ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №243
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Профессия: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
г.Невьянск
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Профессионального государственного стандарта «Сварщик» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013г. № 701н).
Профессия согласно Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513): Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение ФСИН России №243
Разработчики:
Веньгин Сергей Анатольевич, преподаватель ФКПОУ №243;
Рекомендована Методической комиссией Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №243
Протокол № 14 от «30» мая 2030г.
© Веньгин С.А.; ФКПОУ №243,
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с профессиональным стандартом профессии «СВАРЩИК»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
Газосварщик
Электрогазосварщик
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
Электросварщик ручной сварки
-- Газорезчик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
механические испытания образцов материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 14 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 14 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 12 |
в том числе: | |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если предусмотрены) | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основные сведения о строении, структуре, свойствах металлов и сплавов | 7 | |
Тема 1.1. Общие сведения. | Содержание учебного материала | 2 |
Определение и классификация металлов. Методы изучения свойств металлов. Физические, химические, механические, технологические свойства металлов и методы их определения. Методы испытаний. | 2 |
Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом. | Содержание учебного материала | 3 | |
Сталь как основной современный конструкционный материал. Строение, свойства, применение, система маркировки сталей. | 2 |
Термическая и химико-термическая обработка сталей и чугунов. |
Виды, технологические особенности, область применения, преимущества и недостатки. |
|
Контрольная работа: « Основные сведения о строении, структуре, свойствах металлов и сплавов» | 1 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Приведите классификацию машиностроительных материалов по назначению. Назовите области их применения. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. Составьте характеристику основных видов термической обработки сталей. Охарактеризуйте основные виды химико – термической обработки сталей. В чем их сущность? | 1 |
Раздел 2. | Цветные металлы и их сплавы. | 5 | |
Тема 2.1. Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала | 3 |
Строение, физико-химические свойства, область и особенности применения, система маркировки. Сплавы металлов их свойства и применение. | 2 |
Строение, физико-химические свойства, область и особенности применения, система маркировки сплавов на основе олова и свинца. |
Контрольная работа по разделу: « Цветные металлы и их сплавы» | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Назовите причины, вызывающие коррозию металлов. Охарактеризуйте современные методы защиты металла от коррозии. Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Цветные металлы и сплавы». | 1 |
Раздел 3. | Полимерные материалы. | 2 | |
Тема 3.1. Полимерные материалы. | Содержание учебного материала | 1 |
Виды, свойства и применение пластмасс, полиэтилена, полипропилена. | 2 |
Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов. |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
Всего: | 14 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
столы и стулья по количеству учащихся в кабинете;
доска;
таблицы;
схемы;
плакаты.
Технические средства обучения:
экран настенный;
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Адаскин А.М., Материаловедение (металлообработка). - М.: Издательский центр «Академия», 2017.
2. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др.; под ред. Заплатина В.Н.Основы материаловедения (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Дополнительные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение. – М., 2001.
Виноградов Ю.Г. Материаловедение. – М., 1987.
Гелин Ф.Д. Технология металлов. – Минск, 1970.
Комплект карт по курсу «Материаловедение», изд.центр «Академия», Саратов, 2003.
Комплект учебно-наглядных пособий для кабинета «Материаловедения». Изг. Днепропетровский литейно-механический завод.
Кучер А.М. Технология металлов. – Л., 1980.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
Механические испытания образцов материалов. | практические занятия |
6