СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 15.02.08 Технология машиностроения»

СОДЕРЖАНИЕ



стр.


  1. Паспорт программы учебной дисциплины


3

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

5

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка, очная форма обучения), входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. №350.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • документацию систем качества;

  • единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основы повышения качества продукции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

  • применять документацию систем качества;

  • применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

В результате освоения дисциплины у студентов будут формироваться следующие компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1.

Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2.

Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3.

Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4.

Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5.

Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1.

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2.

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3.

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК3.1.

Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК3.2.

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.




1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 192 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 128 часов; самостоятельной работы обучающегося – 64 часа.










2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

192

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

128

в том числе:


практические занятия

30

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

в том числе:


систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

30

оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

34

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы стандартизации


17



Тема 1.1.

Система стан-дартизации

Содержание учебного материала

4


2


1

Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.

Самостоятельная работа обучающихся.

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы


Тема 1.2.

Стандартизация в различных сферах

Содержание учебного материала

2

2

1

Стандартизация в различных сферах

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Тема 1.3.

Организация работ по стан-дартизации в Российской Федерации

Содержание учебного материала

4


2


1

Правовые основы стандартизации. Органы и службы по стандартизации

Самостоятельная работа обучающихся

2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Тема 1.4.

Международная стандартизация



Содержание учебного материала

2

2

1

Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Самостоятельная работа обучающихся



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1


1

2

3

4


Раздел 2.

Объекты стандартизации в машиностроении


7




Тема 2.1.

Стандартизация промышленной продукции

Содержание учебного материала

2


2


1

Нормативная до­кументация на техническое состояние изделия.


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2




Тема 2.2.

Стандартизация и качество продук-ции

Содержание учебного материала

2

2


1

Квалиметрическая оценка качества продукции.


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1



Раздел 3.

Стандартизация основных норм взаимозаменяемости


58



Тема 3.1.

Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

Содержание учебного материала

6

3


1

Основные положения, термины и определения


2

Расчет точностных параметров стандартных соединений


Самостоятельная работа обучающихся

3


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы







1

2

3

4

Тема 3.2.

Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений


Содержание учебного материала

12

3

1

Общие сведения о ЕСДП.

2

Посадки в ЕСДП

3

Обозначение предельных отклонений

4

Калибры для гладких ци­линдрических деталей.

3

Практическая работа

2

Расчет посадок

Практическая работа

4

Расчёт исполнительных размеров гладких калибров.

Самостоятельная работа обучающихся

6


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

Тема 3.3.

Стандартизация моделирования функциональных структур объектов машино­строения

Содержание учебного материала

2

2

1

Научно - методический подход стандартизации в моделировании функциональных струк­тур. Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся

3


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы


Тема 3.4.

Стандартизация технологических объектов

Содержание учебного материала

10

3

1

Формирование нормативной базы технологических объектов

2

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Практическая работа

4

3

Оформление комплекта технологической документации

Самостоятельная работа обучающихся

6


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите




1

2

3

4

Раздел 4.

Система стандартизации в машиностроении


18


Тема 4.1.

Государственная система стандар-тизации и научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

2

2

1

Задача стандартизации в управлении качеством

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы


Тема 4.2.

Методы стандар-тизации как процесс управления

Содержание учебного материала

6

2

1

Методы стандартизации. Комплекс­ные системы общетехнических стандартов.

Практическая работа

4

3

Составление структуры текстового документа

Самостоятельная работа обучающихся

5


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

Раздел 5.

Оптимизация требований стандартов


6



Тема 5.1.

Сущность оптими-зации требований стандартов

Содержание учебного материала

2


2

1

Основные положения традиционной оптимизации

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



1

2

3

4


Тема 5.2.

Оптимизация параметров объек-тов стандартизации на базе математического моделирования

Содержание учебного материала

2

2

1

Перспективы промышленного развития моделирования.

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Раздел 6.

Основы метрологии


42



Тема 6.1.

Общие сведения о метрологии

Содержание учебного материала

2

3

2

Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.

Самостоятельная работа обучающихся

2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Тема 6.2.

Стандартизация в системе техни-ческого контроля и измерения

Содержание учебного материала

2

2

1

Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на компоненты систем контро­ля и измерения

Самостоятельная работа обучающихся

2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы









1

2

3

4

Тема 6.3.

Содержание учебного материала

10

3

Средства, методы и погрешности изме-рения


1

Средства измерения. Выбор средств измерения и контроля



2

Методы и погрешность измерения

3

Универ­сальные средства технических измерений.

Практическая работа

2

3

Анализ возможностей применения ПКМД

Практическая работа

4

Анализ возможностей применения штриховых средств измерения, оформление ОК, КК

Практическая работа



Анализ возможностей применения рычажных средств измерения, оформление ОК, КК

4

Практическая работа

4

Расчет отклонений формы и расположения цилиндрических поверхностей

Самостоятельная работа обучающихся

10


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

Раздел 7.

Управление качеством продукции и стандартизация


16

3


Тема 7.1.

Методологические основы управления качеством

Содержание учебного материала

2

2

1

Объекты и проблема управления. Факторы качества продукции. Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся

2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы




1

2

3

4


Тема 7.2.

Сущность управ-ления качеством продукции




Содержание учебного материала

2

2

1

Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуата­ция и утилизация

Практическая работа

2

3

Определение показателей качества с помощью средневзвешенного метода

Самостоятельная работа обучающихся

2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

Тема 7.3.

Инженерно-техни-ческий подход обес-печения качества

Содержание учебного материала

2

2

1

Разработка технических систем обеспечения качества.

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной


Тема 7.4.

Системы менедж-мента качества


Содержание учебного материала

2

2

1

Менеджмент качества. Системы менеджмента качества.

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Раздел 8

Процессы управления технологическими объектами стандартизации


13








1

2

3

4

Тема 8.1.

Процессы управ-ления технологи-ческой подготов-кой производства

Содержание учебного материала

2

2

1

Системы управления ТПП (ЕСТПП и АСТПП).

Самостоятельная работа обучающихся

2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Тема8.2.

Процессы управ-ления производ-ством

Содержание учебного материала

2


2

1

Виды статистического контроля

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Тема 8.3.

Процессы управ-ления технологичес-ким процессом



Содержание учебного материала

2

2

1

Характеристика процессов управления

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы



Тема 8.4.

Процессы техноло-гического обеспе-чения качества

Содержание учебного материала

2

2

1

Роль технологии производства в обеспечении качества

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Раздел 9

Основы сертификации


9



Тема 9.1.

Сущность и прове-дение сертификации


Содержание учебного материала

2

2

1

Сущность сертификации. Правовые основы сертификации.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы


Тема 9.2.

Международная сер-тификация


Содержание учебного материала

2

2

1

Деятельность ИСО, МЭК в области сертификации

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы


Тема 9.3.

Сертификация в различных сферах


Содержание учебного материала

2

2

1

Сертификация систем обеспечения качества


Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Раздел 10.

Экономическое обоснование качества продукции


6


Тема 10.1.

Экономическое обоснование стан-дартизации

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации

Самостоятельная работа обучающихся

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы


Тема 10.2.

Экономика качест-ва продукции


Содержание учебного материала

2

2

1

Экономическое обоснование качества продукции

Самостоятельная работа обучающихся


1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Всего


192


для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование учебного кабинета Метрология, стандартизация и сертификация:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-плоскопараллельные концевые меры длины;

- штангенциркули;

-микрометры;

-индикаторы;

-скобы рычажные;

-калибры-скобы;

-калибры-пробки;

- стенд «Калибры»;


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

1. Никифоров А. Д., Бакиев Т. А. Метрология, стандартизация и сертификация –М: Высшая школа, 2012. – 422 с.

2. Козловский Н. С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения – М: Машиностроение, 2011. – 284 с.

Дополнительные источники:

1. Сергеев А. Г., Крохин В. В. Метрология – М: Логос, 2001. – 257 с.

2. Тартаковский Д. Ф., Ястребов А. С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений – М: Высшая школа, 2001. – 217 с.

3. Палей М. А., Романов А. Б., Брагинский В. А. Допуски и посадки, справочник в 2ч., Л: Политехника, 1991. – 618 с.

4. Единая система конструкторской документации

5. Единая система технологической документации















4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

  • применять документацию систем качества

Экзамен

Тестирование

Выполнение и защита практической работы

Знать:

  • документацию систем качества;

  • единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • применять документацию систем качества

Экзамен

Тестирование

Выполнение и защита практической работы



5