СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- Паспорт программы учебной дисциплины
| 3 |
- Структура и содержание учебной дисциплины
| 5 |
- Условия реализации программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
| 15 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация |
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка, очная форма обучения), входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. №350.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины у студентов будут формироваться следующие компетенции:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. | Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. |
ПК 1.2. | Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. |
ПК 1.3. | Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
ПК 1.4. | Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. |
ПК 1.5. | Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. |
ПК 2.1. | Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. |
ПК 2.2. | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. |
ПК 2.3. | Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. |
ПК3.1. | Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. |
ПК3.2. | Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 192 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 128 часов; самостоятельной работы обучающегося – 64 часа.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 192 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 128 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 64 |
в том числе: | |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 30 |
оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 34 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы стандартизации | | 17 | |
Тема 1.1. Система стан-дартизации | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 1.2. Стандартизация в различных сферах | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Стандартизация в различных сферах |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 1.3. Организация работ по стан-дартизации в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Правовые основы стандартизации. Органы и службы по стандартизации |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 1.4. Международная стандартизация | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК) |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 2. Объекты стандартизации в машиностроении | | 7 | | |
Тема 2.1. Стандартизация промышленной продукции | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Нормативная документация на техническое состояние изделия. | |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 2 | | |
Тема 2.2. Стандартизация и качество продук-ции | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Квалиметрическая оценка качества продукции. | |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | | |
Раздел 3. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости | | 58 | | |
Тема 3.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости | Содержание учебного материала | 6 | 3 | |
1 | Основные положения, термины и определения | |
2 | Расчет точностных параметров стандартных соединений | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.2. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений | Содержание учебного материала | 12 | 3 |
1 | Общие сведения о ЕСДП. |
2 | Посадки в ЕСДП |
3 | Обозначение предельных отклонений |
4 | Калибры для гладких цилиндрических деталей. | 3 |
Практическая работа | 2 |
Расчет посадок |
Практическая работа | 4 |
Расчёт исполнительных размеров гладких калибров. |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите |
Тема 3.3. Стандартизация моделирования функциональных структур объектов машиностроения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Научно - методический подход стандартизации в моделировании функциональных структур. Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 3.4. Стандартизация технологических объектов | Содержание учебного материала | 10 | 3 |
1 | Формирование нормативной базы технологических объектов |
2 | Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП). |
Практическая работа | 4 | 3 |
Оформление комплекта технологической документации |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 4. Система стандартизации в машиностроении | | 18 | |
Тема 4.1. Государственная система стандар-тизации и научно-технический прогресс | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Задача стандартизации в управлении качеством |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 4.2. Методы стандар-тизации как процесс управления | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Методы стандартизации. Комплексные системы общетехнических стандартов. |
Практическая работа | 4 | 3 |
Составление структуры текстового документа |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите |
Раздел 5. Оптимизация требований стандартов | | 6 | |
Тема 5.1. Сущность оптими-зации требований стандартов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные положения традиционной оптимизации |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 5.2. Оптимизация параметров объек-тов стандартизации на базе математического моделирования | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Перспективы промышленного развития моделирования. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Раздел 6. Основы метрологии | | 42 | |
Тема 6.1. Общие сведения о метрологии | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
2 | Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 6.2. Стандартизация в системе техни-ческого контроля и измерения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на компоненты систем контроля и измерения |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 6.3. | Содержание учебного материала | 10 | 3 |
Средства, методы и погрешности изме-рения | 1 | Средства измерения. Выбор средств измерения и контроля | | |
2 | Методы и погрешность измерения |
3 | Универсальные средства технических измерений. |
Практическая работа | 2 | 3 |
Анализ возможностей применения ПКМД |
Практическая работа | 4 |
Анализ возможностей применения штриховых средств измерения, оформление ОК, КК |
Практическая работа | |
Анализ возможностей применения рычажных средств измерения, оформление ОК, КК | 4 |
Практическая работа | 4 |
Расчет отклонений формы и расположения цилиндрических поверхностей |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите |
Раздел 7. Управление качеством продукции и стандартизация | | 16 | 3 |
Тема 7.1. Методологические основы управления качеством | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Объекты и проблема управления. Факторы качества продукции. Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 7.2. Сущность управ-ления качеством продукции | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация |
Практическая работа | 2 | 3 |
Определение показателей качества с помощью средневзвешенного метода |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите |
Тема 7.3. Инженерно-техни-ческий подход обес-печения качества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Разработка технических систем обеспечения качества. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной |
Тема 7.4. Системы менедж-мента качества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Менеджмент качества. Системы менеджмента качества. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Раздел 8 Процессы управления технологическими объектами стандартизации | | 13 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 8.1. Процессы управ-ления технологи-ческой подготов-кой производства | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Системы управления ТПП (ЕСТПП и АСТПП). |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема8.2. Процессы управ-ления производ-ством | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Виды статистического контроля |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 8.3. Процессы управ-ления технологичес-ким процессом | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Характеристика процессов управления |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 8.4. Процессы техноло-гического обеспе-чения качества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Роль технологии производства в обеспечении качества |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Раздел 9 Основы сертификации | | 9 | |
Тема 9.1. Сущность и прове-дение сертификации | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Сущность сертификации. Правовые основы сертификации. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 9.2. Международная сер-тификация | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Деятельность ИСО, МЭК в области сертификации |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 9.3. Сертификация в различных сферах | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Сертификация систем обеспечения качества | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Раздел 10. Экономическое обоснование качества продукции | | 6 | |
Тема 10.1. Экономическое обоснование стан-дартизации | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Тема 10.2. Экономика качест-ва продукции | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Экономическое обоснование качества продукции |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы |
Всего | | 192 | |
для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета Метрология, стандартизация и сертификация:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-плоскопараллельные концевые меры длины;
- штангенциркули;
-микрометры;
-индикаторы;
-скобы рычажные;
-калибры-скобы;
-калибры-пробки;
- стенд «Калибры»;
3.2. Информационное обеспечение обучения. Основные источники:
1. Никифоров А. Д., Бакиев Т. А. Метрология, стандартизация и сертификация –М: Высшая школа, 2012. – 422 с.
2. Козловский Н. С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения – М: Машиностроение, 2011. – 284 с.
Дополнительные источники:
1. Сергеев А. Г., Крохин В. В. Метрология – М: Логос, 2001. – 257 с.
2. Тартаковский Д. Ф., Ястребов А. С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений – М: Высшая школа, 2001. – 217 с.
3. Палей М. А., Романов А. Б., Брагинский В. А. Допуски и посадки, справочник в 2ч., Л: Политехника, 1991. – 618 с.
4. Единая система конструкторской документации
5. Единая система технологической документации
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; применять документацию систем качества | Экзамен Тестирование Выполнение и защита практической работы |
Знать: документацию систем качества; единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; применять документацию систем качества | Экзамен Тестирование Выполнение и защита практической работы |
5