Кабардино-Балкарская Республика
Прохладненский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2с. Карагач»
Утверждено
Приказом МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»
от « » 20___г. № ______
Директор МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»
_____________(Заптиева Т.Х.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(по направлению этнокультурное воспитание)
«Родной край»
3класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Составитель: классный руководитель Люева М.М.
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родной край» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №2 с. Карагач и Учебным планом внеурочной деятельности ОУ на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы
«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции адыгов, «адыгэ хабзэ» как средство воспитания, развития, социализации и формирования толерантности обучающихся», разработанной и реализуемой МКОУ СОШ №2 с. Карагач.
Цель
воспитание любви к родному краю, малой, большой Родине, к природе родной земли;
воспитание экологически грамотного поведения в природе;
сохранение и развитие родного языка.
Задачи:
воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.
ознакомление детей с природой родного края, представителями флоры и фауны;
формирование любви к природе родной земли и ответственного отношения к окружающей среде;
ознакомление с особенностями мировосприятия и мировоззрения адыгов, отношение их к природе родного края;
формирование художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие родной речи обучающихся.
Формы проведения внеурочных занятий: проекты, исследовательская работа, экскурсии, выставки, викторины, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная (результат работы ученика и родителя).
Место в учебном плане
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, в год – 34 часа.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Ученик научится:
узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного экологически грамотного поведения в природной и социоприродной среде;
называть растения и животные родного края, вошедших в Красную книгу Кабардино-Балкарии;
называть страну, регион, родное село, где живет учащийся;
символику страны, края, села, школы;
традиции адыгского народа и семьи,
технологиям изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ на занятиях.
Ученик получит возможность научиться:
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- воспитание ответственного отношения к природе родного края, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
-воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре своего народа и народов проживающих на территории своей республики;
-формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;
-способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения красоте окружающего мира;
--формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни;
-способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира родного края;
–– самооценки на основе заданных критериев успешности внеучебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять задачу занятия;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы и информационных ресурсов;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность для формирования:
любви к людям и природе родного края;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Ожидаемые результаты:
- формирование знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- возникновение большого интереса у ребят к своим истокам, к родному языку;
- формирование у обучающихся гражданственности, любви к малой, большой Родине, социальной культуре;
- привлечению родителей к проведению совместных праздников, занятий, исследовательской деятельности;
- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;
- повышение уровня материально-технического оснащения школы;
- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, имеющих общечеловеческую значимость;
- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Где я живу? Большая и малая родина.
Тема 2. Народы Кабардино-Балкарии. Вместе - дружная семья.
Тема 3. Природа моего края. Ее богатства. Горы, реки, озера.
Тема 4. Растительность и животный мир родного края.
Тема 5. Чем занимается мой народ?
Тема 6. Отношение адыгов к природе, традиции, вера, нравы, суеверия.
Тема 7. Адыгская астрономия. Прогнозирование погоды. Приметы природы.
Тема 8. Кабардинские лошади.
Тема 9. Семейные праздники и хабзэ. Детский цикл обрядов- хабзэ. Первый шаг.
Тема 10. Практические занятия. Экскурсии.
Тема11. Природа-мать человека. Хочу, могу, должен. Итоговые занятия.
Календарно-тематический план
Тема: «Родной край» (34 часа)
№ п/п | Название темы | Общее ко-во часов | Теория | Практика | По плану | Факт. пров |
1. | Где я живу? Большая и малая родина. | 2 | 1 | 1 | 6.09 13.09 | |
2. | Народы Кабардино-Балкарии. Вместе - дружная семья. | 2 | 1 | 1 | 20.09 27.09 | |
3. | Природа моего края. Ее богатства. Горы, реки, озера. | 3 | 1 | 2 | 4.10 11.10 18.10 | |
4. | Растительность и животный мир родного края. | 3 | 1 | 2 | 25.10 8.11 15.11 | |
5. | Чем занимается мой народ? | 3 | 1 | 2 | 22.11 29.11 6.12 | |
6. | Отношение адыгов к природе, традиции, вера, нравы, суеверия. | 3 | 1 | 2 | 13.12 20.12 27.12 | |
7. | Адыгская астрономия. | 2 | 1 | 1 | 17.01 24.01 | |
8. | Кабардинские лошади. | 3 | 1 | 2 | 31.01 7.02 14.02 | |
9. | Семейные праздники и хабзэ. Детский цикл обрядов- хабзэ. Первый шаг. | 3 | 1 | 2 | 21.02 28.02 6.03 | |
10 | Практические занятия. Экскурсии. | 7 | 0 | 7 | 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 | |
11. | Природа-мать человека. Хочу, могу, должен. Итоговые занятия. | 3 | 1 | 2 | 8.05 15.05 22.05 | |
Итого: | 34 | 10 | 24 | | |
ЛИТЕРАТУРА
Хан-Гирей. Черкесские предания. – Нальчик. 1989.
Мамбетовг.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. – Нальчик. 1999.
Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) балкарцев. – Нальчик, 2003.
Думанов Х.М. Некоторые обычаи и традиции, связанные с охотой у кабардинцев в XIX – начале ХХ вв. – Нальчик, 1977.
Ашибоков Л.А. Кабардинские агромаки и современное коневодство.
Аталиков В.М. Страницы истории. – Нальчик, 1987.
Балакшин О.А. Арабская лошадь в СССР. – М., 1978.
Буденный С.М. Книга о лошади. Т.1,2,3. – М., 1955.
Красинков А.С. Характеристика лошадей кабардинской породы. – М., 1964.
Парфенов В.А. Кабардинская лошадь. – М., 1978.
Бураев Р.А., Емузова Л.З. География Кабардино-Балкарской Республики. – Нальчик, 1998.
Бейтуганов С.Ф. Лекарственные растения КБР. – Нальчик, 1999.
Черкесов А.И., Хакунов М.Н. Черкесы и черкесский этикет- Майкоп 2009г