СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предметная область «Музыка» 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предметная область «Музыка» 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предметная область «Музыка» 1-4 класс»






























02.04



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фентисовская основная общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области



Утверждена на педагогическом Введена в действие

совете протокол №______ приказом №____от

от «____»_______2021г. «______»_________2021г.

Директор школы

_____________Кожевникова В.Т.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебного предмета «Музыка»

Предметная область «Музыка»


Уровень обучения начальное образование

Класс 1-4

Срок реализации 1 год


(ФГОС НОО)









Составлена учителем

Стекачева А.И.



С. Фентисово 2021г



СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  3. Содержание учебного предмета, курса.

  4. Календарно –тематическое планирование

  5. Лист корректировки рабочей программ












































Пояснительная записка.


Данная рабочая программа по курсу «Музыка» для 1—4 классов начальной школы общеобразовательных организаций разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» для 1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г., рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г.

При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Изучение музыки в начальной школе направлено на формирование фундамента музыкальной культуры младших школьников. Введение детей в многообразный мир музыкального искусства через общение с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, способствует решению следующих задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»:


• чувство гордости за свою Родину, российский и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов

фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;

• умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии

окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• уважительное отношение к культуре других народов; форсированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

• ориентация в культурном многообразии действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированной универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной

музыкально-эстетической деятельности;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

• приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

• формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;

• овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных

сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально творческой деятельности:

• формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

• формирование общего представления о музыкальной картине мира;

• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

• умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

• умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание,

интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

• умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.




















Содержание учебного предмета «Музыка»

1 КЛАСС (33 часа, 1 час в неделю)

Цель занятий в 1 классе – ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию, пробудить интерес к музыке, музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах. Занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

В программе первого года обучения два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

РАЗДЕЛ 1. «Музыка вокруг нас»(16часов): Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

РАЗДЕЛ 2. «Музыка и ты»(17 часов): Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

На уроках в игровой форме вводятся элементарные понятия из области музыкальной грамоты, которые осваиваются в процессе активной творческой деятельности (пении, пластическом интонировании, инструментальном музицировании, импровизациях). Большое внимание уделяется развитию речевых навыков первоклассников, связанных с расширением их эмоционально-смыслового словаря, необходимого для отклика на характер и настроение музыки. Кроме того, уроки предполагают разнообразные творческие задания для учащихся: пластическое выражение характера музыки, сочинение простейших мелодий, поиск созвучных произведению литературных произведений, картин, собственная изобразительная деятельность, проблемные вопросы, которые настраивают ребят на размышления о музыке, создание собственных исполнительских интерпретаций и др.


























Календарно-тематическое планирование 1 класс 33 часа


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения


Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»




1 четверть



1

«И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)

1



2

Хоровод муз. (Урок – экскурсия)

1



3

Повсюду музыка слышна. ( Урок – игра)

1



4

Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие)

1



5

Музыка осени.

1



6

Сочини мелодию.

1



7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

1



8

Музыкальная азбука.

1




2 четверть



9

Музыкальные инструменты.

1



10

«Садко». Из русского былинного сказа.

1



11

Музыкальные инструменты.

1



12

Звучащие картины.

1



13

Разыграй песню.

1



14

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

1



15

Добрый праздник среди зимы.

1



16

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.





Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».




3 четверть



17

Край, в котором ты живешь.

1



18

Художник, поэт, композитор.




19

Музыка утра.

1



20

Музыка вечера.

1



21

Музыкальные портреты.

1



22

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1



23

Музы не молчали.

1



24

Мамин праздник.

1



25

Обобщающий урок 3 четверти.

1




4 четверть



26

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

1



27

Музыкальные инструменты.

1



28

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

1



29

Музыка в цирке.

1



30

Дом, который звучит.

1



31

Опера-сказка.

1



32

«Ничего на свете лучше нету»

1



33

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

1



итого


33





Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

- развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

- побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;

- развитие умений учащихся воспринимать произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

- формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

- развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

- развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;

- формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

- освоение элементов музыкальной речи как средства осознания музыкальной речи.






































Содержание учебного предмета «Музыка»


2 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ 1. «Россия — Родина моя»(3 часа)

Музыкальные образы родного края. Песенность как отли­чительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпане­мент.

РАЗДЕЛ 2. «День, полный событий»(6 часов)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

РАЗДЕЛ 3. «О России петь — что стремиться в храм»(7 Часов)

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Празд­ники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

РАЗДЕЛ 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(3 часа)

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инстру­ментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народ­ном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

РАЗДЕЛ 5. «В музыкальном театре»(5 часов)

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, ре­жиссера, художника в создании музыкального спектакля. Те­мы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный те­атр.

РАЗДЕЛ 6. «В концертном зале»(5часов)

Музыкальные портреты и образы в симфонической и форте­пианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

РАЗДЕЛ 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(5 часов)

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность му­зыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

























Календарно-тематическое планирование 2 класс 34 часа


Тема урока



Кол-во часов

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения


Россия-Родина моя.

3



1

Мелодия.

1



2

Здравствуй, Родина моя!

1



3

Гимн России.

1




День, полный событий.

5



4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1



5

Природа и музыка. Прогулка.

1



6

Танцы, танцы, танцы…

1



7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1



8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1




«О России петь – что стремиться в храм».

7



9

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1



10

Святые земли русской. Князь Александр Невский.

1



11

Святые земли русской. Сергий Радонежский.

1



12

Молитва.

1



13

С Рождеством Христовым!

1



14

Музыка на Новогоднем празднике.

1



15

Музыка на Новогоднем празднике.

1




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3



16

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1



17

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1



18

Проводы зимы. Встреча весны.

1



В музыкальном театре.

5



19

Детский музыкальный театр. Опера

1



20

Балет.

1



21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1



22

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.

1



23

Увертюра. Финал.

1




В концертном зале.

5



24

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

1



25

Обобщающий урок 3 четверти.

1



26

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1



27

«Звучит нестареющий Моцарт».

1



28

Симфония № 40. Увертюра

1




Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

5



29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты

1



30

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

1



31

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

1



32

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1



33

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

1



34

Заключительный урок-концерт.

1




итого

34





Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

- развитие у учащихся эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

-накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

- развитие умений и навыков хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение а capella, пение хором, в ансамбле и др.);

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на простейших инструментах;

- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
































Содержание учебного предмета «Музыа»


3 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)

Содержание учебного предмета третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет аналогичные второму году обручения содержательные линии. Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения 1 и 2 года обучения повторяются в 3 классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.

РАЗДЕЛ 1. «Россия — Родина моя» (5 часов)

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских ком­позиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

РАЗДЕЛ 2. «День, полный событий» (4 часа)

Выразительность и изобразительность в музыке разных жан­ров и стилей. Портрет в музыке.

РАЗДЕЛ3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, по­эзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

РАЗДЕЛ 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказите­лей, народные традиции и обряды в музыке русских композито­ров.

РАЗДЕЛ5. «В музыкальном театре» (6 часов)

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интона­ционно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкально­го языка, исполнения.

РАЗДЕЛ 6. «В концертном зале» (7 часов)

Жанр инструментального концерта. Мастерство композито­ров и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрип­ки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст­ные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчаст­ная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

РАЗДЕЛ 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)


Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музы­кальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.













Календарно-тематическое планирование 3 класс 34 часа

Тема урока



Кол-во часов

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения


Россия-Родина моя.

5



1

Мелодия – душа музыки.

1



2

Природа и музыка.

1



3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

1



4

Кантата «Александр Невский».

1



5

Опера «Иван Сусанин».

1




День, полный событий.

3



6

Утро.

1



7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1



8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1




«О России петь – что стремиться в храм».

4



9

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1



10

Древнейшая песнь материнства.

1



11

Вербное Воскресение. Вербочки.

1



12

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3



13

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1



14

Певцы русской старины. Лель.

1



15

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

1




В музыкальном театре.

6



16

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

1



17

Опера «Орфей и Эвридика».

1



18

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1



19

«Океан – море синее».

1



20

Балет «Спящая красавица».

1



21

В современных ритмах (мюзикл).

1




В концертном зале.

7



22

Музыкальное состязание (концерт).

1



23

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1



24

Музыкальные инструменты (скрипка).

1



25

Обобщающий урок 3 четверти.

1



26

Сюита «Пер Гюнт».

1



27

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

1



28

Мир Бетховена.

1




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6



29

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1



30

Мир Прокофьева.

1



31

Певцы родной природы.

1



32

Прославим радость на земле.

1



33

Радость к солнцу нас зовет.

1



34

Обобщающий урок.

1




итого

34





Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса


- обогащение первоначальных представлений о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучениямиром музыкальных образов;

- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

- развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;

- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.


























Содержание учебного предмета «Музыка»


4 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)


Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы. Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

РАЗДЕЛ 1. «Россия — Родина моя».(4 часа)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

РАЗДЕЛ 2. «День, полный событий»(5 часов)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

РАЗДЕЛ 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.

РАЗДЕЛ 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов. Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

РАЗДЕЛ 5. «В музыкальном театре» (4 часа)

Линии драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

РАЗДЕЛ 6. «В концертном зале» (6 часов)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

РАЗДЕЛ 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)

Произведения композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.












Учебно-тематический план 4 класс 34 часа

Тема урока



Кол-во часов

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения


Россия-Родина моя.

4



1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1



2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1



3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1



4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

1




День, полный событий.

5



5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1



6

Зимнее утро, зимний вечер.

1



7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1



8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1



9

«Приют, сияньем муз одетый…».

1




В музыкальном театре.

4



10

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1



11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1



12

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1



13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3



14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1



15

Оркестр русских народных инструментов.

1



16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1




В концертном зале.

6



17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1



18

Старый замок.

1



19

Счастье в сирени живет…

1



20

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1



21

Патетическая соната. Годы странствий.

1



22

Царит гармония оркестра.

1




В музыкальном театре.

2



23

Театр музыкальной комедии.

1



24

Балет «Петрушка»

1



«О России петь – что стремиться в храм».

4



25

Святые земли Русской. Илья Муромец

1



26

Кирилл и Мефодий.

1



27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1



28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1



29

Народные праздники. Троица.

1




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5



30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1



31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1



32

В интонации спрятан человек.

1



33

Музыкальный сказочник.

1



34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1




итого

34




Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

- воспитание навыков эмоционально – осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

- развитие навыков художественно, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Занятия в начальной школе подразумевают постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому на протяжении 4 лет обучения в содержание программы включаются произведения традиционного Курского фольклора, произведения курских композиторов – классиков. Региональный компонент включен в следующих темах: «Гимн», «пришло Рождество, начинается торжество», «Край, в котором ты живешь», «Музыкальные образы родного края», «Фольклор- народная мудрость», «Обряды и праздники русского народа: Масленица и встреча весны», «Виват, Россия!», «Образ материв музыке, поэзии, изобразительном искусстве», «Жанры народных песен», «на великий праздник собралася Русь!», «Композитор – имя ему народ», «праздники русского народа: Троицын день» и др.

По итогам освоения предложенного содержания предмета «Музыка» в начальной школе обеспечиваются результаты, соответствующие предметным требованиям к освоению основной образовательной программы не ниже закрепленных государственным образовательным стандартом начального общего образования.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании 4 класса школьники научатся:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.




ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Содержанием музыкальных занятий в школе является единая совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учеников. Она разворачивается в разнообразных формах общения с живой музыкой (исполнение, восприятие, размышление о музыке, игра на простейших музыкальных инструментах, сочинение, импровизация, пластическое интонирование, интерпретация, рисование, драматизация и др.) и направлена на раскрытие многообразных связей музыки и жизни, на самопознание и самосозидание. В центре внимания педагога должно стоять не столько само музыкальное произведение, сколько результат – то создавшееся настроение, те нравственные изменения, которые возникают в детях. Эта тонкая сфера – главное поле творческой деятельности учителя музыки.

Основная форма организации взаимодействия учащихся с миром искусства – урок. Исходя из специфики урока музыки – урока искусства при организации работы целесообразно использовать нестандартные методы и формы его проведения:

- уроки с измененными способами организации: урок-лекция, урок-концерт, урок-парадокс, урок – «в ансамбле», урок-встреча, бинарный (интегрированный урок;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества (урок-сочинение, урок изобретательства, урок–творческий отчет, комплексно-творческий отчет), урок-экспозиция, урок–«удивительное рядом», урок фантастического проекта, моноурок – рассказ о творце искусства (урок-бенефис, урок-портрет), урок-сюрприз, волшебный урок;

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная (интерактивная) экскурсия (посещение концертного зала, театра, филармонии и др.), прогулка, гостиная, путешествие, экспедиция, защита проекта;

- уроки с игровой состязательной основой: урок–деловая игра, урок-кроссворд, урок в форме игр «Домино», «Лото», «Следствие ведут знатоки», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Можешь? Спой!» и др., эстафета, конкурс, дуэль, соревнование, ролевая игра, дидактическая игра, урок-журнал, урок-тест;

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, защита оценки, урок-консультация. урок-практикум, урок-семинар, урок-презентация, «теле» - урок, интерактивный урок, урок–общественный смотр компетенций обучающихся, урок-собеседование, ученическая конференция и др.

Урок музыки как урок искусства должен обеспечить особую атмосферу возвышенного отношения к музыке, возвращения ей истинного содержания и предназначения в жизни. При этом особую значимость приобретает методологическая позиция: «Объектом изучения на уроках должно быть искусство, но вне узкой предметно-деятельностной направленности. Навыки и знания не должны быть самоцелью. Они – средство и условие развития личности ребенка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности» (Н.А. Терентьева).


КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Измерение эффективности музыкального обучения и воспитания позволяет определить, как качественно и количественно реализована цель музыкального обучения.

Различные виды и формы педагогического контроля результатов музыкального обучения позволяют:

- учитывать индивидуальные особенности развития учащихся (музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, отношение к музыке, интерес, музыкальный опыт);

- диагностировать уровень усвоения содержания предмета (музыкальные знания, представления об искусстве);

- диагностировать уровень полученных умений и навыков (умение применять полученные знания при выполнении музыкально-творческих, тестовых и других заданий, умение применять полученные навыки в коллективном и сольном исполнении (пение, слушание музыки, игра на простейших музыкальных инструментах, импровизации и др.)

- учитывать результативность отдельного этапа обучения;

- определять итоговые результаты обучения на разном уровне;

-обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формировать потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Основные виды контроля:

- предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определить степень сформированности умений и навыков;

- текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);

- периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);

- итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения музыкального искусства).

Известно, что в начальных классах чрезмерный контроль или отрицательная оценка гасит живой интерес учащихся к занятиям музыкой. Поэтому применяемые на уроках музыки приемы, должны стимулировать формирование и развитие музыкального интереса, вкуса, потребностей учащихся. Э. Б. Абдуллин предлагает три критерия педагогической оценки на уроке музыки:

- проявление интереса к музыке, эмоциональный отклик на нее, высказывание о прослушанном или исполненном произведении;

- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

На уроках музыки в начальной школе используются следующие методы и приемы проверки:

- устный опрос (беседа, анализ прослушанного произведения и др. ),
- письменная работа (мини - сочинения, ответы на вопросы, музыкальный диктант и т.д.),
- творческие работы (рисунки, ритмоформулы, ребусы, загадки, кроссворды, импровизации вокальные, ритмические, пластические и др.)

- рефераты,
- компьютерные презентации,
- проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная),
- музыкально-творческая деятельность (пение, игра на музыкальных инструментах, чтение мелодических и ритмических партитур и др.),

- игровые формы контроля (соревнование команд, музыкальная викторина, музыкальный ринг и др.).