ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Утверждаю
Зам. директора
___________Г.Л. Полежаева
Рабочая программа учебной дисциплины
оп.11 Технология изготовления деталей на станках с ЧПУ
для специальности 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов
2020г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов |
Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО
Разработчик:
Савельева Л.Н., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Рассмотрено на заседании ЦК
Машиностроения и нанотехнологий
Протокол № 1 от «27» августа 2020 г.
Председатель ЦК ____________ /Е.А.Демкина/
Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол №1 от «27» августа 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Технология изготовления деталей на станках с ЧПУ» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов.
Учебная дисциплина «Технология изготовления деталей на станках с ЧПУ» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 – 10; ПК. 1.3
Код | Наименование общих и профессиональных компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 1.3 | Проектировать технологические параметры и элементы технологического процесса. |
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,ОК | Умения | Знания |
ОК 1. | - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 2. | - находить информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; -определять задачи и необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; - структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска | - номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации |
ОК 3. | - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | - содержание актуальной нормативно-правовой документации; - современная научная и профессиональная терминология; - возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 4. | - организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности. |
ОК 5. | - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. | - особенности социального и культурного контекста; - правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 6. | - описывать значимость своей профессии и презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) | - сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; - значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности). |
ОК 7. | - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) | - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности и пути ресурсосбережения |
ОК 8. | - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; - пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) | - роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни; - условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); - средства профилактики перенапряжения |
ОК 9. | - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение. | - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | - понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. | - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; - основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. |
ПК 1.3 | - пользоваться нормативно-справочной документацией по выбору лезвийного инструмента, выбору режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки; - выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; - производить расчет режимов резания при различных видах обработки | - основные методы формообразования заготовок; - основные методы обработки резанием; - материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; - виды лезвийного инструмента и область его применения; - методику и расчет рациональных режимов резания при различных видах обработки. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 76 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 50 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная аудиторная работа | 6 |
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. | Основные сведения о станках с программным управлением | 12 | |
Тема 1.1 Станки с программным управлением, назначение и классификация | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Лекционные занятия | 6 |
Станки с программным управлением (фрезерные, сверлильные): назначение, виды, классификация, технические характеристики, функции, конструктивные особенности, кинематические схемы, компоновка станков, требования к станкам, КИП и автоматика, основные неисправности, программы работы. Особенности использования систем программного управления. | 2 |
Узлы и блоки станков с программным управлением: виды, назначение, устройство, размещение, конструкция, принцип работы. | 2 |
Приводы станков с программным управлением: классификация, взаимодействие рабочих органов и систем. Техническое обслуживание станков в процессе эксплуатации: основные мероприятия. | 2 |
Тема 1.2 Виды станочных приспособлений, особенности их применения | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Лекционные занятия | 4 |
Приспособления: разновидности, основные требования. Понятие о базах и их выбор. Виды опор, зажимов и их условное обозначение. | 2 |
Классификация приспособлений для фрезерной обработки на станках с ЧПУ. Особенности их установки в рабочей зоне станка. | 2 |
Самостоятельная аудиторная работа №1 | 2 |
Работа над опорным конспектом по теме: «Способы закрепления и установки деталей на станках» | 2 |
РАЗДЕЛ 2. | Подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ | 12 | |
Тема 2.1 Основные сведения о программном управлении станками | Содержание учебного материала | 12 | |
Лекционные занятия | 8 | |
Программы для станков с ПУ: способы задания, языки, носители, порядок ввода, правила чтения. Кодирование технологических команд: основные сведения. | 2 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Коды: назначение, основные требования. Способы кодирования букв. Кадр: основные этапы формирования, состав, символы. Способы закрепления символов за командами управления. Принципы кодирование осей. | 2 |
Работа с управляющими программами (внесение кадров, исключение кадров, передача управляющей программы на станок с ЧПУ, коррекция): последовательность действий. | 2 |
Требования к современным САМ системам. Контроль управляющих программ: методы, средства, корректировка, редактирование, источники ошибок, порядок их устранения. | 2 |
В том числе, практических занятий | 4 |
Практическое занятие №1. Геометрические основы программирования | 2 |
Практическое занятие №2. Определение координат опорных точек траектории. | 2 |
РАЗДЕЛ 3. | Обработка резанием с учетом структуры и свойств полимерных композитов | 10 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Тема 3.1 Обработка резанием изделий из полимерных композитов | Содержание учебного материала | 4 |
Лекционные занятия | 4 |
Структура и свойства полимерных композитов при обработке резанием. Виды и методы обработки резанием изделий из полимерных композитов. | 2 |
Способ резания с дополнительным технологическим покрытием. Достоинства и недостатки метода резания с дополнительным технологическим покрытием при фрезеровании и сверлении. Учет эксплуатационных свойств конструкции, способность материала поддаваться последующим стадиям его механической обработки. | 2 |
Тема 3.2 Основные виды инструментов, материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента при обработке изделий из полимерных композитов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Лекционные занятия | 2 |
Лезвийный металлорежущий инструмент, применяемый при обработке изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к инструментальным материалам. Инструментальные стали. Твердые сплавы. Режущая кромка. Сверхтвердые инструментальные материалы. | 2 |
Тема 3.3 Физические основы процесса резания изделий из полимерных композитов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Лекционные занятия | |
Основные движения формообразования. Элементы режима резания: глубина резания, подача, скорость резания. Методика назначения элементов режима резания при обработке изделий из полимерных композитов. | 2 |
Физические явления при обработке. Стружкообразование. Типы стружек. Смазочно-охлаждающие вещества. Изнашивание режущего инструмента. Стойкость инструмента и скорость резания. Качество обработанной поверхности. | 2 |
РАЗДЕЛ 4. | Фрезерование изделий из полимерных композитов | 26 | |
Тема 4.1 Характеристика процесса фрезерования изделий из полимерных композитов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Лекционные занятия | 6 |
Особенности фрезерования. Конструкция и классификация фрез. Движения при работе. Силы, действующие на фрезу. Элементы режима резания при фрезеровании. Силы резания при фрезеровании. | 2 |
Методы цилиндрического фрезерования, преимущества и недостатки каждого из методов. Мощность резания при фрезеровании. Виды торцевого фрезерования. Геометрия торцевых фрез. | 2 |
Элементы резания и срезаемого слоя. Элементы режима резания и срезаемого слоя при фрезеровании. Машинное время при торцевом фрезеровании. Геометрия торцевых фрез. | 2 |
Тема 4.2 Фрезерная обработка на станках с ЧПУ | Содержание учебного материала | 20 | |
Лекционные занятия | 6 | |
Фрезерная обработка на станках с ЧПУ. Основные операции: переходы для фрезерных станков с ЧПУ. Назначение режимов резания для фрезерной обработки. | 2 | ОК 01-10 ПК 1.3 |
Правила составления технологической документации. Разработка маршрутной технологии обработки деталей на фрезерном станке с ЧПУ. | 2 |
Разработка операционной технологии обработки деталей на фрезерном станке с ЧПУ. | 2 |
В том числе, практических занятий | 12 |
Практическая работа № 3. Расчет координат опорных точек на фрезерную операцию контурной обработки детали на станке с ЧПУ | 2 |
Практическая работа №4. Расчет координат опорных точек на фрезерную операцию с ЧПУ. Торцовое фрезерование. | 2 |
Практическая работа № 5. Расчет координат опорных точек на фрезерную операцию с ЧПУ. Обработка колодцев. | 2 |
Практическая работа № 6. Базирование заготовок на фрезерных станках с ЧПУ. Схемы базирования. | 2 |
Практическая работа №7. Разработка технологических процессов обработки заготовок на фрезерных станках с ЧПУ. | 2 |
Практическая работа № 8. Разработка технологических процессов обработки заготовок на фрезерных станках с ЧПУ. | 2 |
Самостоятельная аудиторная работа №2 | 2 |
Определение координат опорных точек и траектория движения инструмента при обработке заготовок на станках с ЧПУ. | 2 |
РАЗДЕЛ 5. | Обработка изделий из полимерных композитов на сверлильных станках с ЧПУ | 16 |
Тема 5.1 Сверление, зенкерование, развертывание, нарезание резьбы в изделиях из полимерных композитов | Содержание учебного материала | 16 | . ОК 01-10 ПК 1.3 |
Лекционные занятия | 10 |
Назначение процесса сверления. Основные движения при работе. Классификация сверл. Конструкция и геометрия спирального сверла. Рассверливание отверстий. Силы, действующие на сверло. Мощность, затрачиваемая на сверление. Элементы режима резания: глубина резания, подача, скорость резания при сверлении. | 2 |
Назначение зенкерования, особенности обработки. Конструкция и геометрические параметры зенкеров. Классификация зенкеров. Назначение развертывания, особенности обработки. Конструкция и геометрия разверток. Классификация разверток | 2 |
Требования, предъявляемые к качеству обработки отверстий для изделий из полимерных композитов. Предупреждение появления специфичных дефектов, имеющих место на самой цилиндрической (конической) поверхности отверстия. Выбор режимов сверления. Применение способа резания с ДТП (покрытия). Корректировка диаметра сверла с учетом усадки диаметра отверстия. | 2 |
Обзор основных методов резьбонарезания. Инструменты для нарезания наружных резьб. Основные движения при работе. Конструкция и геометрия плашки. Классификация плашек. | 2 |
Методы нарезания внутренних резьб. Режущие инструменты. Основные движения при работе. Конструкция и геометрия, классификация метчиков. | 2 |
В том числе, практических занятий | 4 |
Практическая работа №9. «Аналитический расчет режимов резания при работе осевым инструментом». | 2 |
Практическая работа №10. Расчет координат опорных точек при сверлении деталей на станках с ЧПУ. | 2 |
Самостоятельная работа №3. | 2 |
Подготовка к семинару по теме: «Обработка резанием изделий из полимерных композитов» | 2 |
Промежуточная аттестация: | комплексный экзамен |
Всего: | 76 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет, лаборатория технической механики; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет, DVD.
Оборудование лаборатории: фрезерный станок с ЧПУ; программные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Ермолаев В.В. Программирование для автоматизированного оборудования: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М: «Академия», 2017 – 249с.
2. Ермолаев В.В., Ильянков А.И. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М: «Академия», 2017 – 330с.
Дополнительные источники:
1.Адаскин А.М., Колесов Н.В. Современный режущий инструмент: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 224 с. пер. № 7бц.
2.Багдасарова Т.А. Основы резания металлов: учеб. пособие: Допущено Экспертным советом. – 2-е изд., стер. – 80 с., обл. (Непрерывное профессио нальное образование).
3.Гогеридзе Р.М. Процессы формообразования и инструменты: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 3-е изд., испр. и доп. – 432 с. пер. № 7бц.
Гречишников В.А., Схирладзе А.Г., Чемборисов Н.А. Процессы формообразования и инструментальная техника: учебник. – М.: Издательство «Академия», 2009. – 320с.
4. Кербер М.Л. и др. под общ. ред. Берлина А.А. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология. Учебное пособие. 5-е изд. испр. и доп. СПб ЦОП «Профессия», 2018 г. 624 с., ил.
5.Черепахин А.А. Технология обработки материалов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Черепахин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014г. – 272 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа: www.ru.wikipedia.org
Электронный ресурс «Машиностроение: новости машиностроения, статьи» Форма доступа: www.i-mash.ru/
Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа: www.lib.ua-ru.net
Электронный ресурс «Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная периодика». Форма доступа: www.public.ru
Электронная интернет библиотека для «технически умных» людей «ТехЛит.ру». Форма доступа: http://www.tehlit.ru/
Профессиональный портал «Сварка. Резка. Металлообработка» autoWelding.ru. Форма доступа: http://autowelding.ru/
Электронные плакаты и демонстрационный комплекс: www.Labstend.ru
Информационный портал по технологии машиностроения. Форма доступа: http://www.gepta.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
умения: | | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ, индивидуальных заданий; решение производственных ситуаций. Текущий контроль в форме защиты практических работ. |
- пользоваться нормативно-справочной документацией по выбору лезвийного инструмента, выбору режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки; | Демонстрирует умения пользоваться нормативно-справочной документацией по выбору лезвийного инструмента, выбору режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки. |
- выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; | Демонстрирует умения выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки. |
- производить расчет режимов резания при различных видах обработки. | Демонстрирует умения производить расчет режимов резания при различных видах обработки. |
знания: | | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. |
- основные методы формообразования заготовок; | Демонстрирует знания основных методов формообразования заготовок. |
- основные методы обработки резанием; | Демонстрирует знания основных методов обработки резанием. |
- материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; | Демонстрирует знания материалов, применяемых для изготовления лезвийного инструмента. |
- виды лезвийного инструмента и область его применения; | Демонстрирует знания видов лезвийного инструмента и области его применения. |
- методику и расчет рациональных режимов резания при различных видах обработки. | Демонстрирует знания методики и расчетов рациональных режимов резания при различных видах обработки. |
8