СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»»

Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Подвижные игры»

(возраст обучающихся 6-10 лет, 270 часов)


Пояснительная записка к курсу

«Подвижные игры»

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении (СанПиН 2.4.2.576-96). С этой же целью в школьный компонент школа включила индивидуально-групповые занятия - « Подвижные игры» (обучение традиционным, национальным, спортивным играм). Эти занятия позволяют удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. На этих занятиях ученики разучивают национальные игры, которые имеют многовековую историю сохранялись и дошли до наших дней.

Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. На территории Северного Кавказа проживают разные народы, поэтому наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей. Дети разных национальностей, посещая общеобразовательные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Данный курс призван помочь учащимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры. Логическим завершением курса может стать интернациональная игра, созданная учащимися, которая будет интересна детям всего мира.


Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.



Задачи:

  • создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;

  • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;

  • развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

  • развивать коммуникативные навыки; · стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; · развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;

  • воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;

  • формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей;

  • возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

  • формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;

  • учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;

  • эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;

  • занимательность процесса обучения;

  • расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий.


Программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов. 2 часа в неделю. 1класс - 66 часов в год, 2-4 классы – 68 часов в год. Для второго и третьего класса тематика игр одинакова, но в 3 классе они более продолжительны, интенсивны и усложнены.

Программа предполагает проектную деятельность учащихся по темам: «Старинные детские игры», «Во что играл мой дедушка», «Вспомним забытые игры», «Казачьи игры», «Игры народов Кавказа», «Как появляются новые игры», придумывание зачинов, считалок и т.д.


Ожидаемый результат:

  • действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;

  • стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности; · наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

  • влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.
















\







Учебно-тематический план (1 класс)



занятия


Тема занятия


Количество часов


теория

практика

1.

Вас приглашает страна Игр. Какие бывают игры

1


2.

Правила игры. Обязательны ли они для всех?

1


3.

Правила безопасности в играх.

1


4-5.

Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.



2

6-8.

Игры на реакцию.


3

9-12.

Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.


4

13-20.

Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.



8

21- 26.

Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.



6

27-38.

Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола и т.д.



12

39-44.

Игры с мячом. Эстафеты.


6

45-46

Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник.



2

47-54.

Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.


8

55-62.

Игры на меткость.



8

63-64.

Спортивные эстафеты


2

65-66

«Спортивные почемучки» викторины, посвященные спорту.

2



Итого

5

61



66 часов








Учебно-тематический план (2-3 класс)




занятия


Тема занятия


Количество часов


теория

практика

1-4.

Правила игры и техника безопасности в играх.

4


5-7.

Строевые упражнения.

1

2

8-12.

Общеразвивающие упражнения


5

13-24.

Игры на закрепление навыков бега.


12

25-36.

Игры на закрепление навыков прыжков.


12

37-44.

Игры на закрепление навыков метания.


8

45-50.

Эстафеты с кубиками.


6

51-53.

Эстафеты с набивными мячами.


3

54-56.

Эстафеты с обручами.


3

57-60.

Эстафеты со скалками и кеглями.


4

61-62.

Спортивные викторины.

2


63-64.

Спортивные соревнования на точность метания.


2

65-66.

Спортивные соревнования с передачей мяча.


2

67-68.

Комбинированные эстафеты


2


Итого

7

61



68 часов











Учебно-тематический план (4 класс)



занятия


Тема занятия


Количество часов


теория

практика

1-3.

Правила игры и техника безопасности в играх.

3


4.

Личная гигиена учащегося.

1


5.

История появления, развития народных игр.

1


6-25.

Русские народные игры.

1

20

26-28.

Дагестанские народные игры.


3

29-31.

Чечено-ингушские народные игры.


3

32-34.

Украинские народные игры.


3

35-37.

Белорусские народные игры.


3

38-40.

Грузинские и армянские народные игры.


3

41-43.

Кабардино-балкарские игры.


3

44-46.

Северо- осетинские игры.


3

47-60.

Казачьи игры.

1

12

61-65.

Работа с проектами.

5


66-68.

Защита проектов.

3



Итого:

15

53



68 часов












Содержание программы

В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. В программу включены комплексные гимнастические упражнения, пальчиковые игротренинги, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Программой предусматривается знакомство с историей появления, развития, игр различных национальностей народов Кавказа и славянских народов. Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх.

Вводятся понятия структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности. В программу включены, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры, правила личной гигиены. Программа предусматривает работу над проектами в 4 классе.


1 класс

Инструктаж по технике безопасности.


Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.


Игры –сцеплялки: «Ручеёк», «Пятнашки», «Репка».

Игры на реакцию: «Воробьи, вороны», Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Успей занять место».

Игры-перетягивания: перетягивание каната, перетягивания за руку, «Тяни – толкай», перетягивание по кругу.

Догонялки: перемена мест, передача мяча по кругу, гонка с мячом по кругу, «Горячее место», «Лягушка», « Лиса в норку», «Гуси-лебеди», салки с домом, «Два Мороза», «Колдуны».

Поисковые игры: «Палочка-выручалочка», прятки, «Золото хороню», «Двое слепых», жмурки на местах, в кругу.

Спортивные игры: упрощённый футбол, пионербол, баскетбол.

Игры с мячом. Эстафеты: «Не упусти мяч», «Мяч капитану», ведение мяча, «Передал –садись», точный удар, упражнения с малым мячом, мяч над головой, «Земля – вода – небо», «Мяч сквозь обруч»

Прыгательные игры: эстафеты с длинными скакалками, с короткими скакалками, «Чемпионы скакалки».

Игры на меткость: «Попади в круг», точный удар, бросок мяча в кольцо, «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю», набрасывание колец на кеглю, метание дисков.


2-3 класс

Инструктаж по технике безопасности.


Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.

Строевые упражнения: повороты на месте, построение в круг, команды: «Шире шаг», «Реже шаг», «Чаще шаг», «На первый второй рассчитайся», построение в две шеренги.

Общеразвивающие упражнения: упражнения на месте, в движениях, в парах, комплекс гимнастики, бег, разновидности ходьбы.

Игры на закрепление навыков бега: «Салки», «Белые медведи», «Космонавты», «Воробьи и вороны», «У медведя во бору», «Ляпки», «Ловушка», «Слепок», «Горячее место», «Баба Яга», «Гуси – лебеди», «Лиса», салки «ноги от земли».

Игры на закрепление навыков прыжков: «Удочка», «Волк во рву», прыжки по полоскам, салки с прыжками, «Воробьи попрыгунчики», классики, «Петушиный бой», прыжки по кочкам, «Пингвин с мячом»,

Игры на закрепление навыков метания: «Кто дальше бросит?», «Точный расчёт», «Метко в цель», «Снайперы», «Перестрелка», «Охотники и утки».


4 класс

Инструктаж по технике безопасности.


Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.

Русские народные игры: «Блуждающий мяч», « Большой мяч», «Волк», «Выгони мяч», «Горелки», «Заря», «Кот и мышь», «Краски», лапта, «Малечена – калечена», «Мяч вверху», «Палочка-выручалочка», «Посигутки», «Пчелки и ласточка», «Рюхи», «Стадо», «Шар», «Штандр», «Шлёпанки», «Птицелов».

Дагестанские народные игры: «Бег к реке», «Достань шапку», «Слепой медведь», «Цику – ция», «Выбей из круга».

Чечено-ингушские народные игры: «Уточка», «Чиж».

Украинские народные игры:» Высокий дуб», «Круглый хрещик», «Перепелочка», «Хлибчик», «Печки».

Белорусские народные игры: «Заплетись, плетень!», «Иванка», «Михасик», «Посадка картошки», «Прела-горела», «У Мазаля».

Грузинские и армянские народные игры: «Пастух», «Похитители Огня», «Крепость», «Грузинские классы», «Плоский камень и мяч», «Игра в лягушек».

Кабардино-балкарские игры: «Под буркой», «Повелитель лунки».

Северо- осетинские игры: «Метание с плеча», «Гаккарис», «Борьба за флажки».

Казачьи игры: «Игры с коновязью» (коновязь высотой по пояс взрослому), «Чехарда», «Нагайка и кнут», «Обкидывание шерстяными клубками», «Городки», «Прыгалка через верёвку», «Игра в шапку», «Казаки», «Грыбаки».







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.

2. Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время, Москва, «Просвещение», 1980 год.

3.Богданова Г. Игры, праздники и развлечения для детей. Владос, 2001 г.

4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры, Москва, «Творческий Центр», 1999 год.

5.Гриженя В. Подвижные игры. Спорт в школе. №4,2006 г.

6. Детская лёгкая атлетика, Москва – Терра-спорт, «Олимпия пресс», 2002 год.

7.Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. Издательский Дом МСГ,1998 г.

8.Дереклеева Н.И. Двигательные игры и тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004 г.

13.Зинин А. Детский баскетбол. Физкультура и спорт, 1969 г.

9.Иванов Ю.Г., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. Московская правда, 1991 г.

10.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. Просвещение, 1979 г.

11.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Министерство образования РФ, 2004г.

12. Орлов Р.В. Физическая культура и спорт на селе, Москва, 1970 год.

13. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня, Москва, «Просвещение», 1983 год.

14. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008 год.

15.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Творческий центр, 2003 год.

http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame.html

http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0002.html

http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0007.html

http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0001.html

http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0003.html

http://azbuka-igr.ru/category/world_game/armyanskie

http://azbuka-igr.ru/category/world_game/gruzinskie

http://azbuka-igr.ru/category/world_game/kabardino-balkarskie

http://azbuka-igr.ru/category/world_game/severo-osetinskie

http://azbuka-igr.ru/category/world_game/checheno-ingushskie

http://azbuka-igr.ru/category/world_game/kazachi