Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________
«____»_______________
приказ №____ от "___"__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Город мастеров»
(базовый уровень)
1 «Б» класс
Срок освоения программы: 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Давлетова Елена Михайловна
учитель I квалификационной категории
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11;
учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №11;
авторской рабочей программы программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной, М.-Академкнига/учебник, 2013.
Актуальность программы. Работа в творческих мастерских представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
Формирование информационной грамотности современного школьника;
Развитие коммуникативной компетентности;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Цели программы:
Развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
Формирование универсальных учебных действий младших школьников;
Создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.
Задачи программы:
Привитие младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков
Воспитание патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Авторская программа используется без изменений.
Содержание курса
Мастерская | 1 класс |
Мастерская игротеки | 2 |
Мастерская лепки | 5 |
Мастерская флористики | 4 |
Мастерская Деда Мороза | 6 |
Мастерская коллекции идей | 8 |
Мастерская оригами | 4 |
Мастерская конструирования и моделирования | 4 |
Итого | 33 |
Планируемые результаты изучения программы
Предметные результаты:
Проявлять познавательную инициативу;
Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
Анализировать объекты, выделять главное;
Осуществлять синтез ;
Проводить сравнение и классификацию;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Строить рассуждения об объекте.
Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
Метапредметные результаты:
Планировать свои действия;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия.
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению;
Личностные результаты:
Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Владеть монологической и диалогической формой речи;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы проведения занятий: конкурсы-кроссворды ,беседы, ролевые игры, выставки, конкурсы, проектная деятельность.
Способы подведения итогов: викторины, выставки творческих работ, защита проектов, творческие конкурсы,
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
План | Факт |
1 | | | Счетный материал для уроков математики: Домино. | Определять целесообразность подборки материалов к работе. Предлагать способы экономного расходования материалов. Использовать выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Классифицировать материалы по разным признакам (форма, цвет, размер, пластика). | |
2 | | | Счетный материал для уроков математики: Домино. | |
3 | | | Фигурки животных из пластилина: Лиса. | Знакомство с новым материалом для лепки – пластилине. Рассказ о пластилине. Организация рабочего места. Техника лепки. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Вводная беседа о животных. Составление плана работы. Технология выполнения животных из пластилина. Составление плана работы. Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность. Выставка готовых работ. | |
4 | | | Фигурки животных из пластилина: Заяц. | |
5 | | | Фигурки животных из пластилина: Медведь. | |
6 | | | Фигурки животных из пластилина: Еж. | |
7 | | | Фигурки животных и композиции из пластилина: На лесной полянке. | |
8 | | | Картинки из засушенных листьев: Пейзаж. | Понятие «аппликация». Анализ деталей Будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. Выставка работ. | |
9 | | | Картинки из засушенных листьев: Букет. | |
10 | | | Картинки из засушенных листьев: Под водой. | |
11 | | | Картинки из засушенных листьев: Творческая групповая работа. | |
12 | | | Новогодние игрушки из цветной бумаги: Игрушки из полосок бумаги. | Беседа на тему « История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Планирование последовательности практических действий. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | |
13 | | | Новогодние игрушки из цветной бумаги: Фонарики. | |
14 | | | Новогодние игрушки из цветной бумаги: Клоун. | |
15 | | | Новогодние игрушки из цветной бумаги: Лиса (объемная). | |
16 | | | Новогодние игрушки из цветной бумаги: Заяц (объемный). | |
17 | | | Новогодние игрушки из цветной бумаги: Гирлянда из флажков. | |
18 | | | Поделки из бумаги: Мышка. | Определять целесообразность подборки материалов к работе. Предлагать способы экономного расходования материалов. Использовать выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Классифицировать материалы по разным признакам (форма, цвет, размер). | |
19 | | | Поделки из бумаги: Клоун. | |
20 | | | Поделки из бумаги: Лошадь. | |
21 | | | Поделки из бумаги: Композиция объемные цветы. | |
22 | | | Поделки из ткани и пуговиц: Подставка под горячее. | Знакомство с видами тканей. Правила личной гигиены. Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подбор материала, изготовление деталей, расположение и закрепление их на основе, правила приклеивания деталей. | |
23 | | | Поделки из ткани и пуговиц: Подставка под горячее. | |
24 | | | Поделки из ниток: Закладка плетеная. | Беседа «Из истории ниток». Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено). Технология выполнения . Освоение нового вида деятельности. | |
25 | | | Поделки из ниток: Аппликация «Бабочка». | |
26 | | | Модули оригами. | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. | |
27 | | | Модули оригами. | |
28 | | | Оригами: собачка, корова, поросенок, кот. | |
29 | | | Оригами: композиция «А у нас во дворе». | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий Выставка работ. | |
30 | | | Плавающая модель: Кораблик. | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | |
31 | | | Плавающая модель: Кораблик. | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | |
32 | | | Летающая модель: Самолет. | |
33 | | | Летающая модель: Самолет. | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учеников:
Энциклопедии
Цветная бумага
Пластилин
Природный материал
Альбомные листы
Цветные карандаши
Фломастеры
Клей
Ножницы
Для учителя:
Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010
Энциклопедия поделок . М., 2004
Комплект компьютерного оборудования и оргтехник
Комплект электронных пособий для начальной школ
Интернет ресурсы.
Энциклопедии
Цветная бумага
Пластилин
Природный материал
Альбомные листы
Цветные карандаши
Фломастеры
Клей
Ножницы
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от «___»_____________ _____________
протокол №_________ «____»________
10