СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 2 класс вариант 8.4.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.

    Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 2 класс вариант 8.4.»

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы.



Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.



Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2024-2025 учебный год.



Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

  • формировать элементарные математические представления о форме, величине, количественных, пространственных, временных представлениях;

  • формировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

  • овладевать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.



  1. Общая характеристика учебного предмета.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др.

Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.



  1. Описание места учебного предмета в учебном плане



В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. На его изучение во 2 классе отведено 31 часов, 1 час в неделю, 31 учебная неделя.



  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Познавательные  ценности:

  • научится использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

  • овладеет основами, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые начальные вычислительные навыки;

  • научится применять математические знания и представления для решения учебных задач в пределах программы, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

  • получит представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно действия сложения и вычитания с числами в пределах программы; накопят некоторый опыт решения простых текстовых задач;

  • познакомится с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.

Ценность добра: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Коммуникативные  ценности: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ценность человечества: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



  1. Личностные и предметные результаты учебного предмета.

Личностные результаты:

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Предметные результаты:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Базовые учебные действия.



Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Раздел "Количественные представления». Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности

  1. Календарно-тематический план учебного предмета

«Математические представления» (31 час)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

День знаний. Класс, школьные принадлежности.

1


Повторяют правила поведения на уроке, работают с календарем. Вспоминают цвета и формы предметов, устанавливают закономерности, используя наглядный материал.

Геометрический материал. Круг. Цвет, название предметов.

1


Оценивают и сравнивают предметы по цвету. Находят и разукрашивают круг. Оценивают и сравнивают по величине и по цвету.

Сравнение величин: большой – маленький. Одинаковые, равные по величине.

1


Оценивают и сравнивают и маленькие предметы. Находят большие предметы по цвету и размеру.

Слева, справа. Геометрический материал. Квадрат.

1


Определяют положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещают предметы в указанное положение. Выполняют упражнения на расположение предметов в пространстве: слева — справа, в середине, между.

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний, нижний, на, над, под.

1


Определяют положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещают предметы в указанное положение. Выполняют упражнения на расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже; верхний — нижний.

Сравнение величин: длинный – короткий, широкий - узкий, одинаковой длины, ширины

1


Сравнивают величины: длинный – короткий, широкий - узкий, одинаковой длины, ширины.

Внутри, снаружи, в, рядом, около. Геометрический материал. Треугольник.

1


Оценивают и сравнивают предметы внутри, снаружи, в, рядом, около. Геометрический материал. Треугольник.

Далеко, близко, дальше, ближе, к, от.

1


Находят предметы, расположенные далеко, близко, дальше, ближе, к, от. Определяют форму знакомых предметов. Узнают и называют, классифицируют геометрические фигуры.

Геометрический материал. Прямоугольник.

1


Находят предметы похожие на прямоугольник. Определяют форму знакомых предметов. Узнают и называют, классифицируют геометрические фигуры.

Высокий – низкий, одинаковой высоты.

1


Сравнивают предметы по высоте.

Глубокий – мелкий.

1


Сравнивают предметы по глубине.

Впереди – сзади, перед, за.

1


Рассматривают расположение предметов: впереди – сзади, перед, за.

Внутри, снаружи, в, рядом, около.

1


Рассматривают расположение предметов: внутри, снаружи, в, рядом, около.

Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. В середине, между.

1


Рассматривают последовательность предметов: первый – последний, крайний, после, следом, следующий за, в середине, между.

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

1


Определяют время суток по сюжетным картинкам. Рассказывают, что они сами, а также члены их семьи делают в разное время суток; в какое время суток бывает завтрак, обед, ужин и т. д.

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Давно – недавно.

1


Классифицируют временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день по календарю, по опорным картинкам.

Быстро – медленно. Толстый – тонкий.

1


Рассматривают скорость движения предметов: быстро – медленно.

Сравнивают предметы: толстый – тонкий.

Тяжёлый – лёгкий. Много – мало, несколько. Один – много, ни одного.

1


Оценивают и сравнивают расположение предметов в пространстве, на плоскости: близко — далеко; ближе - дальше.

Молодой – старый. Геометрические фигуры. Закрепление.

1


Сравнивают возраст: молодой – старый.

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. Геометрический материал. Шар.

1


Сравнивают размеры предметов: больше – меньше и количество: одинаковое (равное). Находят шар среди геометрических фигур.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

1


Сравнивать объемы жидкостей, сыпучих веществ.

Число и цифра 1.

1


Находят цифру 1 в числовом ряду, выполняют счет 1,2 и

пишут цифру 1 в тетради по образцу по образцу, самостоятельно.

Число и цифра 2. Образование числа 2.

1


Находят цифру 2 в числовом ряду, выполняют счет 1,2 и

пишут цифру 2 в тетради по образцу по образцу, самостоятельно.

Число и цифра 3. Образование числа 3.

1


Находят цифру 3 в числовом ряду, выполняют счет 1,2,3 и

пишут цифру3,2 в тетради по образцу, самостоятельно. Изучают состав числа 3.

Число и цифра 4. Образование числа 4.

1


Находят цифру 4 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4 и 4, З, 2,1. Пишут цифру 4 в тетради по образцу по образцу, самостоятельно.

Число и цифра 5. Образование числа 5.

1


Находят цифру 5 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4,5 и 5,4,З 2,1. Пишут цифру 5 в тетради по образцу по образцу, самостоятельно..

Число и цифра 6. Числовой ряд. Образование числа 6.

1


Находят цифру 6 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4,5,6 и 6,5,4,3,2,1. Соотносят число и количество предметов.

Число и цифра 7. Числовой ряд.

1


Находят цифру 7 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4,5,6,7 и 7,6,5,4,З,2,1. Соотносят число и количество предметов. Пишут цифру 7 в тетради по образцу по образцу, самостоятельно ..

Число и цифра 8. Числовой ряд 1-8.

1


Находят цифру 8 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4,5,6,7,8 и 8, 7, 6,5,4,3,2,1. Соотносят число и количество предметов. Пишут цифру 8 в тетради по образцу по образцу, самостоятельно.

Число и цифра 9. Числовой ряд 1-9.

1


Находят цифру 9 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4,5,6,7,8,9 и обратно. Соотносят число и количество предметов. Пишут цифру 9 в тетради по образцу самостоятельно .

Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10.

1


Находят цифру 10 в числовом ряду, выполняют счет 1,2, З,4,5,6,7,8,9,10 и обратно. Соотносят число и количество предметов. Пишут цифры1- 10 в тетради по образцу самостоятельно.

Повторение

3


Повторяем изученный материал.





  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Наборы материалов:

- различные по форме, величине, цвету (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул мягкий

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Тумбы

4

8

Монитор

1

9

Системный блок

1

10

Клавиатура

1

11

Мышь оптическая

2

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1

17

Ноутбук

1




























Список использованной литературы.

  1. Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 1997.

  2. Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 1999.

  3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.

  4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.

  5. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;

  6. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.

  7. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  8. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков М.«Владос»,2009 г.

  9. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкинаг. Переяславль, 2007 г.

  10. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).

  11. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).

  12. Проектирование процесса обучения во втором отделении специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта. Методические рекомендации, I часть, г. Алматы, 2010

  13. Т.В. Алышева Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2 частях , 6 – издание, стереотипное, М., «Просвещение», 2022 г.

  14. Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2004 г.