Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Кальская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
_____________В.И.Тимченко
Приказ № _____
от «__»________________2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
4 класс
Разработчик: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Борисова Наталия Владимировна
Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
начальных классов
Протокол №____от ___.___.20___г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № 1 от ___.____. 20___г.
д.Калы, 2018 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами,
условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имёнприлагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание учебного предмета
4-й класс - 170 ч (5 часов в неделю)
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое.
Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием.
На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретённые в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.
Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Повторение | 13 часов |
2 | Предложение | 8 часов |
3 | Слово в языке и речи | 22 часа |
4 | Имя существительное | 42 часа |
5 | Имя прилагательное | 32 часа |
6 | Местоимение | 9 часов |
7 | Глагол | 32 часа |
8 | Повторение | 12 часов |
| Всего | 170 часов |
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)
Виды речевой деятельности.
Язык и речь Наша речь и наш язык. Формула вежливости.
Текст Текст и его признаки. Выделение в тексте темы, основной мысли. Заголовок. Построение текста. Связь между частями текста. Составление плана текста. Особенности текста –повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста. Создание простейших текстов различного типа.
Синтаксис.
Предложение Предложение, как единица речи. Разновидности предложений по цели высказывания. И интонации. Знаки препинания в конце предложения. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенны члены предложения. Словосочетание. Установление связи слов в предложении Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Лексика
Слово и его лексическое значение Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова; анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы, антонимы, омонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Ознакомление со словарём иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.
Состав слова
Состав слова Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнения в правописании приставок и суффиксов, Разделительных ъ и ь. Совершенствование звуко – буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава.
Морфология
Части речи Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, мя числительное, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о. –а. Роль наречий в предложении.
Морфология
Имя существительное Склонение имён существительных. Распознавание падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Распознавание имён существительных первого, второго и третьего склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3. склонения в единственном числе (кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имён существительных с предлогом и без предлога в речи. Склонение имён существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имён существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Связь с именем существительным. Упражнение в распознавании имён прилагательных, в изменении прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в распознавании родовых окончаний. Склонение имён прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имён прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных – синонимов, прилагательных – антонимов, прилагательных – паронимов.
Личные местоимения Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов, в изменении глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам.. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов неопределённой формы. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме Изменении глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать число и лицо глаголов. Правописание глаголов во втором лице единственного числа (шь). Глаголы 1 и 2 спряжения. Глаголы – исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3 лице и в неопределённой форме по вопросам. Правописание буквосочетаний – тся, -ться. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов – синонимов, глаголов – антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголе имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
Виды речевой деятельности
Связная речь. Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста. Составление плана. Связь между частями текста и предложениями. Структура текста-повествования, текста-описания, текста- рассуждения. Составление рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи. Изложение. Письменное изложение текста по плану. Сочинение. Сочинения по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по картине, на определённую тему с предварительной подготовкой под руководством учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного
III. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
по плану | по факту |
Повторение – 13 часов |
1. | 03.09 | | Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Составление текста по рисунку | |
2. | 04.09 | | Текст. План текста |
3. | 05.09 | | Текст. План текста. Подробное изложение текста «Первая вахта» |
4. | 06.09 | | Текст. Типы текстов. Составление устного рассказа на выбранную тему. Редактирование текста. |
5. | 07.09 | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации |
6. | 10.09 | | Входной диктант №1 |
7. | 11.09 | | Диалог. Обращение. Словарный диктант №1. |
8. | 12.09 | | Выборочное изложение по рассказу В. Осеевой «Кто хозяин?» |
9. | 13.09 | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Редактирование текста |
10 | 14.09 | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
11 | 17.09 | | Что такое словосочетание |
12 | 18.09 | | Проверочная работа №1 по теме: «Текст. Главные члены предложения. Словосочетания» |
13 | 19.09 | | Диктант №2 «Слово, предложение, текст" |
Предложение - 8 |
14 | 20.09 | | Однородные члены предложения. |
15 | 21.09 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
16 | 24.09 | | Знаки препинания в предложениях. Составление текста по репродукции картины Левитана «Золотая осень». |
17 | 25.09 | | Связь между простыми предложениями в составе сложного. |
18 | 26.09 | | Сложное предложение и предложение с однородными членами |
19 | 27.09 | | Проверочная работа №2 по теме «Однородные члены предложения». Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания |
20 | 28.09 | | Диктант №3 по теме «Однородные члены предложения» |
21 | 01.10 | | Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
Слово в языке и речи -22 |
22 | 02.10 | | Слово и его лексическое значение Работа над ошибками, редактирование текста |
23 | 03.10 | | Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
24 | 04.10 | | Синонимы, антонимы, омонимы |
25 | 05.10 | | Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. |
26 | 08.10 | | Состав слова. Значимые части слова. |
27 | 09.10 | | Состав слова. Однокоренные слова. |
28 | 10.10 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов |
29 | 11.10 | | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. |
30 | 12.10 | | Упражнение в написании приставок и суффиксов |
31 | 15.10 | | Разделительные ъ и ь |
32 | 16.10 | | Упражнение в написании корней, приставок и суффиксов. Проверочная работа №3 по теме «Состав слова» |
33 | 17.10 | | Диктант №4 по теме «Состав слова» |
34 | 18.10 | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста |
35 | 19.10 | | Словарный диктант №2. Работа над ошибками в диктанте, редактирование текста |
36 | 22.10 | | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи |
37 | 23.10 | | Грамматические признаки частей речи |
38 | 24.10 | | Грамматические признаки частей речи. |
39 | 25.10 | | Наречие как часть речи |
40 | 26.10 | | Наречие как часть речи. |
41 | 29.10 | | Проверочная работа №4 по теме «Части речи» |
42 | 30.10 | | Диктант №5 «Части речи» |
43 | 31.10 | | Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» |
Имя существительное (42ч) |
44 | 01.11 | | Как определить падеж имени существительного. Редактирование текста |
45 | 02.11 | | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей |
46 | 12.11 | | Упражнение в распознавании И.,Р.,В. падежей неодушевлённых существительных. |
47 | 13.11 | | Упражнение в распознавании Д. Т.. падежей существительных. |
48 | 14.11 | | Упражнение в распознавании П.падежа имён существительных. |
49 | 15.11 | | Как определить падеж неизменяемых имён существительных |
50 | 16.11 | | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. |
51 | 19.11 | | Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. |
52 | 20.11 | | Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» |
53 | 21.11 | | 2-е склонение имён существительных, Редактирование текста |
54 | 22.11 | | Упражнение в распознавании имён существительных второго склонения |
55 | 23.11 | | 3-е склонение имён существительных |
56 | 26.11 | | Упражнение в распознавании имён существительных третьего склонения. |
57 | 27.11 | | Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений |
58 | 28.11 | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста |
59 | 29.11 | | Падежные окончания имён существительных ед. числа 1, 2, и 3-го склонения. Редактирование текста |
60 | 30.11 | | Именительный и винительный падежи |
61 | 03.12 | | Правописание окончаний имён существительных в Р. п. |
62 | 04.12 | | Правописание окончаний имён существительных в Р. п. |
63 | 05.12 | | И.п., Р. п. и В.п. одушевлённых имён существительных |
64 | 06.12 | | И.п., Р. п. и В. п. одушевлённых имён существительных |
65 | 07.12 | | Правописание окончаний имён существительных в Д. п. |
66 | 10.12 | | Упражнение в распознавании безударных окончаний существительных в Р. п. и Д. п. |
67 | 11.12 | | Упражнение в распознавании безударных окончаний существительных в Р. п. и Д. п. |
68 | 12.12 | | Правописание окончаний имён существительных в Т. п. |
69 | 13.12 | | Правописание окончаний имён существительных в Т. п. |
70 | 14.12 | | Правописание окончаний имён существительных в П. п. |
71 | 17.12 | | Правописание окончаний имён существительных в П. п |
72 | 18.12 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах |
73 | 19.12 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Словарный диктант №3 |
74 | 20.12 | | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в Р., Д. и П. п. |
75 | 21.12 | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных |
76 | 24.12 | | Проверочная работа №5 по теме «Правописание имен существительных» |
77 | 25.12 | | Сочинение по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница» |
78 | 26.12 | | Множественное число имён существительных. Редактирование текста |
79 | 27.12 | | И. п. имён существительных во мн. числе |
80 | 28.12 | | Р. п имён существительных мн. числа |
81 | 09.01 | | В. п имён существительных мн. числа |
82 | 10.01 | | Д. п ,Т. п. и П. п. имён существительных мн. числа |
83 | 11.01 | | Проект «Говорите правильно». Редактирование текста |
84 | 14.01 | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану |
85 | 15.01 | | Диктант №6 «Правописание имен существительных» |
Имя прилагательное (32ч) |
86 | 16.01 | | Роль имён прилагательных в русском языке. |
87 | 17.01 | | Что обозначают и как образуются имена прилагательные |
88 | 18.01 | | Род и число имён прилагательных. |
89 | 21.01 | | Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний прилагательных. |
90 | 22.01 | | Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов» |
91 | 23.01 | | Склонение имён прилагательных Редактирование текста |
92 | 24.01 | | Склонение и правописание падежных окончаний им. прилагательных ед. ч. м.р. и ср. р. |
93 | 25.01 | | Проверка безударных окончаний имён прилагательных. И. п. имён прилагательных ед. ч. м.р. и ср.рода |
94 | 28.01 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных м. р. и ср. р. в Р. п. |
95 | 29.01 | | Правописание окончаний имён прилагательных м. и ср. рода в Д. п. |
96 | 30.01 | | Правописание окончаний имён прилагательных м. р. и ср. р. в И. п. ,Р. п. Д. п. и В. П. |
97 | 31.01 | | Упражнение в распознавании прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п и В.п |
98 | 01.02 | | Правописание падежных окончаний прилагательных м.р. и ср.р в Т. п. и П. п. |
99 | 04.02 | | Упражнение в правописании имён прилагательных м.р. и ср.р. |
100 | 05.02 | | Склонение и правописание падежных окончаний прилагательных ж.р. в ед.числе |
101 | 06.02 | | Правописание падежных окончаний прилагательных ж. р. в И.п. и В.п. |
102 | 07.02 | | Правописание окончаний прилагательных ж.р. в Р.,Д.,Т.,П. падежах. |
103 | 08.02 | | Окончания прилагательных ж.р. в В.п. и Т.п. |
104 | 11.02 | | Упражнение в правописании падежных окончаний прилагательных. |
105 | 12.02 | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста . |
106 | 13.02 | | Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка» Редактирование текста. |
107 | 14.02 | | Склонение имён прилагательных во мн. числе. |
108 | 15.02 | | Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» |
109 | 18.02 | | Правописание безударных окончаний прилагательных мн.ч в И.п.и В.п. Редактирование текста. |
110 | 19.02 | | Правописание окончаний прилагательных мн.ч. в Р.п. и П.п. |
111 | 20.02 | | Правописание окончаний прилагательных в Д.п. и Т.п. Словарный диктант №4 |
112 | 21.02 | | Упражнение в правописании окончаний прилагательных |
113 | 22.02 | | Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное» |
114 | 25.02 | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. |
115 | 26.02 | | Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
116 | 27.02 | | Диктант №7 по теме ««Правописание имен прилагательных» |
117 | 28.02 | | Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина |
Местоимение (9ч). |
118 | 01.03 | | Роль местоимений в речи. |
119 | 04.03 | | Личные местоимения 1 , 2 и 3-го лица |
120 | 05.03 | | Изменение личных местоимений по падежам Правописание местоимений с предлогами |
121 | 06.03 | | Правописание местоимений 1 , 2 и 3-го лица ед. и мн. числа |
122 | 07.03 | | Склонение личных местоимений 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями |
123 | 11.03 | | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. |
124 | 12.03 | | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. |
125 | 13.03 | | Проверочная работа №7 по теме «Изменение личных местоимений по падежам» Редактирование текста. |
126 | 14.03 | | Диктант №8 «Местоимение» |
Глагол (32ч) |
127 | 15.03 | | Роль глаголов в языке |
128 | 18.03 | | Глагол как часть речи. |
129 | 19.03 | | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант №5 |
130 | 20.03 | | Неопределённая форма глагола. |
131 | 21.03 | | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами |
132 | 22.03 | | Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. |
133 | 01.04 | | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
134 | 02.04 | | Спряжение глаголов (общее представление). Редактирование текста |
135 | 03.04 | | Распознавание лица и числа глаголов. 2 –е лицо глагола. |
136 | 04.04 | | Употребление (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. |
137 | 05.04 | | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице ед. числа и не с глаголами. |
138 | 08.04 | | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» |
139 | 09.04 | | 1-е и 2-е спряжение глаголов. Редактирование текста. |
140 | 10.04 | | Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов1-е и 2-е спряжение |
141 | 11.04 | | Наши проекты. «Пословицы и поговорки» |
142 | 12.04 | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени |
143 | 15.04 | | Упражнение в распознавании спряжения глаголов и в написании безударных окончаний глаголов |
144 | 16.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
145 | 17.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
146 | 18.04 | | Возвратные глаголы (общее представление) |
147 | 19.04 | | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени |
148 | 22.04 | | Упражнение в правописании безударных окончаний –тся и –ться в возвратных глаголах |
149 | 23.04 | | Правописание глаголов в прошедшем времени |
150 | 24.04 | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
151 | 25.04 | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Составление текста на спортивную тему |
152 | 26.04 | | Контрольное изложение повествовательного текста по рассказу К.Паустовского |
153 | 29.04 | | Упражнение в правописании глагольных форм. Редактирование текста |
154 | 30.04 | | Повторение знаний о глаголе как части речи. Словарный диктант №6 |
155 | 02.05 | | Проверочная работа №8 по теме «Глагол» |
156 | 03.05 | | Диктант №9 по теме «Правописание глаголов» |
157 | 06.05 | | Обобщение знаний о частях речи. Работа над ошибками |
158 | 07.05 | | Итоговый диктант №10 |
Повторение (12ч). |
159 | 08.05 | | Язык и речь. Текст. Типы текстов. Работа над ошибками |
160 | 10.05 | | Главные, второстепенные и однородные члены предложения. Предложение и словосочетание |
161 | 13.05 | | Контрольное сочинение по репродукции картины Шишкина «Рожь» |
162 | 14.05 | | Виды предложений по цели высказывания. Простые и сложные предложения Редактирование текста |
163 | 15.05 | | Значимые части слова. Словообразование. |
164 | 16.05 | | Правописание гласных и согласных в корне слова. |
165 | 17.05 | | Части речи. Морфологические признаки частей речи |
166 | 20.05 | | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | |
167 | 21.05 | | Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | |
168 | 22.05 | | Части речи. Морфологические признаки частей речи. Редактирование текста | |
169 | 23.05 | | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | |
170 | 24.05 | | Звукобуквенный и звуковой разбор слов. | |
Средства контроля
График проведения контрольных работ
Диктанты – 10
Диктант №1 | Входной |
Диктант №2 | «Слово, предложение, текст» |
Диктант №3 | «Однородные члены предложения» |
Диктант №4 | «Состав слова» |
Диктант №5 | «Части речи» |
Диктант №6 | «Правописание имён существительных» |
Диктант №7 | «Правописание имён прилагательных» |
Диктант №8 | «Местоимение» |
Диктант №9 | «Правописание глаголов» |
Диктант №10 | Итоговый |
Проверочные работы -8
Проверочная работа №1 | «Текст. Главные члены предложения. Словосочетания» |
Проверочная работа №2 | «Однородные члены предложения» |
Проверочная работа №3 | «Состав слова» |
Проверочная работа №4 | «Части речи» |
Проверочная работа №5 | «Правописание имен существительных» |
Проверочная работа №6 | «Имя прилагательное» |
Проверочная работа №7 | «Изменение личных местоимений по падежам» |
Проверочная работа №8 | «Глагол» |
Словарные диктанты – 6
Контрольное изложение – 1
Контрольное сочинение -- 1
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | | Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания | |
2 | | Наши проекты. Говорите правильно! | |
3 | | Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | |
4 | | Наши проекты. Пословицы и поговорки | |
График проведения исследовательских работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | | «Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно» | |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В данном разделе приведены примеры лишь некоторых заданий итоговой оценки достижения планируемых результатов учащимися по курсу «Русский язык» (4 класс).
Русский язык. Тетрадь учебных достижений, 4класс. / В.П.Канакина. – М. : Просвещение, 2017. – 112 с. (Школа России)
№ | Вид работы | Тема проверочной работы | № урока | Стр. |
1 | Оценивание результатов обучения третьеклассников русскому языку | Контрольное списывание | 161 | 70 |
2 | Проверочная работа | 165 | 71 |