Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«ПМ.04. Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии
естественнонаучного профиля:
43.01.09 Повар, кондитер
на базе основного общего образования,
с получением среднего общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 2 от 16 октября 2017 г.
.
СОГЛАСОВАНО зам. директора по учебно-производственной работе Е.Н. Торопова 16.10.2017 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2018 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2019 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________201___ г. _______________ /_________________/ «_______»_____________20___ г. | Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии профессионально-технического цикла Протокол №3, дата «16» октября 2017 г. Председатель комиссии Т.Н.Лопасова Протокол №__, дата «___»________201___ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201___ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201__ г. Председатель комиссии ________/________/ |
Составители (авторы): Штепо Е.Н мастер производственного обучения первой квалификационной категории Бирюкова В.П. мастер производственного обучения |
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 6 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 8 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 15 |
| | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения программы практики
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер
Результатом освоения программы является освоение вида деятельности
(ВД) Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК.03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК.04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК.05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК.06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей |
ОК.07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК.09 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности |
ОК.10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 4 | Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента: |
ПК 4.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами |
ПК 4.2 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента |
ПК 4.3 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента |
ПК 4.4 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента |
ПК 4.5 | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента |
1.1.3. В результате освоения учебной практики студент должен
Иметь практический опыт | -подготовке, уборке рабочего места, выборе, подготовке к работе, безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов; -выборе, оценке качества, безопасности продуктов, полуфабрикатов, приготовлении, творческом оформлении, эстетичной подаче холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных; -упаковке, складировании неиспользованных продуктов; - порционировании (комплектовании), упаковке на вынос, хранении с учетом требований к безопасности готовой продукции; -ведении расчетов с потребителями |
уметь | рационально организовывать, проводить уборку рабочего места повара, выбирать, подготавливать к работе, безопасно эксплуатировать технологическое оборудование, производственный инвентарь, инструменты, весоизмерительные приборы с учетом инструкций и регламентов; -соблюдать правила сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов, подготовки и применения пряностей и приправ; - выбирать, применять, комбинировать способы приготовления, творческого оформления и подачи холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных; - порционировать (комплектовать), эстетично упаковывать на вынос, хранить с учетом требований к безопасности готовой продукции |
1.3. Количество часов, отводимое на освоение программы практики:
108 часа/ 3 недели
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) | Результаты освоения рабочей программы (практический опыт, знания) | Содержание практики (виды работ) | Объе м часов |
1 | 3 | 4 | 5 |
ПМ 04. Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента | Иметь практический опыт: - подготовке, уборке рабочего места, выборе, подготовке к работе, безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов; - выборе, оценке качества, безопасности продуктов, полуфабрикатов, приготовлении, творческом оформлении, эстетичной подаче холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных; - упаковке, складировании неиспользованных продуктов; - порционировании (комплектовании), упаковке на вынос, хранении с учетом требований к безопасности готовой продукции; - ведении расчетов с потребителями Уметь: - рационально организовывать, проводить уборку рабочего места повара, выбирать, подготавливать к работе, безопасно эксплуатировать технологическое оборудование, производственный инвентарь, инструменты, весоизмерительные приборы с учетом инструкций и регламентов; - соблюдать правила сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов, подготовки и применения пряностей и приправ; - выбирать, применять, комбинировать способы приготовления, творческого оформления и подачи холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента, в том числе региональных; - порционировать (комплектовать), эстетично упаковывать на вынос, хранить с учетом требований к безопасности готовой продукции | | 108 |
1 | Оценка качества продуктов органолептическим способом, подбор производственного инвентаря и оборудования для обработки и приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента | 18 |
2 | Приготовление и оформление холодных сладких блюд. Оценка качества готовых блюд. | 18 |
3 | Приготовление и оформление горячих сладких блюд. Оценка качества готовых блюд | 18 |
4 | Приготовление и оформление холодных десертов. Оценка качества готовых блюд | 12 |
5 | Приготовление и оформление горячих десертов. Оценка качества готовых блюд | 12 |
6 | Приготовление и оформление холодных напитков. Оценка качества готовых блюд | 12 |
| 7 | Приготовление и оформление горячих напитков. Оценка качества готовых блюд | 12 |
| 8 | Зачёт | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы практики предполагает наличие:
Основное и вспомогательное технологическое оборудование:
№ п/п | Наименование оборудования | Кол-во единиц на 15 рабочих мест |
Весоизмерительное оборудование: |
1 | Весы настольные электронные | 15 |
Тепловое оборудование: |
2 | Пароконвектомат | 1 |
3 | Конвекционная печь | 1 |
4 | Микроволновая печь | 1 |
5 | Расстоечный шкаф | 1 |
6 | Плита электрическая (с индукционным нагревом) по 2 коморки на человека | 7 |
7 | Фритюрница | 1 |
8 | Электрогриль (жарочная поверхность) | 1 |
9 | Плита wok | 1 |
10 | Гриль саламандр | 1 |
11 | Электроблинница | 1 |
12 | Электромармиты | 3 |
13 | Кофемашина с капучинатором | 1 |
14 | Кофе-ростер (аппарат для обжарки зерен кофе) | 1 |
15 | Ховоли (оборудование для варки кофе на песке) | 2 |
Холодильное оборудование: |
16 | Шкаф холодильный | 1 |
17 | Шкаф морозильный | 1 |
18 | Шкаф шоковой заморозки | 1 |
19 | Льдогенератор | 1 |
20 | Охлаждаемый прилавок-витрина | 1 |
21 | Фризер | 1 |
22 | Стол холодильный с охлаждаемой горкой. Гранитор | 1 |
Механическое оборудование: |
23 | Тестораскаточная машина | 1 |
24 | Планетарный миксер | 5 |
25 | Диспансер для подогрева тарелок | 1 |
26 | Блендер (ручной с дополнительной насадкой для взбивания) | 1 |
27 | Мясорубка | 1 |
28 | Слайсер | 1 |
29 | Машина для вакуумной упаковки | 1 |
30 | Куттер или бликсер (для тонкого измельчения) | 1 |
31 | Процессор кухонный | 1 |
32 | Овощерезка | 1 |
33 | Миксер для коктейлей | 1 |
34 | Привод универсальный с механизмами для нарезки, протирания, взбивания | 1 |
35 | Соковыжималки (для цитрусовых, универсальная) | 1 |
36 | Кофемолка | 1 |
Оборудование, приспособления для приготовления изделий из шоколада, карамели, оформления блюд, кондитерских изделий, десертов, отпуска готовой продукции: |
37 | Лампа для карамели | 1 |
38 | Аппарат для темперирования шоколада | 1 |
39 | Стол с охлаждаемой поверхностью | 1 |
40 | Стол с гранитной поверхностью | 1 |
41 | Стол с деревянной поверхностью | 1 |
42 | Сифон | 3 |
43 | Газовая горелка (для карамелизации) | 3 |
44 | Барная станция для порционирования соусов | 1 |
45 | Набор инструментов для карвинга | 15 |
Оборудование для упаковки, оценки качества и безопасности пищевых продуктов: |
46 | Овоскоп | 1 |
47 | Нитраттестер | 1 |
Оборудование для мойки посуды: |
48 | Машина посудомоечная | 1 |
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Анфимова, Н.А. Кулинария: учеб. Для нач. проф. образования. – 10-е изд., стереотип/ Н.А. Анфимова. – М.: Академия, 2015. – 352с.
Бутейкис, Н.Г. Технология приготовления мучных кондитерских изделий: учебник для нач. проф. образования/ Н.Г. Бутейкис. – 9-е изд. стер.
– М.: ИЦ Академия, 2010. – 304с.
Золин, В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания: Учеб. для нач. проф. образования: 10-е издание/ В.П.Золин. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 320 с.
Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – 8-е издание, дополненное/ З.П.Матюхина. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 256 с.
Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред.проф. образования. – 8-е изд., стер./ З.П.Матюхина, Э.П. Королькова. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 272с.
Дополнительные источники:
Андросов, В.П. Производственное обучение профессии Повар. В 4ч.Ч.3. Холодные блюда и закуски, рыбные и мясные горячие блюда. Уч.пособие для НПО/ В.П. Андросов. – 2014.- 96с.
Качурина, Т. А. Кулинария: рабочая тетрадь для нач. проф. Образования/ Т.А. Качурина. – 9-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2014. – 160с.
Лаушкина Т.А. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве – М.: ИЦ Академия, 2014. – 288 с.
Потапова И.И., Корнеева Н.В. Блюда из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий – М.: ИЦ Академия, 2014. -192 с.
Лутошкина Г.Г. Гигиена и санитария общественного питания. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 144 с.
Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий.-2-е издание./ Н.Э. Харченко. – М; ИЦ Академия, 2015. – 496 с.
Интернет-ресурсы
http://www.bestlibrary.ru On–line библиотека
http://www.lib.msu.su/ научная библиотека МГУ
http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно– техническая библиотека России
http://www.edic.ru Электронные словари
www.cooksmeal.ru/chefs/
http://biopro16.ru/
http://triaservice.ru/oborudovanie/teplovoe-oborudovanie-2/
http://www.kobor.ru/
http://www.eda-server.ru/cook-book/osnovnye/raznoe/
Общие требования к организации образовательного процесса
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 36 часов в неделю. В период образовательного процесса для обучающихся предусматриваются консультации (групповые, индивидуальные, письменные, устные).
Учебную практику рекомендуется проводить рассредоточено.
Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессиональных модулей является освоение теоретического материала.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами | Демонстрация навыков в подготовке, уборке рабочего места повара при выполнении работ по приготовлению холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в подборе, подготовке к работе, проверке технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в подготовке рабочего места для порционирования (комплектования), упаковки на вынос готовых холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в подготовке к использованию обработанного сырья, полуфабрикатов, пищевых продуктов, других расходных материалов | Анализ практической деятельности |
ПК 4.2. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента | Демонстрация навыков в подготовке основных продуктов и дополнительных ингредиентов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в приготовлении холодных сладких блюд, десертов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в хранении, отпуске холодных сладких блюд, десертов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в ведение расчетов с потребителями при отпуске продукции на вынос; | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков во взаимодействии с потребителями при отпуске продукции с прилавка/раздачи | Анализ практической деятельности |
ПК 4.3. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента | Демонстрация навыков в подготовке основных продуктов и дополнительных ингредиентов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в приготовлении горячих сладких блюд, десертов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в хранении, отпуске горячих сладких блюд, десертов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в ведение расчетов с потребителями при отпуске продукции на вынос; | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков во взаимодействии с потребителями при отпуске продукции с прилавка/раздачи | Анализ практической деятельности |
ПК 4.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента | Демонстрация навыков в подготовке основных продуктов и дополнительных ингредиентов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в приготовлении холодных напитков | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в хранении, отпуске холодных напитков | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в ведении расчетов с потребителями при отпуске продукции на вынос. | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков во взаимодействии с потребителями при отпуске продукции с прилавка/раздачи | Анализ практической деятельности |
ПК 4.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента | Демонстрация навыков в подготовке основных продуктов и дополнительных ингредиентов | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в приготовление горячих напитков | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в хранение, отпуск горячих напитков | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в ведении расчетов с потребителями при отпуске продукции на вынос. | Анализ практической деятельности |
Демонстрация навыков в взаимодействие с потребителями при отпуске продукции с прилавка/раздачи | Анализ практической деятельности |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК. 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производствен ной практике. |
ОК. 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности |
ОК. 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии (специальности) Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования |
ОК. 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность |
ОК. 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе |
ОК. 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей | Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. | |
ОК. 07. Содействовать эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте. | |
ОК. 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности | Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры. Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности. | |
ОК. 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. | |
ОК. 10. Пользоваться профессиональной документацией наиностранном языке | Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы. | |
ОК. 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности. Составлять бизнес план. Презентовать бизнес-идею. Определение источников финансирования. Применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела. | |