | Обобщение изученного за год. | 1 | | | Урок рефлексии | |