Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чувашская гимназия г. Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол от ______2021г. №___ Руководитель МО ______ /Степанова Л.В. / | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ______ В. К. Алексеева ________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Чувашская гимназия г. Белебея _______Петрова Е.М. Приказ от__________2021г. №_____ |
Рабочая программа учебного предмета
ТЕХНОЛОГИЯ
Уровень общего образования: начальное общее образование, 1-4 классы
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Количество часов: 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы начального общего образования по технологии 1-4 классы М.: Просвещение (2016 г.)
Программа ориентирована на учебник: ФГОС Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Технология», 2 класс, М. Просвещение, 2017
Составитель: Степанова Л. В.., 1 квалиф. категория
2021 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность,
- уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие,
- уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметные результаты
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата),
- развитие логических операций, коммуникативных качеств.
Предметные результаты
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и обществ; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
- усвоение правил техники безопасности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
1 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
- принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Учащийся получит возможность научиться:
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные
Учащийся научится:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
Учащийся получит возможность научиться:
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся научится:
- роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
- профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся получит возможность научиться:
- обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
- соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся научится:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
1) экономно размечать по шаблону, сгибанием;
2) точно резать ножницами;
3) соединять изделия с помощью клея;
4)эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
Конструирование и моделирование.
Учащийся научится:
- детали как составной части изделия;
- конструкциях разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
2-й класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых
объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
Учащийся получит возможность научиться:
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образ- цов изделий); – учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
Учащийся получит возможность научиться:
– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные
Учащийся научится:
– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
Учащийся получит возможность научиться:
– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные
Учащийся научится:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
– договариваться сообща;
Учащийся получит возможность научиться:
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 2-м классе являются формирование следующих умений.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся научится:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – свое или другое. Высказанное в ходе обсуждения;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- элементарных общих правилах создания рукотворного мира(прочность, удобство, эстетическая выразительность- симметрия , асимметрия);
- гармония предметов и окружающей среды;
- профессия мастеров родного края;
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся научится:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделие и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
-справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Учащийся получит возможность научиться:
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики и различия простейшего чертежа и эскиза;
- линии чертежа и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью чертежных инструментов;
- название, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, циркуль, угольник)
Конструирование и моделирование.
Учащийся научится:
- неподвижный и подвижный способ соединения деталей;
- отличие макета от модели.
Учащийся получит возможность научиться:
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертеже или эскизу
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное неподвижное соединение известными способами.
Использование информационных технологий.
Учащийся научится:
- назначение персонального компьютера.
3 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
Учащийся получит возможность научиться:
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные
Учащийся научится:
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Учащийся получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные
Учащийся научится:
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
Учащийся получит возможность научиться:
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Учащийся научится:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Учащийся получит возможность научиться:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Учащийся научится:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
- решать доступные технологические задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Конструирование и моделирование
Учащийся научится:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
-выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
Учащийся получит возможность научиться:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Учащийся научится:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Учащийся получит возможность научиться:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
4 класс.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Учащийся получит возможность научиться:
– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Учащийся получит возможность научиться:
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Познавательные
Учащийся научится:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
Учащийся получит возможность научиться:
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные
Учащийся научится:
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учащийся получит возможность научиться:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Учащийся научится:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Учащийся получит возможность научиться:
- о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
- об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Учащийся научится:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- петельную строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Учащийся получит возможность научиться:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Конструирование и моделирование
Учащийся научится:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Учащийся получит возможность научиться:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Учащийся научится:
- названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
- создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, Power Point.
Учащийся получит возможность научиться:
- об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Содержание учебного предмета.
Программа учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов . Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля); выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом); формообразование деталей (сгибание, складывание и др.); сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения); отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Использование компьютерных технологий
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых кнему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание раздела | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Количество проектов |
1 | Художественная мастерская | 9 | | 1 |
2 | Чертёжная мастерская | 9 | | |
3 | Конструкторская мастерская | 10 | | 1 |
4 | Рукодельная мастерская | 6 | | |
| ИТОГО | 34 | | 2 |
4. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан | Кол-во час. | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
«Художественная мастерская» (9 ч.) |
1 | Что ты уже знаешь? Коробочка в технике оригами. | 1 | | | |
2 | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Композиция из семян растений. | 1 | | | |
3 | Какова роль цвета в композиции? Аппликация в круге. Цветочная композиция. | 1 | | | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? Букет в вазе. ЭКОР Цветы Башкортостана | 1 | | | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? Композиция с утёнком. | 1 | | | |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Соборы и замки. ЭКОР Соборы Башкортостана | 1 | | | |
7 | Собачка и павлин. | 1 | | | |
8 | Можно ли сгибать картон? Как? Рыбка. ЭКОР Рыбы Башкортостана | 1 | | | |
9 | Наши проекты. Африканская саванна. | 1 | | | |
«Чертёжная мастерская» (9 ч.) |
10 | Что такое технологические операции и способы? Игрушка с пружинками. Медвежонок. | 1 | | | |
11 | Игрушка с пружинками. Бабочка. ЭКОР Бабочки Башкортостана | 1 | | | |
12 | Что такое чертёж и как его прочитать? Необычная открытка. | 1 | | | |
13 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Блокнот. | 1 | | | |
14 | Можно ли без шаблона разметить круг? Пригласительный билет. | 1 | | | |
15 | Цветок – шестиугольник | 1 | | | |
16 | Мастерская Деда мороза и Снегурочки. Оригамушки. | 1 | | | |
17 | Открытка в технике оригами. | 1 | | | |
18 | Симметричные снежинки. | 1 | | | |
«Конструкторская мастерская» (10 ч.) |
19 | Какой секрет у подвижных игрушек? Игрушка – качалка. | 1 | | | |
20 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Вертушка. | 1 | | | |
21 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 | | | |
22 | Обезьянка с подвижными лапками. | 1 | | | |
23 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Изготовление модели самолёта. ЭКОР Герой ВОВ Сыртланова | 1 | | | |
24 | День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Открытка-вертолёт. | 1 | | | |
25 | Как машины помогают человеку? Машина полиции. | 1 | | | |
26 | Поздравляем женщин и девочек. Открытка к 8 Марта. | 1 | | | |
27 | Наши проекты. Макет города. | 1 | | | |
28 | Что интересного в работе архитектора? Лепка. Дом моей мечты. | 1 | | | |
«Рукодельная мастерская» (6 ч.) |
29 | Какие бывают ткани? Композиция с цветами. ЭКОР Ткачество в Башкортостане | 1 | | | |
30 | Какие бывают нитки. Как они используются? Помпон из пряжи. | 1 | | | |
31 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Подставка «Ёжик» | 1 | | | |
32 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Кораблик. Ёлочка. ЭКОР Вышивка чуваш | 1 | | | |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. Чехол для телефона. | 1 | | | |
34 | Чехол для телефона. | 1 | | | |