Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла Протокол № 1 «27» августа 2019г. Руководитель ШМО _________/А.С. Шестернева/ РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «28» августа 2019г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ «30» августа 2019г. | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31. 08.2019г. № 113/5 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
ПО РОССИИ В МИРЕ
(базовый уровень)
11 КЛАСС
с. Пригорское,
2019 / 2020 учебный год
Данная рабочая программа по России в мире (базовый уровень) ориентирована на учащихся 11 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);
СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);
Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;
Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822;
основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы) на 201-2020 учебный год;
учебного плана МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.
Рабочая программа по России в мире (базовый уровень) для 11 класса ориентирована на использование УМК, в который входит:
Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин. – М.: Дрофа, 2016.
Учебный предмет «Россия в мире» входит в предметную область «Общественно-научных предметов.
На изучение России в мире отводится в 11 классе – 66 часов.
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологи и пр.;
сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;
сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;
сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;
сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Выпускники на базовом уровне научатся:
использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускники на базовом уровне получат возможность:
владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
Оценка результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по России в мире.
% выполнения | 0-39 | 40-59 | 60-79 | 80-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
II. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч).
Введение. Россия и мир в начале XX века (1 ч). Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории. Особенности периода новейшей истории.
Глава 1. Россия и мир в начале XX века (7 ч).
Новые тенденции в развитии общества (1 ч). Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферии индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.
Первая российская революция (2 ч). Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Начало российского парламентаризма: I Государственная Дума.
Российское общество и реформы (1 ч). Программа правительства П.А.Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств.
Семинарское занятие «Первая российская революция и реформы» (1 ч). Непоследовательность реформаторского курса. Взгляды на первую российскую революцию.
Россия в системе мирового рынка и международных союзов (1 ч). Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жизни страны. Экономический подъём в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.
Урок обобщения по теме «Россия и мир в начале XX века». (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 2. Мировая война и революционные потрясения (10 ч).
Первая мировая война (2 ч). Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, её союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 году. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915-1917 годов. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Окончание Первой мировой войны.
Российская революция 1917г. (2 ч). Революционные события февраля-марта 1917 года: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. «Послефевральский» политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. «Апрельские тезисы» В.И.Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Поход Л.Г.Корнилова на столицу, «корниловщина». Большевизация Советов. Октябрь 1917 года: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 года.
Гражданская война в России (2 ч). Причины и особенности Гражданской войны, её временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 года. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л.Д.Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР. Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранной интервенции. Победы Красной Армии над войсками А.В. Колчака и А.И.Деникина.
Семинарское занятие «Победа большевиков в России: причины и последствия» (1 ч). Связь гражданской войны с социальной и экономической политики большевиков. Политика «военного коммунизма» и её результаты. Крестьянские восстания. Завершение гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в гражданской войне
От Российской республики Советов к СССР (1 ч). Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 году. Конституция ССССР 1924 года.
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе (1 ч). Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и её союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
Урок обобщения по теме «Мировая война и революционные потрясения». Контрольная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 3. Мир в межвоенный период (4 ч).
Мировой экономический кризис (1 ч). Экономическое развитие стран Запада в 1920-е годы. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф.Д.Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.
Тоталитарные режимы в Европе (1 ч). Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного т тоталитарного путей преодоления кризиса.
Модернизация в странах Востока (1 ч). Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика Кемаля Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.
Урок обобщения по теме «Мир в межвоенный период». Проверочная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 4. Социалистический эксперимент в СССР (6 ч).
Советская страна в годы НЭПа (1 ч). Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к «новой экономической политике» (НЭПу). Расширение торговой сети и сети услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В.И.Ленина. Усиление позиций В.И.Сталина в советском руководстве.
Пути большевистской модернизации (2 ч). Особенности модернизации в СССР. Свёртывание НЭПа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализация и её источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 года: несоответствие демократического характера конституции и социально-политических реалий советского общества.
СССР в системе международных отношений (2 ч). Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооружённые конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 года и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 года. Разграничение сфер влияния в Европе.
Урок обобщения по теме «Социалистический эксперимент в СССР». Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 5. Вторая мировая война (7 ч).
Агрессия гитлеровской Германии (1 ч). Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.
СССР накануне Великой Отечественной войны (1 ч). Мероприятия по наращиванию военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и её результаты. Расширение территории СССР в 1940 году: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.
Начало Великой Отечественной войны (1 ч). Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 года. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 годов. Ситуация на фронте весной и летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом в ходе войны (1 ч). Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом --- начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943 года: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 года. Битва на Курской дуге и её значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров – важнейший фактор победы. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942-1943г.г. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.
Семинарское занятие «Человек на войне» (1 ч). Роль человека на войне.
Победа антигитлеровской коалиции (1 ч). Стратегическая обстановка к началу 1944 года. Наступательные операции советских войск зимой- весной 1944 года. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Центральной и Восточной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 году. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.
Урок обобщения по теме «Вторая мировая война». Контрольная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 6. Биполярный мир и «холодная война» (4 ч).
Начало противостояния (1 ч). Политические последствия Второй мировой войны. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установления в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и её результаты.
Мир на грани ядерной войны (1 ч). Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И.В.Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 году. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.
От разрядки к новому противостоянию (1 ч). Начало разрядки международной напряжённости. Достижение советским блоком военного паритета с Западом. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.
Урок обобщения по теме «Биполярный мир и «холодная война». Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 7. СССР и социалистические страны Европы (5 ч).
СССР: от Сталина к началу десталинизации (1 ч). Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Смерть И В Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н.С.Хрущёвым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии - утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н.С.Хрущёва. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н.С Хрущёва среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н.С Хрущёва с партийных и государственных постов. Итоги реформ.
Кризис «развитого социализма» (1 ч). Приход к власти Л.И.Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 года. Закрепление роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 года. Попытки внедрения принципов хозрасчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Правозащитное движение.
Семинарское занятие «Хрущев и Брежнев: судьба реформ» (1 ч). Критика советской политической системы диссидентами. Углубление кризиса «развитого социализма.
Социализм в Восточной Европе (1 ч). Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито – Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделённой Германии. События 1956 года в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 года, ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980-1981г.г. в Польше Создание профсоюза «Солидарность».
Урок обобщения по теме «СССР и социалистические страны Европы». Проверочная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 8. «Запад и «третий мир» во второй половине XX века» (5 ч).
Общественно-политическое развитие Запада в 40–60-х годах (1 ч). Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву --- лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения социальной структуры общества.
Научно-техническая революция в 70-80-х годах (1 ч). Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки (2 ч). Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония – экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.
Урок обобщения по теме «Запад и «третий мир» во второй половине XX века». Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 9. Россия в современном мире (9 ч).
СССР в период перестройки. Становление новой России (2 ч). М.С.Горбачёв. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на « ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики «перестройки» и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и её решения. I съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис
власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние советского и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 года, крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
Крах социализма в Восточной Европе (1 ч). Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние «перестройки» на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы. Распад «Восточного блока» и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.
Становление новой России (1 ч). Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е.Т.Гайдар. Либерализация цен и её последствия. Начало приватизации, её издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти --- исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 года. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года.
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике (2 ч). Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. Политическая жизнь в стране после 1993 года. Развитие многопартийности в России, её особенности. Выборы в Государственную думу 1995 года и президентские выборы 1996 года. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Изменения в социальной структуре. Парламентские выборы 1999 года и президентские выборы 2000 года: новая расстановка политических сил. В.В.Путин.
Семинарское занятие: «Российская Федерация от социализма к новому обществу» (1 ч). Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой властной вертикали.
Мир на пороге XXI века (1 ч). Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблема национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.
Урок обобщения по теме «Россия в современном мире». Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 10. Духовная жизнь (6 ч).
Развитие научной мысли (1 ч). Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.
Научно-технический прогресс (1 ч). Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Радио. Телевидение. Компьютерные и информационные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.
Основные тенденции развития мировой художественной культуры (1 ч). Возникновение культуры авангардизма. Её особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX века. Музыка. Архитектура. Массовая культура.
Российская культура «серебряного века» (1 ч). «Серебряный век». Проблемы культуры на рубеже XIX-XXвеков. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX века.
Культура России: от социализма к свободе творчества (2 ч). Революция и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и её идеологизация. Отражение событий революции гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 1920-1930-х годов. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX века. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально-охранительная и неофициальная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.
Итоговое повторение (2 ч).
Промежуточная аттестация. Доклад. (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по курсу.
Урок обобщения «Россия и мир. ХХ век». (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по курсу.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) |
1. | Введение | 1 | - |
2. | Глава 1. Россия и мир в начале XX века | 7 | - |
3. | Глава 2. Мировая война и революционные потрясения | 10 | 1 |
4. | Глава 3. Мир в межвоенный период | 4 | 1 |
5. | Глава 4. Социалистический эксперимент в СССР | 6 | 1 |
6. | Глава 5. Вторая мировая война | 7 | 1 |
7. | Глава 6. Биполярный мир и «холодная война» | 4 | 1 |
8. | Глава 7. СССР и социалистические страны Европы | 5 | 1 |
9. | Глава 8. «Запад и «третий мир» во второй половине XX века» | 5 | 1 |
10. | Глава 9. Россия в современном мире | 9 | 1 |
11. | Глава 10. Духовная жизнь | 6 | - |
12. | Итоговое повторение | 1 | - |
13. | Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
ИТОГО | 66 | 9 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ «30» ___08___2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» ____08___2019г. № 113/5 |
Календарно - тематическое планирование
к рабочей программе
среднего общего образования
по России в мире в 11 классе
(базовый уровень)
для 11 класса «А», 11 класса «Б»
Учитель: Шестернева А.С.
2019/2020 учебный год
Календарно - тематическое планирование
по России в мире (базовый уровень) в 11 «А», «Б» классах
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 66 часов.
По 2 часа в неделю. Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Контрольные работы, тестирование __9__ часов.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
план | изменения |
Введение (1 ч). |
1. | Введение. Россия и мир в начале XX века | | |
Глава 1. Россия и мир в начале XX века (7 ч). |
2. | Новые тенденции в развитии общества | | |
3. | Первая российская революция | | |
4. | Первая российская революция | | |
5. | Российское общество и реформы | | |
6. | Семинарское занятие «Первая российская революция и реформы» | | |
7. | Россия в системе мирового рынка и международных союзов | | |
8. | Урок обобщения по теме «Россия и мир в начале XX века». | | |
Глава 2. Мировая война и революционные потрясения (10 ч). |
9. | Первая мировая война | | |
10. | Первая мировая война | | |
11. | Российская революция 1917г. | | |
12. | Российская революция 1917г. | | |
13. | Гражданская война в России | | |
14. | Гражданская война в России | | |
15. | Семинарское занятие «Победа большевиков в России: причины и последствия» | | |
16. | От Российской республики Советов к СССР | | |
17. | Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе | | |
18. | Урок обобщения по теме «Мировая война и революционные потрясения». Контрольная работа | | |
Глава 3. Мир в межвоенный период (4 ч). |
19. | Мировой экономический кризис | | |
20. | Тоталитарные режимы в Европе | | |
21. | Модернизация в странах Востока | | |
22. | Урок обобщения по теме «Мир в межвоенный период». Проверочная работа | | |
Глава 4. Социалистический эксперимент в СССР (6 ч). |
23. | Советская страна в годы НЭПа | | |
24. | Пути большевистской модернизации | | |
25. | Пути большевистской модернизации | | |
26. | СССР в системе международных отношений | | |
27. | СССР в системе международных отношений | | |
28. | Урок обобщения по теме «Социалистический эксперимент в СССР». Тест | | |
Глава 5. Вторая мировая война (7 ч). |
29. | Агрессия гитлеровской Германии | | |
30. | СССР накануне Великой Отечественной войны | | |
31. | Начало Великой Отечественной войны | | |
32. | Коренной перелом в ходе войны | | |
33. | Семинарское занятие «Человек на войне» | | |
34. | Победа антигитлеровской коалиции | | |
35. | Урок обобщения по теме «Вторая мировая война». Контрольная работа | | |
Глава 6. Биполярный мир и «холодная война» (4 ч). |
36. | Начало противостояния | | |
37. | Мир на грани ядерной войны | | |
38. | От разрядки к новому противостоянию | | |
39. | Урок обобщения по теме «Биполярный мир и «холодная война». Тест | | |
Глава 7. СССР и социалистические страны Европы (5 ч). |
40. | СССР: от Сталина к началу десталинизации | | |
41. | Кризис «развитого социализма» | | |
42. | Семинарское занятие «Хрущев и Брежнев: судьба реформ» | | |
43. | Социализм в Восточной Европе | | |
44. | Урок обобщения по теме «СССР и социалистические страны Европы». Проверочная работа | | |
Глава 8. «Запад и «третий мир» во второй половине XX века» (5 ч). |
45. | Общественно-политическое развитие Запада в 40–60-х годах | | |
46. | Научно-техническая революция в 70-80-х годах | | |
47. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки | | |
48. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки | | |
49. | Урок обобщения по теме «Запад и «третий мир» во второй половине XX века». Тест | | |
Глава 9. Россия в современном мире (9 ч). |
50. | СССР в период перестройки. Становление новой России | | |
51. | СССР в период перестройки. Становление новой России | | |
52. | Крах социализма в Восточной Европе | | |
53. | Становление новой России | | |
54. | Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике | | |
55. | Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике | | |
56. | Семинарское занятие: «Российская Федерация от социализма к новому обществу» | | |
57. | Мир на пороге XXI века | | |
58. | Урок обобщения по теме «Россия в современном мире». Тест | | |
Глава 10. Духовная жизнь (6 ч). |
59. | Развитие научной мысли | | |
60. | Научно-технический прогресс | | |
61. | Основные тенденции развития мировой художественной культуры | | |
62. | Российская культура «серебряного века» | | |
63. | Культура России: от социализма к свободе творчества | | |
64. | Культура России: от социализма к свободе творчества | | |
Итоговое повторение (2 ч). |
65. | Промежуточная аттестация. Доклад | | |
66. | Урок обобщения «Россия и мир. ХХ век». | | |