ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_____________________
О.В.Балдакова
Приказ №
«__» _________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Час диалога»
Направление «Социальное»
для 2 класса
Составитель:
Сакула Татьяна Петровна
воспитатель начальных классов,
первая категория
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по курсу «Час диалога» для 2 класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Назначение программы
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности слабослышащего или глухого ученика, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.Процесс социализации детей с недостатками слуха, наряду с другими путями, должен осуществляться в их овладении диалогической речью. Диалогическая речь, будучи первичной, по своему происхождению, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит, в первую очередь, потребностям непосредственного живого общения. Поэтому одним из ведущих принципов в обучении детей с проблемами слуха является принцип интенсификации речевого общения. Обучение диалогу детей с проблемами слуха - сложный, многоступенчатый процесс и составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель, и как средство практического овладения языком.
Для формирования навыков коммуникации необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Здесь необходима особая организация учебного материала.
Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими - достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный запас ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
С учетом значимости устной речи в развитии неслышащего школьника, важности активизации устной коммуникации слабослышащих со слышащими в современном обществе возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей ученика.
Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей слабослышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно:
создание ситуаций, способствующих широкой речевой практике (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами;
включение слабослышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую деятельность;
активное участие во внеклассной деятельности: участие в различных мероприятиях, праздниках
Во-первых, вышеуказанные мероприятия формируют представления об окружающем мире, корректируют у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения.
Во-вторых, учат детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей - детей и взрослых, формируют умение понимать поступки окружающих людей.
В-третьих, формируют у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.
Актуальность и перспективность курса
Поиск новых путей совершенствования связной речи, обучение диалогу слабослышащих и глухих учащихся является весьма актуальным, т.к. включение глухого или слабослышащего ребенка в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Слабослышащие и неслышащие выпускники нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха в силу ограниченного словесного общения особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.
Цель обучения:
Задачи обучения:
обучать глухих и слабослышащих обучающихся нормам речевого общения;
обучать полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития;
обучать общению словесной речью, формирование элементарных навыков ведения диалогов;
развивать общительность, преодоление страха общения со слышащими людьми;
формировать уверенность в своих возможностях.
Организация обучения:
Формирование у обучающихся с нарушениями слуха диалогической речи предполагает управление процессом обучения и целенаправленное создание и использование ситуаций, в которых возникает потребность в реализации того или иного коммуникативного намерения. Для целенаправленного обучения общению программой предусмотрен определенный речевой материал, отражающий разные ситуации взаимодействия, возникающие в процессе коммуникации. Обучение рассчитано на преодоление у детей трудностей коммуникации на групповых занятиях с обучающимися 2 класса.
Возрастная группа обучающихся: 2 класс (8-9 лет)
Количество часов, отпущенных на занятие: 34 часа
Продолжительность занятия: 30 минут
Формы деятельности: кружковые занятия
Методы:
объяснение
индивидуальная работа
групповая работа
коллективная работа
Средства:
Режим и место проведения:
занятия по обучению ведению диалога включаются в каждую изучаемую тему по изучению бытового словаря;
занятия по работе с диалогом проводятся 1 раз в неделю, по 2-4 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала);
всего 34 занятия в год, 10 изучаемых тем диалога;
обучение включает в себя разработки диалогов на разные темы;
занятия должны проводиться на интересном для детей, связанном с жизнью речевом материале;
задания в занятии должны быть разнообразны, с тем, чтобы у детей не снижался интерес ни к тому речевому материалу, над которым в это время ведётся работа, ни к самому виду упражнения. Таким образом, вырабатывается у детей умение пользоваться приобретёнными навыками в различных условиях.
Этапы работы над диалогом
Работа с одним диалогом проводится на нескольких занятиях и занимает часть занятия.
Знакомство ученика с диалогом: воспроизведение диалога эмоционально и выразительно, используя иллюстрации, предметные картинки и другой наглядный материал.
Самостоятельное составление диалога.
Разыгрывание диалога при помощи инсценировки
Обучение способствует:
1. Своевременной профилактике и коррекции речевых нарушений.
2. Эффективному взаимодействию всех участников коррекционно-развивающего процесса.
3. Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
При оценке устной связной речи учащихся учитываются содержание, грамотность; соответствие высказывания теме, его последовательность; точность речи учащихся, точность употребления слов, правильность построения предложений.
Структура программы
№п/п | Наименование раздела учебного курса | Кол-во час | Содержание учебного курса |
1 | Времена года. Временные представления. | 3ч | Расширение представлений о временах года. Временные представления. Закрепление знаний о частях суток, днях недели, месяцев. Развитие логического мышления. |
2 | В столовой. | 4ч. | Формирование представления о работниках столовой. Меню. Посуда и её предназначение. Продукты питания. Профессия «Повар». Названия посуды и её предназначение. Продукты питания. |
3 | В библиотеке. | 3ч. | Формирование представления о библиотеке. Профессия «библиотекарь» Правила поведения в библиотеке. Словарь по теме. |
4 | В умывальной комнате. | 3ч. | Предназначение умывальной комнаты. Формирование знаний о туалетных принадлежностях. Гигиена человека и режим дня. Части тела и лица. |
5 | В магазине. | 3ч. | Ознакомление с ассортиментом магазина. Профессия «Продавец». Правила поведения в общественных местах. Знакомство обобщающими словами. Развитие словаря по теме « В магазине» |
6 | Моя Родина. | 4 ч. | Ознакомление с новыми словами и их значением. Замечать изменения в природе. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Экскурсии по улицам посёлка. Виды транспорта. Формирование навыков составления диалога по данной теме. |
7 | В раздевалке. | 4ч. | Закрепление представления о понятии «Раздевалка». Одежда, её предназначение. Виды одежды. Сезонная, рабочая, детская, специальная одежда, праздничная, домашняя. |
8 | Профессии работников школы. | 3 ч. | Формирование знаний о профессии врача, повара, учителя, воспитателя, водителя, дворника. Формирование навыков речевого поведения. Составление диалога в кабинете врача. |
9 | В школе. В классе. | 3ч. | Формирование знаний о школе, ее местоположении, адреса. Формирование понятия «учебные принадлежности» Ознакомление с новыми словами и их значением |
10 | Природа родного края. | 4 ч | Закрепление знаний о изменениях в природе. Живая и неживая природа (домашние и дикие животные, растения, насекомые). Наблюдения на прогулке. Фрукты, овощи |
| Итого | 34 ч | |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Описание примерного содержания занятий | Словарь | Перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы |
1 | Времена года и временные представления 3ч | Расширить представле-ния детей об сезонных явлениях природы. Знакомство, разбор и запоминание основных слов. Развивать логическое мышление. | Названия месяцев, времен года, дни недели, время суток. Какое сейчас время года? Какое время года было? Какое время года будет? Назови дни недели. Назови месяцы. Какие части суток ты знаешь? | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление диалога на тему « Временные представления» Развитие активного словаря |
Отработка диалога на тему «временные представления» Развитие активного словаря |
2 | В столовой 4ч | Формировать представление, кто работает в столовой. Объяснить значимость профессии «повар» | Кто работает в столовой? В столовой работает повар. Что делает повар? Повар варит. Что вы ели на обед (завтрак, полдник, ужин?) Куда мы пойдём? Мы пойдём в столовую. | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление диалога на тему «В столовой» Развитие активного словаря |
Отработка диалога на тему «В столовой» Развитие активного словаря |
3 | В библиотеке 3ч | Формировать представление, где находится библиотека. Кто работает в библиотеке. Какие книги есть. Узнать новых авторов. Как выдаются книги Что такое перемена? Когда начинается? Чем можно заняться в перемену? Кто дежурный по классу? | Библиотекарь, выдает книги, стеллажи, формуляр. Здравствуйте. Дайте мне ,пожалуйста стихи Маршака С.Я. Спасибо. Елена Ивановна До свидания. Сказки, рассказы, стихи, словарь. | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление и закрепление диалога «В библиотеке» Отработка диалога «В библиотеке» |
4 | В умывальной комнате 3ч | Объяснить, для чего нужна умывальная комната. Формирование знаний о туалетных принадлежностях. Как нужно приводить себя в порядок | Зубная щетка, зубная паста, мыло, полотенце, причесаться, расческа. Я буду мыть руки. Я вымыл(а) руки. Открой кран, намыль руки, вымой руки, закрой кран, вытри руки. Я вымыла руки. Я вытерла руки. | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера(оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление диалога на тему «В умывальной комнате». Развитие активного словаря |
Отработка диалога на тему «В умывальной комнате» Развитие активного словаря |
5. | В магазине 3ч | Познакомить, что продают в магазине. Кто продает. Познакомить с обобщающими словами. Развитие словаря по теме « В магазине» | Овощи. Фрукты. Продавец. Весы. Касса. Дайте мне, пожалуйста… Я хочу купить. Деньги, Спасибо Овощи. Фрукты. Продавец. Весы. Касса. Здравствуйте. Дайте мне пожалуйста. Сколько стоит? Покажите, пожалуйста,… | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; -Установление причинно-следственных связей; -Построение логической цепи |
Составление диалога на тему «В магазине». Развитие активного словаря. Отработка диалога на тему «В магазине» |
Экскурсия в магазин за покупкой. |
6 | Моя Родина 4ч | Дать знания о месте жительства: называть место жительства (улицу, город, посёлок, номер дома).Отвечать полным предложением на вопросы. | Куда мы пойдём? Мы пойдём на экскурсию? Где ты живёшь? Я живу… посёлок Вычегодский, улица Ульянова Назови свой домашний адрес. Как называется твой посёлок? | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнер( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция; - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление диалога на тему «Где ты живёшь?» Развитие активного словаря. |
Отработка и закрепление диалога «Где ты живёшь?» |
7 | В раздевалке 4ч | Ознакомление с новыми словами и их значением. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Формирование навыков составления диалога | Направо, налево, вверх, вперед, сзади, впереди, Раздевалка, вешалка. Я одеваюсь. Я оделся (оделась). Помогите, пожалуйста… спасибо. я разделся, разделась. Что ты надел(а)? | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление диалога «В раздевалке». Закрепление обобщающих понятий |
Отработка диалога «В раздевалке». Повторение и закрепление словаря |
8 | Профессии работников школы 3 ч | Формирование представлений о профессиях работников школы. Ознакомление с новыми словами и их значением | Кто работает в нашей школе? У нас в школе работают: повар, врач, учитель, воспитатель, дворник. Что делает учитель (воспитатель)? Что делает врач? Назови обязанности дворника. Все работы хороши – выбирай на вкус. | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление и отработка диалога на тему « Кто работает в школе» |
Отработка диалога «Кто работает в школе?» Повторение и закрепление словаря. |
9 | В школе. В классе 3 ч | Продолжение формирования представления о школе и классе. | Помещения, директор, классный руководитель, воспитатель, количество, отличники, класс, парта, доска. Кто сегодня дежурный в классе? Какой сейчас урок (занятие)? Как зовут твою учительницу? Как зовут твоего воспитателя? Сколько в классе девочек (мальчиков)? | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера ( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Формирование навыков речевого поведения. Составление диалога «В классе» | | |
Отработка диалога «В классе Повторение и закрепление словаря. |
Использование диалога в повседневной жизни. |
10 | На прогулке. Природа родного края 4 ч | Формирование знаний о школе, ее местоположении, адреса, формирование знаний о классе. Ознакомление с новыми словами и их значением | Направо, налево, вверх, вперед, сзади, впереди, в середине, веранда. Какая сегодня погода? Какое время года? Сегодня хоро-шая погода. Будем трудиться: убирать снег, листья, подметать дорожки. Пойдём гулять. Что мы делали? | Коммуникативные УУД - Постановка вопросов; - Умение выражать свои мысли полно и точно; - Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД - Целеполагание; - Волевая саморегуляция - Оценка; - Коррекция Познавательные УУД - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; - Выделение познавательной цели; - Смысловое чтение; - Анализ объектов; -Доказательство; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи |
Составление диалога «На прогулке», закрепление новых слов и их значения. |
Закрепление диалога «На прогулке». |
|
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий:
Данное программа предусматривает: развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Обучающиеся к концу учебного года должны частично овладеть элементарными необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности), нормами речевого общения, принятыми среди слышащих, использовать речевое общение как средства познания, речевого развития, навыками ведения диалогов.
Личностными результатами изучения программы «Час диалога»
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному педагогом плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: кратко пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся должны знать, к концу года:
Речевой материал, данный по темам на занятиях «Час диалога».
Ударение и окончание в слове.
Понятия «слово», «фраза», «предложение».
Нормы речевого этикета и культуры общения.
Понятия «вопрос» и «ответ».
Обучающиеся должны уметь к концу года:
Пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым.
Выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение.
Передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания.
Вести диалог при созданной речевой ситуации с помощью табличек и под контролем педагога.
Стараться грамотно выражать свои мысли, строить высказывание.
Произносить слова с ударением и правильным окончанием.
Опознавать на слух с помощью слуховых аппаратов или кохлеарного импланта речевой материал.
Занятия «Час диалога» для детей с нарушенным слухом формируют представления об окружающем мире, корректируют у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения, учат детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей - детей и взрослых, формируют умение понимать поступки окружающих людей, формируют у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. В течение учебного года пополняется карточками с диалогами, фотоматериалами.
Методами отслеживания результативности являются наблюдательность, анализ активности обучающихся во время диалога в созданной речевой ситуации и конкретно на занятии, рефлексия, самоанализ, проверка бытового словаря.
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия | Видео-, аудиоматериалы | Цифровые ресурсы | Оборудование |
.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения школьников со сверстниками. // Дошкольное воспитание № 5, 2001. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М.,1998. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г. Шмаков С.А. «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.
| https://vk.com/ https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-foneticheskaya-ritmika-1068633.html https://www.youtube.com/watch?v=6CrFdv2jRPo https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-russkomu-jazyku/17891-dialog---pravila-vedeniya-dialoga.html http://audio.ziyonet.uz/ru/book/1511 http://yandex.ru/video/search?filmId=bLckn2wdUXI&text=аудиозапись%20логопеда%20диалог | http://vospitatel.com.ua/category/rech.html http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html http://ollforkids.ru/razvitie-rechi.html http://nsportal.ru/tatyana-sakula https://infourok.ru/user/sakula-tatyana-petrovna http://www.logoped.ru/ | Зеркало Столы Стулья Настенная азбука Таблица профилей произношения Экран Указка Телевизор Ноутбук Диски Флешка Тетради Материал для самоанализа Конспект Изобразительные материалы: Ручка шариковая Цветные карандаши Фломастеры Игрушки Муляжи Картинки Карточки Бытовой словарь Таблички Доска Мел Карман с подставкой Наборное полотно |