«Рассмотрено» Руководитель МО _________А.М. Баранова (подпись ФИО) «____»___________2017 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Усть-Озёрская ООШ _____Н.Г. Новокрещенных (подпись ФИО) «____»____________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы МОУ Усть-Озерская ООШ ____________ Т.Ц. Дондокова (подпись ФИО) «___» ____ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НЕЗАБЫТЫЕ РЕМЁСЛА»
Направление: общекультурное
для учащихся 5–6 классов
2 года обучения (136 часов)
Составитель:
учитель технологии
Новокрещенных Наталья Григорьевна
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Незабытые ремесла» являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. П. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
4. Основная образовательная программа МОУ Усть-Озёрская ООШ
5. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
6. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
7. Локальные акты МОУ Усть-Озёрская ООШ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Цель программы – создание условий для проявления и развития творческих способностей, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, развития социальных умений для самореализации личности обучающихся.
Задачи программы:
1) освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности;
2) овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;
3) развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей;
4) воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, уважительного отношения к народным традициям, ответственности за результаты своей деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Знание народных традиций, тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем жило человечество, и то частное, что представляет неповторимое лицо каждого народа.
С давних времен огромная часть необходимых изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось новых ремесел, а некоторые забылись навсегда.
Сегодня увлечение различными видами женского рукоделия переживает второе рождение, ведь созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Основная идея программы: освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций народов России, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями своего региона.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой, исследовательской и проектной деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах.
Программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с национальными традициями развивает у школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывает эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиционных видов декоративно-прикладного творчества, в том числе народных традиций своего края.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Форма организации: художественный кружок «Незабытые ремесла» для обучающихся 5–6 классов.
В рамках занятий школьники знакомятся с культурой русского народа: народными трудовыми праздниками, декоративно-прикладным искусством родного края. На уроках технологии девочки овладевают умением работать со швейной иглой, нитками и ножницами, выполняют простые украшающие швы, а также работают с лоскутками и шьют несложные мягкие игрушки, поэтому все эти умения помогут им освоить программу «Незабытые ремесла».
Занятия способствуют расширению кругозора, развитию мышления, интереса к предмету «Технология», формированию творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как история, литература, математика, изобразительное искусство, черчение, информатика. Курс связан с другими программами: «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
На занятиях учащиеся изготавливают наглядные пособия, выпускают буклеты по наиболее значимым темам, в которых даются краткие исторические справки, содержатся занимательные вопросы, задания, кроссворды. Решение занимательных задач, участие в народных играх и обрядах приносят учащимся не только много новых впечатлений, но и несомненную пользу, так как данная деятельность, укрепляя и развивая мышление, улучшает графическую грамотность, совершенствует моторику рук, помогает освоить технологии изготовления различных изделий.
Занятия имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. На занятиях выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой и интернет-источниками по рукоделию, изучению традиций родного края.
В рамках кружка реализуются межпредметные проекты, затрагивающие такие предметы, как искусство, литература, история.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30 % общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Содержанием практической части занятий является деятельность по выполнению исследовательских заданий, изготовлению изделий, оформлению проектов, творческих отчетов, написанию творческих работ. Проекты выполняются по желанию учащихся. Проектные работы представляются на школьных, муниципальных и других выставках.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у обучающихся познавательный интерес, способствовал развитию их пространственного воображения и мышления. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей обучающихся. Направление проектной деятельности – исследовательские проекты о традициях и обрядах народов нашего края, творческие проекты по вышиванию и изготовлению обрядовых кукол.
Основными формами организации учебно-исследовательской и проектной деятельности являются: исследовательская практика обучающихся, познавательные беседы, подготовка народных праздников, выставок ДПТ.
Формы и виды контроля: консультация, доклад, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах, оценка индивидуальной работы по проекту.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11–13 лет с учетом их психологических и возрастных особенностей.
Программа кружка реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.
При составлении программы «Незабытые ремесла» использован опыт многих педагогов по обучению детей разного возраста различным видам рукоделия.
Программа рассчитана на 2 учебных года (136 часов в год, 34 занятия по 2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
• формирование уважительного отношения к труду;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач;
В ходе выполнения проектов и учебно-исследовательских работ будут формироваться и развиваться компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающиеся научатся:
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Программой предусмотрено достижение трех воспитательных уровней результатов.
Первый уровень планируемых результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
• понимание роли труда (умственного и физического) как основного условия существования, формирование уважения к людям труда и народным мастерам, осознание того, что добросовестный труд является источником духовного удовлетворения и материального благополучия, которым личность утверждает себя в обществе;
• добросовестное отношение к выполнению любого задания учителя, дисциплинированность.
Второй уровень планируемых результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
• формирование уважительного отношения к другому человеку, стремление понять его и в случае необходимости прийти на помощь;
• терпимость и уважение к интересам другого человека, убеждениям и взглядам, способность к сочувствию.
Третий уровень планируемых результатов (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
школьники приобретут опыт:
• исследовательской и проектной деятельности, работы с сервисами WEB 2.0 для представления результатов своей деятельности;
• организации совместной деятельности с другими обучающимися и педагогами;
• в организации выставок и подготовке праздников, внеурочных мероприятий, связанных с обрядами и национальными традициями своего региона.
В конце каждого учебного года обучения целесообразно проводить диагностику (см. Приложение) учащихся, по которой педагог может проследить, насколько успешно усвоен тот или иной блок учебного плана студии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 «Славянский народный календарь».
Понятие «календарь»; знакомство с историей народного календаря.
Краткие сведения о традиционных русских обрядах. Кузьма и Демьян – мастера и труженики, покровители семейного очага. История ремесел. Виды ремесел. Женские ремесла и промыслы в Забайкалье: вышивка, ткачество, плетение.
Исторические сведения о праздновании Нового года и Рождества в России, о старинных обрядах.
Праздник Сретение Господне (встреча зимы с весною).
Знакомство с приметами Сретения.
Народные игры, приговоры и заклички солнца на Сретение.
Празднование Масленицы. Особенности праздника Благовещение. Традиции празднования Вербного воскресенья. Обычаи и традиции христианского праздника Пасхи. Проводы весны. Троица.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интересных исторических сведений из истории русского народа. Поиск материалов о жизни древних славян, их древних традициях. Разработка наглядного материала (презентаций, буклетов, проектов). Разработка коллективного проекта «Народный календарь». Разыгрывание обряда. Изготовление рождественского подарка в традиционной народной технике. Изготовление атрибутов для обряда колядования. Пасхальные сувениры. Театрализованный праздник.
Раздел 2 «Народная кукла».
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол.
Культовые и обрядовые куклы. Насыпные игрушки: «Зольница», «Солянушка».
Осенние куклы: Крупеничка (Зерновушка). Симеон Столпник. Лихорадки-лихоманки осенние и зимние. Параскева Пятница.
Зимние куклы: Спиридон-солнцеворот. Коза. Солнечный конь.
Весенние куклы: Масленица. Веснянка. Птицы. Вербная. Пасха.
Летние куклы: Травные куклы. Семик и Семичиха. Кукушка. Покосница. Купавка.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет-источников по истории народной куклы. Изготовление кукол. Выставка работ.
Раздел 3 «Вышивка».
История вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Технология выполнения простейших ручных швов. Народная вышивка счетными швами. Схемы для вышивки. Приемы выполнения счетных швов, швов «крест». Вышивание натюрморта. Вышивание пейзажа. Оформление вышитых изделий. Правила ухода за вышитым изделием.
Вышивка лентами. Перевод рисунка на ткань. Технология начала работы: закрепление ленты на изнаночной стороне. Выполнение швов: тамбурный, «петля», «узелки», «вытянутые стежки», «вперед иголку». Художественная вышивка. Швы «узелки» и «рококо». Выполнение узоров «роза», «бантик».
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет-источников по истории вышивки народов Забайкалья. Изготовление сувениров. Украшение швейных изделий и предметов домашнего обихода. Выставка работ.
Раздел 4 «Гильоширование».
Из истории гильоширования (выжигание по шёлку). Инструменты и материалы для гильоширования. Орнаменты для гильоширования. Украшения из изделий гильоширования. Художественные приёмы в гильошировании. Техника гильоширования.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет- источников по истории гильоширования. Изготовление декоративных изделий, украшений из шёлка. Выставка изделий гильоширования. Проект «Гильоширование» - как вид ДПИ
Тематический план 1 год
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Раздел 1 «Славянский народный календарь». | 12 | Разработка презентаций, буклетов, проектов. Разработка коллективного проекта «Народный календарь». |
2 | Раздел 2 «Народная кукла». | 22 | Изготовление кукол. Выставка работ. |
3 | Раздел 3 «Вышивка». | 16 | Изготовление сувениров. Украшение швейных изделий и предметов домашнего обихода. Выставка работ. |
4 | Раздел 4 «Гильоширование». | 18 | Проект «Гильоширование - как вид ДПИ» |
| | ИТОГО 68 часов в год | |
Тематический план 2 год
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Раздел 1 «Славянский народный календарь». | 32 | Разработка презентаций, буклетов, проектов. |
2 | Раздел 2 «Народная кукла». | 2 | Изготовление кукол. Выставка работ. Коллективный проект «Куклы – обереги» |
3 | Раздел 3 «Вышивка». | 14 | Изготовление сувениров. Выставка работ. Индивидуальные проекты «Украшение одежды вышивкой» |
4 | Раздел 4 «Гильоширование». | 29 | Проект «Гильоширование». Выставка индивидуальных работ учащихся. |
| | ИТОГО 68 часов в год | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ (поурочный) ПЛАН
(1-й год обучения)
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Характеристика видов деятельности | Воспитательный компонент занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий студии. Понятие о народных промыслах и обрядах региона | 2 | Беседуют о народных промыслах и обрядах Забайкальского края. Знакомятся с планом работы на год. Повторяют правила по охране труда в кабинете. | Изучают виды декоративно-прикладного искусства на практических примерах, рассуждают, рассматривают; изучают литературу по декоративно-прикладному творчеству; записывают виды изделий и зарисовывают их эскизы, опираясь на сведения из исторических документов | Интересуются культурой родного края, истоками народного творчества; развивают эстетический и художественный вкус на примере ДПТ региона |
2 | Понятие «народный календарь». Знакомство с историей народного календаря | 2 | Извлекают нужную информацию, анализируют литературу и интернет-источники по истории русского народного календаря; знакомятся с важнейшими информационными понятиями, учатся работать по алгоритму | Понимают и принимают задачу по изготовлению буклета (календаря народных осенних и зимних праздников), видят её практическую ценность | Уважительно относятся к народным культурным ценностям через восприятие материала о народных праздниках |
3–4 | Кузьма и Демьян – мастера и труженики, покровители семейного очага. История ремесел. Виды ремесел. Женские ремесла и промыслы в Поволжье: вышивка, ткачество, плетение | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о празднике Козьмы и Демьяна | Овладевают первичными навыками изготовления народной куклы на примере ознакомления с особенностями куклы-перевертыша «Мастер и подмастерье» | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление народной куклы |
5–6 | Новый год и Рождество | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о праздниках Новый год и Рождество; | Осваивают способы решения задач творческого характера, учатся изготовлению куклы «Рождественский ангел», «Коляда»; изготовлению атрибутов для обряда колядования; | Проявляют потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности в освоении сервисов WEB 2.0 |
7 | Куклы в культуре и традициях народов России | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о народной кукле; учатся представлять информацию в виде базы данных | Принимают учебную задачу по изготовлению буклета «Куклы родного края»; планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места | Интересуются и уважительно относятся к народным культурным ценностям посредством знакомства с народными куклами |
8–9 | Насыпные игрушки Поволжья: «Зольница», «Солянушка» | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о насыпных игрушках | Принимают учебную задачу по изготовлению кукол «зольница», «солянушка»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через создание народной куклы |
10 | Осенние обрядовые куклы. Кукла «Крупеничка» («Зерновушка») | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об осенних обрядовых куклах | Принимают учебную задачу по изготовлению куклы «Крупеничка»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству | Развивают эстетический вкус через создание народной куклы |
11 | Кукла «Симеон Столпник» | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об осенних обрядовых куклах | Принимают учебную задачу по изготовлению куклы «Симеон Столпник»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления народной куклы |
12 | Куклы «Лихорадки- лихоманки» осенние и зимние | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об осенних обрядовых куклах | Рассматривают и сравнивают, принимают и сохраняют учебную цель и задачу; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу задания; учатся изготовлению кукол «Лихорадки-лихоманки» осенние и зимние | Развивают эстетический вкус через изготовление народной куклы |
13 | Кукла «Параскева Пятница» | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об осенних обрядовых куклах | Принимают учебную задачу по изготовлению куклы «Параскева Пятница»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления народной куклы |
14 | Зимние обрядовые куклы. Кукла «Спиридон-солнцеворот» | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о зимних обрядовых куклах | Принимают учебную задачу по изготовлению куклы «Спиридон-солнцеворот»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству | Развивают эстетический вкус через изготовление народной куклы |
15 | Кукла «Коза» | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о зимних обрядовых куклах | Принимают учебную задачу по изготовлению куклы «Коза»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления народной куклы |
16 | Кукла «Солнечный конь» | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об обрядовых куклах | Принимают учебную задачу по изготовлению куклы «Солнечный конь»; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству; слушают учителя и одноклассников | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление народной куклы |
17 | Оформление выставки «Кукла родного края» | 2 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов | Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (народные куклы), выделяют в них знакомые средства выражения, определяют задачи, которые решал автор в своей работе; делятся впечатлениями | Понимают значимость знаний и умений на примере ознакомления с творческими работами коллектива студии |
18 | Ручная вышивка | 2 | Изучают историю вышивки родного края. Знакомятся со способами увеличения и уменьшения рисунка для вышивки | Подбирают материалы и инструменты для вышивки; готовят сообщения и выступают с графическим сопровождением; учатся выполнять образцы шва «крест»: по вертикали, по горизонтали; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе ручной вышивки |
19 | Народная вышивка счетными швами | 2 | Изучают особенности составления орнамента и схем для народной вышивки | Учатся составлению орнамента, схем для вышивки в графическом редакторе; слушают учителя и одноклассников | Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, используя компьютерные технологии |
20 | Вышивка в современном интерьере | 2 | Овладевают навыками коллективной деятельности в студии, работают организованно в команде под руководством учителя | Работают над поисковым этапом проекта: выбирают тему коллективного проекта; обосновывают необходимость изготовления изделия; формулируют требования к проектируемому изделию; разрабатывают несколько вариантов изделия и выбирают лучший | Продолжают сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя) над выбором изделий коллективного проекта |
21–24 | Вышивание по схеме | 8 | Изучают, как ухаживать за вышитым изделием, оформлять вышитые изделия | Работают над технологическим этапом проекта: разрабатывают технологию изготовления изделия, подбирают материалы и инструменты; организовывают рабочие места; изготавливают изделия с соблюдением правил безопасной работы; подсчитывают затраты на изготовление | Сотрудничают с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполняют свою часть работы в соответствии с общим замыслом |
25 | Выставка вышитых работ | 2 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов | Работают над заключительным этапом проекта: окончательный контроль готового изделия, анализ, защита коллективного проекта; участвуют в обсуждении итогов совместной практической деятельности; делятся впечатлениями | Развивают внутреннюю свободу, способности к объективной само- и взаимооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства и самоуважения |
26 | Гильоширование | 2 | Знакомятся с историей гильоширования с мастерами гильоширования | Находят примеры декоративных изделий из шёлка в окружающей действительности; рассуждают о своих впечатлениях и эмоционально оценивают; | Развивают уважительное отношение к людям труда, мастерам художественных промыслов, трудовой деятельности |
27 | Орнаменты для гильоширования | 2 | Изучают особенности составления орнамента, схем для гильоширования | Создают узоры для гильоширования в графическом редакторе; экспериментируют, исследуют возможности окраски в процессе создания различных цветовых сочетаний при создании орнаментов. | Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, используя компьютерные технологии |
28–29 | Гильоширования | 4 | Изучают технологию гильоширования по схеме | Выполняют изделия по составленной схеме, овладевают первичными навыками изображения в объеме при помощи гильоширования | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через создание изделий из шёлка |
30–31 | Украшения из изделий гильошироваания. | 4 | Изучают технологию изготовления украшений | Выполняют украшения: эстетически оценивают украшения; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления украшений из шёлка |
32–33 | Изделия из шёлка | 2 | Изучают технику гильоширования | Выполняют гильоширование, создают коллективную композицию; слушают учителя и одноклассников | Продолжают сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя) над изготовлением коллективной композиции |
34 | Выставка работ из шёлка Подведение итогов работы за год. | 4 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов Осуществляют выбор наилучшего представления проделанной за год работы | Воспринимают и обсуждают выставку детских работ; выделяют в них знакомые средства выражения, определяют задачи, которые решал автор в своей работе; делятся впечатлениями Создают портфолио «Мои успехи в творчестве»; разрабатывают электронные презентации в программе Microsoft Office Power Point; характеризуют и выражают свои впечатления о занятиях в кружке | Развивают внутреннюю свободу, способности к объективной само- и взаимооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства и самоуважения |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ (поурочный) ПЛАН
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Характеристика видов деятельности | Воспитательный компонент занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное занятие. Повторение правил техники безопасности при проведении занятий | 2 | Повторяют виды декоративно-прикладного искусства на практических примерах и работах первого года обучения. Изучают технологию изготовления текстильной матрешки | Разглядывают, любуются работами ДПТ, выражают в беседе свои впечатления; выбирают эскиз и изготавливают текстильную матрешку в знакомой технике; слушают учителя и одноклассников | Интересуются культурой родного края; развивают эстетический и художественный вкус на примере ДПТ |
2 | Народный календарь | 2 | Извлекают нужную информацию, анализируют литературу и интернет-источники об истории русского народного календаря, о весенних и летних обрядах и праздниках | Понимают и принимают задачу по изготовлению буклета (календаря народных весенних и летних праздников), видят её практическую ценность | Уважительно относятся к народным культурным ценностям через восприятие материала о народных праздниках |
3–4 | Праздник Сретение Господне (встреча зимы с весною) | 4 | Знакомятся с приметами Сретения, народными играми, приговорами и закличками солнца на Сретение | Учатся изготовлению сувенира «Солнце»; осознают, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств; участвуют в народных играх с применением изготовленных атрибутов для народных праздников | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление и применение атрибутов для народных праздников |
5–6 | Празднование Масленицы | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о празднике Масленицы | Понимают и принимают задачу по изготовлению куклы «Масленица» и сувениров; слушают учителя и одноклассников | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление народной куклы |
7–8 | Благовещение | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о Благовещении | Понимают и принимают задачу по изготовлению мягкой игрушки «Птица», куклы «Веснянка»; слушают учителя и одноклассников | Проявляют потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности |
9– 10 | Вербное воскре- сенье | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о традициях празднования Вербного воскресенья | Понимают и принимают задачу по изготовлению сувениров; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления сувениров |
11–12 | Праздник Пасхи | 4 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о традициях празднования Пасхи | Понимают и принимают задачу по изготовлению пасхальных сувениров, куклы «Пасха»; слушают учителя и одноклассников | Развивают эстетический вкус через изготовление народной куклы |
13–16 | Проводы весны. Троица | 8 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о традициях празднования Троицы, о летних обрядовых куклах | Понимают и принимают задачу по изготовлению кукол «Семик и Семичиха», «Кукушка», «Покосница», «Купавка»; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления народной куклы |
17 | Оформление выставки «Кукла родного края» | 2 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов | Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (народные куклы); выделяют в них знакомые средства выражения; определяют задачи, которые решал автор в своей работе; делятся впечатлениями | Понимают значимость знаний и умений на примере ознакомления с творческими работами коллектива студии |
18 | Ручная вышивка шелковыми лентами | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о вышивке лентами; изучают технологию выполнения простейших ручных швов | Подбирают материалы и инструменты для вышивки; выполняют образец «Тамбурный шов»; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе ручной вышивки |
19 | Шов «петля». Шов «узелки» | 2 | Изучают технологию выполнения простейших ручных швов новыми материалами (ленты) | Понимают и принимают задачу по выполнению швов «петля», «узелки»; слушают учителя и одноклассников | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление вышитых лентами изделий |
20 | Шов «вытянутые стежки», шов «вперед иголку» | 2 | Совершенствуют навыки коллективной деятельности в студии; работают организованно в команде под руководством учителя | Работают над поисковым этапом проекта: выбирают тему коллективного проекта, обосновывают необходимость изготовления изделия; формулируют требования к проектируемому изделию; разрабатывают несколько вариантов изделия и выбирают лучший | Сотрудничают в ходе решения задач со сверстниками; используют групповое разделение труда, речевые средства для решения задачи; ведут диалог по выбору изделий коллективного проекта |
21–23 | Узоры «роза», «бантик» | 6 | Изучают, как ухаживать за вышитым лентами изделием, оформлять вышитые изделия | Работают над технологическим этапом проекта: разрабатывают технологию изготовления изделия, подбирают материалы и инструменты; организовывают рабочие места; изготавливают изделия с соблюдением правил безопасной работы; подсчитывают затраты на изготовление | Сотрудничают с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя); выполняют свою часть работы в соответствии с общим замыслом |
24 | Выставка вышитых работ | 2 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов | Работают над заключительным этапом проекта: окончательный контроль готового изделия, анализ, защита коллективного проекта; участвуют в обсуждении итогов совместной практической деятельности; делятся впечатлениями | Развивают внутреннюю свободу, способности к объективной само- и взаимооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства и самоуважения |
25 | Гильоширование | 2 | Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об искусстве гильоширования | Выбирают материалы для работы с шёлком для гильоширования; | Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, осваивая компьютерные технологии |
26 | Схемы для гильоширования | 2 | Изучают особенности составления орнамента и схем для гильоширования | Создают узоры для гильоширования ; экспериментируют, исследуют возможности красок в процессе создания различных цветовых сочетаний при создании орнаментов | Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, осваивая компьютерные технологии |
27–29 | Гильоширование | 6 | Изучают особенности гильоширования | Выполняют изделия по составленной схеме; слушают учителя и одноклассников | Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление изделий |
30–32 | Гильоширование | 6 | Изучают особенности выжигания по ткани и правила ухода за изделием | Выполняют изделия по составленной схеме; слушают учителя и одноклассников | Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность |
33 | Выставка работ | 2 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов | Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (народные куклы); выделяют в них знакомые средства выражения; определяют задачи, которые решал автор в своей работе; делятся впечатлениями | Понимают значимость знаний и умений на примере ознакомления с работами, выполненными детьми |
34– | Праздник «В гостях у матрешки». Подведение итогов работы за год | 2 | Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов | Участвуют в празднике, представляют проделанную за год работу; строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о результатах своей деятельности; делятся впечатлениями; имеют мотивацию к учебной деятельности, умеют самоопределяться в жизненных ценностях | Развивают чувство коллективизма, положительные эмоции |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Необходимое оборудование и оснащение | Количество |
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Образовательная программа основного общего образования МОУ Усть-Озёрская ООШ 4. Локальные акты образовательного учреждения «Положение о рабочей программе педагога», «Положение об организации внеурочной деятельности» | По 1 документу |
Литература для учителя: 1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 кл. : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – М. : Школьная пресса, 2006. – 79 с. 2. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 кл. : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – М. : Школьная пресса, 2005. – 47 с. 3. Артёмова, Т. Православный народный календарь / Т. Артёмова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 4 Григорьев, В. Масленица – проводы зимы / В. Григорьев // Воспитание школьников. – 1991. – № 5.. Неделя технологии в начальной и средней школе : праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры / авт.-сост. О. В. Павлова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2009. – 127с. | По 1 пособию |
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства: 1. Телевизор. 3. Цифровой фотоаппарат.. 4. Мультимедийный проектор. 7. Сканер, принтер | По 1 |
Учебно-практическое оборудование: 1. Аптечка. 2. Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки. 3. (фартуки, косынки). 4. Машина швейная бытовая универсальная. 5. Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ. 7. Комплект инструментов и приспособлений для вышивания. 8. Ткань для гильоширования. 9. Выжигатель. | 1 По 5 |
Оборудование (мебель): 1. Компьютерный стол. 2 . Штатив для плакатов и таблиц 3. Стол для выжигания по шёлку. | 1 1 1 |