РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для 2А класса по общеинтеллектуальному направлению
Занимательная грамматика
на 2020-2021 учебный год
учителя начальных классов
Емельяновой Светланы Дмитриевны
г. Вязьма
2020 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 2 класса разработана на основе
Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Правительством РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025г. (утверждено Правительством РФ от29.11.2014 № 2403-р).
Конценции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А.).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (с изменениями и дополнениями).
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ» (методические рекомендации).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Учебного плана МБОУ «Средняя школа №10» г. Рославля на 2020-2021 учебный год.
Авторской программы Мищенковой Л.В. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Новизна. Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Форма организации: кружок.
Содержание разделов программы
Раздел, тема | Общее количество часов |
Фонетика | 2 |
Словообразование | 5 |
Лексика | 9 |
Морфология | 6 |
Пословицы и поговорки | 2 |
Игротека | 10 |
Итого: | 34 |
Фонетика
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Словообразование
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Лексика
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами, архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Морфология
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Игротека
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Формы проведения:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Содержание | Способ достижения | Формы деятельности | |
Первый уровень результатов | |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, Устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности повседневной жизни. | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. | Беседа, лекция . | |
Второй уровень результатов | |
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностногоотношения к социальным реальностям в целом. | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать). | Дебаты, тематические вечера, диспут. | |
Третий уровень результатов | |
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой. | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. | Акции, социальные проекты. | |
| | | | Календарно - тематическое планирование 2 класс | |
| | | | | | | | | | | | |
| | № | | Темы занятий | | | | | Дата по | Дата по | | |
| | п/п | | | | | | плану | | факту | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 1 | Что мы знаем о звуках и буквах | | | | | 01.09 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 2 | Что такое лексика? | | | | | | 08.09 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 3 | Однозначные и многозначные слова. Инф. | | | | 15.09 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 4 | Игротека | . | | | | | | 22.09 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 5 | Слова-братья. | | | | | | 29.09 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 6 | Слова наоборот. | | | | | | 06.10 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 7 | Пословица недаром молвится. | | | | 13.10 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 8 | Игротека | . | | | | | | 20.10 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы… | | | | 27.10 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 10 | Играем со словарными словами. Инф. | | | | 10.11 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 11 | Анаграммы. | | | | | | 17.11 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 12 | Игротека | . | | | | | | 24.11 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 13 | Секреты некоторых букв. | | | | | | 01.12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 14 | Шарады, анаграммы и метаграммы. | | | | | 08.12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 15 | Еще раз о синонимах и антонимах. | | | | | 15.12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 16 | Игротека | . | | | | | | 22.12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 17 | Слова, обозначающие предметы. | | | | | 29.12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 18 | Слова, обозначающие действие предметов. | | | | 12.01 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 19 | Слова, обозначающие признаки предметов. | | | | 19.01 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 20 | Игротека | . | | | | | | 26.01 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 21 | Текст, тема, главная мысль. | | | | 02.02 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 22 | Заголовок - всему голова. | | | | | | 09.02 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 23 | Работаем с фразеологизмами. Инф. | | | | | 16.02 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 24 | Игротека | . | | | | | | 02.03 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 25 | И снова пословицы. | | | | | | 09.03 | | | | | |
| | 26 | Ещё раз о фразеологизмах. | | | | | | 16.03 | | | | | |
| | 27 | Русские народные загадки. Инф. | | | | | 06.04 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 28 | Игротека | . | | | | | | 13.04 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 29 | И вновь словарные слова. | | | | | | 20.04 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | 30 | И вновь словарные слова | | | | | 27.04 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 31 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | | | | 04.05 | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | 32 | Промежуточная аттестация. КВН. | | | | 11.05 | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | 33 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера. | | | | 18.05 | | | | | |
| | 34 | Игротека. | | | | 25.05 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |