Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»
с. Б-Матреновка, Эртильского муниципального района, Воронежской области
«Согласовано.»
Ответственный заУВР
___________С.И. Семыкина
02.09.2021г.
«Утверждаю.»
Директор школы
__________ Р.Г. Сеферов
Приказ № от 02.09.2021г.
«Рассмотрено.»
На заседании
педагогического совета.
Протокол № 1
от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Ишковой Т. Н.
I категории
Учебный курс 7 класс
«Финансовая грамотность»
2021г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний
и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Вводное занятие.(1ч)
Важность финансовой грамотности в современном мире.
Основные понятия
Финансы. Финансово грамотный человек.
Тема 2. Доходы и расходы семьи (8ч)
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Мультфильм «История денег»
Фильм «Гознак»
Основные понятия. Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок.
В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Тема 3.Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься (6ч)
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.
Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Классификация и виды страхования. Личное страхование. Имущественное страхование. Страхование ответственности.
Основные понятия
Страхование. Страховая компания. Страховой полис
Тема 4. Семья и государство: как они взаимодействуют (6ч)
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока
Тема 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12ч)
При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется
валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Благотворительность - оказание безвозмездной помощи. Корпоративная благотворительность. Частная благотворительность. Филантропия. Меценатство. Спонсорство.
Личные финансы. Контроль личных финансов. Эффективное использование денег. Инструменты для ведения личных финансов.
Тема 6.Итоговое занятие (1ч)
Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»
Тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
| Раздел 1.Доходы и расходы семьи | 4 |
2 | Деньги. | 1 |
3 | Доходы семьи. | 1 |
4 | Расходы семьи. | 1 |
5 | Семейный бюджет | 1 |
| Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 3 |
6 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 |
7 | Страхование | 1 |
8 | Ролевая игра «Семейный бюджет» | 1 |
| Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 3 |
9 | Налоги | 1 |
10 | Социальные пособия | 1 |
11 | Проект «Государство — это мы!» | 1 |
| Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 6 |
12 | Как спасти деньги от инфляции | 1 |
13 | Банковские услуги | 1 |
14 | Собственный бизнес | 1 |
15 | Валюта в современном мире | 1 |
16 | Благотворительность | 1 |
17 | Личный финансовый план Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | 1 |