СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100),
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Наименование учредителя
МОАУ "СОШ № 60"
| РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3036298)
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для 3 класса начального общего образования
на Укажите учебный год учебный год
Составитель: Жирникова Елена Владимировна
учитель начальных классов
г.Оренбург 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 3 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенностей текстов;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | ||||||||||||
1.1. | Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братнство - побратим. Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми. | 4 | 0 | 0 |
| Наблюдение: найти общее и различное в значении слов и словосочетаний (например, придумывать небылицы, фантазировать, сочинять,рассказывать сказки, врать, обманывать, выдумывать; изворачиваться, юлить, кривить душой, лукавить, вилять, извиваться ужом)на основе контекста и собственного речевого опыта; объяснить употребление распространенных дружеских обращений (например, братцы)в разных контекстах; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | электронное приложение к учебнику | ||||
1.2. | Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления. | 6 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: выделить пословицы из ряда высказываний; подобрать заголовок; найти слова и выражения, характеризующих главныхгероев (Правду и Кривду), создание собственного текста с использованием противительных конструкций; сравнить характеристики героевсказок — поиск устойчивых характеристик в описаниях лжецов и честных людей (на примере сказок В. И. Даля «Правда и кривда» и В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал»); | Устный опрос; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
1.3. | Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц. | 2 | 0 | 0 |
| Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слови выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и «Толковый словарь»; | Устный опрос; | электронное приложение к учебнику | ||||
1.4. | Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.) | 2 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: слушание, выделение сравнений; письменное объяснение значения слова на основе анализа контекста; сравнение описаний одного явления в разных текстах; объяснение заголовка; поиск скрытого сравнения в загадках; достраивание текста (выбор начала); восстановление текста (выбор пропущенных слов); | Письменный контроль; | Сайт «Инфоурок» презентация | ||||
1.5. | Названия старинных русских городов, происхождение названий. История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей. | 1 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: выделить пословицы из ряда высказываний; подобрать заголовок; найти слова и выражения, характеризующих главныхгероев (Правду и Кривду), создание собственного текста с использованием противительных конструкций; сравнить характеристики героевсказок — поиск устойчивых характеристик в описаниях лжецов и честных людей (на примере сказок В. И. Даля «Правда и кривда» и В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал»); | Устный опрос; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
1.6. | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 1 | 0 | 0 |
| Работа с рисунками и подписями к ним: обнаружить общий признак в значении этимологически родственных слов (лук, лука, излучина, лукавство); | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | электронное приложение к учебнику | ||||
Итого по разделу: | 16 |
| ||||||||||
Раздел 2. Язык в действии | ||||||||||||
2.1. | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. | 1 | 0 | 0 |
| Практическая работа: восстановление деформированных (с пропускамислов) предложений на основе анализа контекста и значения слов ссуффиксами оценки; образование существительных по продуктивныммоделям с помощью суффиксов оценки; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
2.2. | Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. | 1 | 0 | 0 |
| Работа в паре: сравнение результатов и взаимооценка; | Устный опрос; | электронное приложение к учебнику | ||||
2.3. | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог о роде имен существительных; | Устный опрос; | Сайт «Инфоурок» презентация | ||||
2.4. | Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа). | 1 | 0 | 0 |
| Работа в паре: сравнение результатов и взаимооценка; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
2.5. | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. | 1 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: поиск примеров словоупотребления для подтверждения мысли, высказанной в тексте (например, мысль В. О. Ключевскогоо роли рек в жизни русского народа — слова-названия рек с суффиксами оценки в русских народных песнях); | Устный опрос; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
Итого по разделу: | 5 |
| ||||||||||
Раздел 3. Секреты речи и текста | ||||||||||||
3.1. | Особенности устного выступления. | 3 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: чтение и слушание отрывков из художественныхтекстов, описывающих споры героев, поиск утверждений и доводовкаждого героя; чтение отрывка, содержащего утверждение героя ипоиск аргументов для подтверждения или опровержения утвержденияв других источниках информации; | Устный опрос; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
3.2. | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | 2 | 0 | 0 |
| Творческое задание: написать продолжение истории, содержащееаргументы, примиряющие участников спора (например, продолжениесказки К. Д. Ушинского «Спор деревьев»); | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | электронное приложение к учебнику | ||||
3.3. | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | 6 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: восстановление логики текста (последовательностьабзацев, последовательность предложений, достраивание пропущенныхпредложений, исключение лишних предложений); | Письменный контроль; | Сайт «Инфоурок» презентация | ||||
3.4. | Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 | 0 | 0 |
| Работа с текстом: использование справочной информации для создания портрета и истории героя повествования (например, герой — игрушка одного из традиционных русских художественных промыслов); | Письменный контроль; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
3.5. | Особенности устного выступления. | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог «Что такое рассуждение?»; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | Сайт «РЭШ» презентация | ||||
Итого по разделу: | 13 |
| ||||||||||
Резервное время | 0 |
| ||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1. | Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
2. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братнство - побратим. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
3. | Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; | ||
4. | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
5. | Что и как могут рассказать слова о природе. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
6. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
7. | Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; | ||
8. | Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
9. | Лексическая сочетаемость слов. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
10. | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
11. | Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
12. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
13. | Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
14. | Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; | ||
15. | Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
16. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
17. | Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
18. | Названия старинных русских городов, происхождение названий. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
19. | История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
20. | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
21. | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
22. | Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
23. | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
24. | Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа). | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
25. | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
26. | Особенности устного выступления. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; | ||
27. | Особенности устного выступления. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
28. | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
29. | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
30. | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
31. | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; | ||
32. | Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
33. | Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||
34. | Особенности устного выступления | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Выберите учебные материалы
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по русскому языку1 и Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»2.
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку.
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Русский язык».
В первую часть кодификатора включены планируемые результаты блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.
Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения
Код | Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения |
1 | РАЗдел «Фонетика и графика» |
1.1 | различать звуки и буквы |
1.2 | характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) |
1.3 | знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации |
2 | РАЗдел «Состав слова (морфемика)» |
2.1 | различать изменяемые и неизменяемые слова |
2.2 | различать родственные (однокоренные) слова и формы слова |
2.3 | находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс |
2.4 | различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями |
3 | РАЗдел «Лексика» |
3.1 | выявлять слова, значение которых требует уточнения |
3.2 | определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря |
4 | РАЗдел «Морфология» |
4.1 | определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение |
4.2 | определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж |
4.3 | определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение |
4.4 | находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы |
5 | РАЗдел «Синтаксис» |
5.1 | различать предложение, словосочетание, слово |
5.2 | устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении |
5.3 | классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения |
5.4 | определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения |
5.5 | находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
5.6 | выделять предложения с однородными членами |
6 | РАЗдел «Орфография и пунктуация» |
6.1 | применять правила правописания (в объеме содержания курса) |
6.2 | определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника |
6.3 | безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов |
6.4 | писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания |
6.5 | проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
7 | РАЗдел «Развитие речи» |
7.1 | оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста |
7.2 | соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) |
7.3 | выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения |
7.4 | самостоятельно озаглавливать текст |
7.5 | составлять план текста |
7.6 | сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения |
Раздел 2. Перечень элементов содержания
Коды элементов содержания указаны курсивом, чтобы отличить их от кодов планируемых результатов обучения (ПРО). В правом столбце указаны коды ПРО, которые предусмотрены для указанных элементов содержания.
Код | Элементы содержания | Коды ПРО | ||
1 | Фонетика, графика и орфоэпия |
| ||
1.1. | Различение звуков и букв: буква как знак звука | 1.1 | ||
1.2 | Различение гласных и согласных звуков | 1.2 | ||
1.3 | Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков | 1.2 | ||
1.4 | Различение качества согласных звуков |
| ||
| 1.4.1 | Различение мягких и твёрдых согласных звуков | 1.2 | |
| 1.4.2 | Различение звонких и глухих согласных звуков | 1.2 | |
1.5 | Определение качественной характеристики звука |
| ||
| 1.5.1 | Характеристика «гласный-согласный» | 1.2 | |
| 1.5.2 | Характеристика «гласный ударный–гласный безударный» | 1.2 | |
| 1.5.3 | Характеристика «согласный твёрдый–согласный мягкий» | 1.2 | |
| 1.5.4 | Определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков | 1.2 | |
| 1.5.5 | Характеристика «согласный звонкий–согласный глухой» | 1.2 | |
| 1.5.6 | Определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков | 1.2 | |
1.6 | Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица | 1.2 | ||
1.7 | Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка | 1.2 | ||
1.8 | Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь | 1.2 | ||
1.9 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова |
| ||
| 1.9.1 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь | 1.2 | |
| 1.9.2 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с гласными е, ё, ю, я | 1.2 | |
| 1.9.3 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с непроизносимыми согласными | 1.2 | |
1.10 | Использование небуквенных графических средств |
| ||
| 1.10.1 | Использование пробела между словами | 1.2 | |
| 1.10.2 | Использование знака переноса | 1.2 | |
| 1.10.3 | Оформление абзаца | 1.2 | |
1.11 | Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами | 1.3 | ||
2 | Состав слова (морфемика) |
| ||
2.1 | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова» |
| ||
| 2.1.1 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | 2.2 | |
| 2.1.2 | Различение однокоренных слов и синонимов | 2.4 | |
| 2.1.3 | Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | 2.4 | |
2.2 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса | 2.3 | ||
2.3 | Различение изменяемых и неизменяемых слов | 2.1 | ||
3 | Лексика |
| ||
3.1 | Понимание слова как единства звучания и значения. |
| ||
3.2 | Выявление слов, значение которых требует уточнения | 3.1 | ||
4 | Морфология |
| ||
4.1 | Части речи |
| ||
4.2 | Имя существительное |
| ||
| 4.2.1 | Значение и употребление в речи | 4.4 | |
| 4.2.2 | Умение опознавать имена собственные | 4.1 | |
| 4.2.3 | Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» | 4.1 | |
| 4.2.4 | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода | 4.1 | |
| 4.2.5 | Изменение существительных по числам | 4.1 | |
| 4.2.6 | Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное | 4.1 | |
| 4.2.7 | Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению | 4.1 | |
4.3 | Имя прилагательное |
| ||
| 4.3.1 | Значение и употребление в речи | 4.4 | |
| 4.3.2 | Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин | 4.2 | |
4.4 | Местоимение. Общее представление о местоимении |
| ||
4.5 | Глагол |
| ||
| 4.5.1 | Значение и употребление в речи | 4.4 | |
| 4.5.2 | Неопределённая форма глагола | 4.3 | |
| 4.5.3 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?» | 4.3 | |
| 4.5.4 | Изменение глаголов по временам | 4.3 | |
| 4.5.5 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) | 4.3 | |
| 4.5.6 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | 4.3 | |
| 4.5.7 | Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение) | 4.3 | |
4.6 | Наречие |
| ||
4.7 | Предлог. Отличие предлогов от приставок |
| ||
4.8 | Союзы и, а, но, их роль в речи |
| ||
4.9 | Частица не, её значение |
| ||
5 | Синтаксис |
| ||
5.1 | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий) | 5.1 | ||
5.2 | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные | 5.3 | ||
5.3 | Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные | 5.4 | ||
5.4 | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого | 5.5 | ||
5.5 | Различение главных и второстепенных членов предложения. | 5.5 | ||
5.6 | Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении | 5.2 | ||
5.7 | Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но | 5.6 | ||
5.8 | Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами | 5.6 | ||
6 | Орфография и пунктуация |
| ||
6.1 | Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря | 6.2 | ||
6.2 | Написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | 6.1 | ||
6.3 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением | 6.1 | ||
6.4 | Правописание сочетаниичк-чн, чт, щн | 6.1 | ||
6.5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 6.1 | ||
6.6 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | 6.1 | ||
6.7 | Правописание непроизносимых согласных | 6.1 | ||
6.8 | Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов) | 6.1 | ||
6.9 | Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках | 6.1 | ||
6.10 | Правописание разделительных ъ и ь | 6.1 | ||
6.11 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь) | 6.1 | ||
6.12 | Правописание мягкого знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь) | 6.1 | ||
6.13 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин) | 6.1 | ||
6.14 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных | 6.1 | ||
6.15 | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями | 6.1 | ||
6.16 | Правописание не с глаголами | 6.1 | ||
6.17 | Правописание мягкого знака в глаголах в сочетании тся-ться | 6.1 | ||
6.18 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 6.1 | ||
6.19 | Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | 6.1 | ||
6.20 | Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами | 6.1 | ||
7 | Развитие речи |
| ||
7.1 | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение | 7.1 | ||
7.2 | Ведение разговора |
| ||
| 7.2.1 | Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.) |
| |
| 7.2.2 | Практическое овладение диалогической формой речи |
| |
| 7.2.3 | Выражение собственного мнения, его аргументация | 7.3 | |
| 7.2.4 | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком | 7.2 | |
7.3 | Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) |
| ||
7.4 |
| Текст |
| |
| 7.4.1 | Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте |
| |
| 7.4.2 | Заглавие текста | 7.4 | |
| 7.4.3 | Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев) |
| |
| 7.4.4 | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев) |
| |
| 7.4.5 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности | 6.3 | |
| 7.4.6 | План текста. Составление планов к данным текстам | 7.5 | |
| 7.4.7 | Знакомство с жанрами письма и поздравления | 7.6 | |
| 7.4.8 | Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи |
| |
| 7.4.9 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений) |
| |
7.5 | Написание диктанта | 6.4, 6.5 |
Критерии оценивания.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1-2исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевыенеточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографическихи 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- многофактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических
3 класс
Пример аккуратности.
Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку и мышку – не пропустит. Но он ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.
Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Он устраивает уборные – глубокие ямы в пяти – шести метрах от норы.
Даже на охоту барсук не идёт, пока не наведёт туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.
Вопросы и задания к тексту
Кто назван примером аккуратности? Подтвердите это фактами, описанными в тексте.Чем питается барсук? Как названы его лапы? Почему его принято считать хищным зверем?
Примерный план
1.Барсук – хищный зверь.
2.У барсучьей норы.
3.Перед охотой.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Введите данные
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Укажите учебное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Укажите оборудование для проведения практических работ
1 Планируемые результаты начального общего образования / (л.л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2011.
2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.