Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО истории МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 27.08.2018 года Руководитель МО _______О.В.Горбачёва | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______ Н.В.Морковкина 28.08.2018 года | ПРИНЯТО Педсоветом МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 28.08.2018года |
Рабочая программа учебного предмета История России
7 класс
2018-2019 учебный год
Аношенкова Светлана Сергеевна,
учитель истории и обществознания
первая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История России», 7 класс составлена для учащихся 7 «а» класса на 2018 -2019 учебный год на основании
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2010г.)
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
4.Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2018-2019 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник
«История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016
На изучение данного предмета отводится 44 часА.
Форма промежуточной (годовой) аттестации – тест.
Основная цель изучения предмета по «Истории России», формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
НА 2018-2019 УЧ.ГОД
В процессе изучения предмета «История России» получат возможность развить
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
У учащегося могут быть сформированы: умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; знания моральных норм; умения выделять нравственный аспект поведения; умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные результаты (Регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные действия)
Учащийся научится:
сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использовать современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
коллективной работе, сотрудничеству с соучениками, освоит основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умению работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Учащийся получит возможность научиться: решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Предметные результаты
Учащийся научится:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.
Учащийся получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государства;
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры России ( XVI – конец XVII в), объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Содержание учебного предмета
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины.Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI—XVII вв.
Тематическое планирование
№/№ | Тема | Количество часов (всего) | Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии(количество) |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Создание Московского царства | 12 | Тест-1 |
3 | Смута в России | 5 | Тест -1 |
4 | «Богатырский век» | 5 | Тест -1 |
5 | «Бунташный век» | 5 | Тест -1 |
6 | Россия на новых рубежах | 5 | Практическая работа -1 |
7 | В канун великих реформ | 7 | Практическая работа -1, тест-1 |
8 | Повторение | 3 | - |
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела и тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Введение | 1 | 04.12 | |
2. | Тема 1. Создание Московского царства Василий III и его время | 1 | 10.12 | |
3 | Василий III и его время | 1 | 11.12 | |
4 | Русское государство и общество: трудности роста | 1 | 17.12 | |
5 | Начало реформ Ивана IV. Избранная рада | 1 | 18.12 | |
6 | Строительство царства | 1 | 24.12 | |
7 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | 25.12 | |
8-9 | Опричнина | 2 | 14.01 15.01 | |
10. | Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV» | 1 | 21.01 | |
11-12. | Русская культура в XVI веке | 2 | 22.01 28.01 | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» | 1 | 29.01 | |
14 | Тема 2. Смута в России Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | 1 | 04.02 | |
15 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | 1 | 05.02 | |
16 | Разгар Смуты. Власть и народ | 1 | 11.02 | |
17 | Окончание Смуты. Новая династия | 1 | 12.02 | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» | 1 | 18.02 | |
19 | Тема 3. «Богатырский век» Социально-экономическое развитие России в XVII веке | 1 | 19.02 | |
20 | Сословия XVII века: «верхи» общества | 1 | 25.02 | |
21 | Сословия XVII века: «низы» общества | 1 | 26.02 | |
22-23 | Государственное устройство России в XVII веке | 2 | 01.03 02.03 | |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» | 1 | 11.03 | |
25 | Тема 4. «Бунташный век» Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 1 | 12.03 | |
26 | Формирование абсолютизма | 1 | 25.03 | |
27 | Церковный раскол | 1 | 26.03 | |
28 | Народный ответ | 1 | 01.04 | |
29 | Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век» | 1 | 02.04 | |
30-31 | Тема 5. Россия на новых рубежах Внешняя политика России в XVII веке | 2 | 08.04 09.04 | |
32 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | 1 | 15.04 | |
33-34 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 2 | 16.04 22.04 | |
35 | Тема 6. В канун великих реформ Политика Фёдора Алексеевича Романова | 1 | 23.04 | |
36 | Борьба за власть в конце XVII века | 1 | 29.04 | |
37-38 | Культура Руси в XVII веке | 2 | 30.04 06.05 | |
39 | Мир человека XVII века | 2 | 07.05 | |
40 | Урок-практикум по теме «Россия в XVII веке» | 1 | 13.05 | |
41 | Промежуточная аттестация (тест) | 1 | 14.05 | |
42-44 | Итоговое повторение и обобщение | 3 | 20.05 21.05 | |