СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности (математика, информатика)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

  1. Планируемые результаты освоения курса «Мир логики»



В результате изучения курса обучающиеся получат возможность формированияличностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Обучающийся научится:

  • Проявлять интерес к изучаемому материалу;

  • Доброжелательно относиться к собеседнику;

  • Уважать чужое мнение;

  • Стремиться к созданию собственных речевых произведений;

  • Стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского языка, чтения, развития речи.



Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.Обучающийся научится:

  • систематизировать и обобщать полученные знания;

  • работать в группе, в паре;

  • использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • анализировать правила игры,действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Обучающийся научится:

  • методам и приемам решения изобретательских и творческих задач;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • сравнивать, классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Составлять сказки, загадки, ребусы, шарады, двустишия;

  • Решать задачи по аналогии.

Межпредметные связи:Математика, литературное чтение, русский язык.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I «Мир фантазии» (11 часов)

Проблемы выживания человека на Земле. История изобретательства. Понятие об изобретателях и изобретательских задачах. Качества человека, необходимые для придумывания новых предметов и процессов.

Понятие о психологической инерции.

Приемы фантазирования: « Объединение», «Оживление», «Ускорение – уменьшение», «Увеличение – уменьшение», «Морфологический анализ», «Круги по воде», «Бином фантазии», «Творческая ошибка», «Метод Робинзона».

Примеры использования приёмов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия.

Понятие об ассоциациях. Типы, приемы развития ассоциативного мышления.

Приёмы фантазирования, использующие ассоциации: «бином и полином фантазии», «метод фокальных объектов», «клякса».

Примеры использования приёмов в сказках и рассказах.

Придумывание фантастических рассказов с использованием приёмом.


Раздел II «Мир воображений» (13 часов)

Придумывание новых объектов.

Упражнения на развитие внимание. Концентрация и распределение внимания.

Придумывание сказок с помощью приемов, придумывание другого конца сказок. Придумывание нелепиц в стихах, придумывание «страшилок» наоборот.

Мир загадок не бывает скучным. Загадка как объект изобретательства. Составление и отгадывание загадок как методика обучения систематизации предметов и явлений, а также развития ассоциативного мышления.

Загадки в городах «Противоречий», «Пяти чувств».

Составление загадок по опорным фразам. Отгадывание загадок с использованием отсекающих вопросов. Игра «да – нет».

Раздел III «Мир логики» (10 часов)

Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов.

Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов.

Систематизация признаков предметов. Понятия, представляющие классы предметов и связи между классами явлений.

Раздел IV «Мир загадок» (18 часов)

Нахождение закономерностей. Закономерности в образовании слов, числовых рядов, явлениях окружающего мира.

Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения шарад, ребусов, загадок. Составление по алгоритму ребусов, шарад, кроссвордов.

Внимание и память человека.

Система вопросов – один ответ. Игра «да – нет».

Раздел V «Мир отношений» (16 часов)

Понятие. Приемы формирования понятий. Отношения между понятиями.

Классификация как деление понятия.

Порядок, правило, закономерность, закон. Упражнения по выявлению закономерностей в образовании слов, предложений.

Работа над рифмой в стихотворении. Придумывание двустиший по заданной рифме.

Причина и следствие. Построение причинно – следственных цепочек. Развитие системного мышления.

Аналогия. Решение задач по аналогии.

Рассуждения. Решение задач. Ошибки в рассуждениях.

  1. Тематическое планирование


п/п

Содержание

Всего часов

1

Раздел I «Мир фантазии»

11

2

Раздел II «Мир воображений»

13

3

Раздел III «Мир логики»

10

4

Раздел IV «Мир загадок»

18

5

Раздел V «Мир отношений»

16

Итого: 68


  1. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

Раздел I «Мир фантазии» (11 часов)

1

Понятие о фантазировании

1

06.09


2

Понятие о психологической инерции

1

06.09


3

Развитие ассоциативности. Критерии новизны

1

13.09


4

Ассоциативные загадки

1

13.09


5

Метафоры

1

20.09


6

Значение ассоциативности

1

20.09


7

Развитие ассоциативности: обобщение

1

27.09


8

Прием «Объединение»

1

27.09


9

Прием «Морфологический анализ»

1

04.10


10

Игры со словами

1

04.10


11

Конструктор игр

1

11.10


Раздел II «Мир воображений» (13 часов)

12

Придумывание сказок

1

11.10


13

Прием «Морфологический анализ»

1

18.10


14

Обобщение

1

18.10


15

Признаки объектов

1

25.10


16

Действия объектов

1

25.10


17

Метод фокальных объектов

1

08.11


18

Приемы фантазирования Дж. Родари « Круги по воде»

1

08.11


19

Приемы фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии». «Произвольная приставка»

1

15.11


20

Приемы фантазирования Дж. Родари «Произвольная приставка»

1

15.11


21

Прием «Что потом?»

1

22.11


22

Прием «Творческая ошибка»

1

22.11


23

Прием «Оживление»

1

29.11


24

Обобщение приемов фантазирования Дж. Родари

1

29.11


Раздел III «Мир логики» (10 часов)

25

Прием «Увеличение - уменьшение»

1

06.12


26

Прием «Ускорение – замедление»

1

06.12


27

Метод Робинзона

1

13.12


28

Прием «Наоборот»

1

13.12


29

Прием « Связки антонимов»

1

20.12


30

Обобщение приемов фантазирования

1

20.12


31

Сказки про животных

1

27.12


32

Фантазирование и прогнозирование

1

27.12


33

Обобщающее занятие «Я умею…»

1

17.01


34

Логика. Выделение признаков

1

17.01


Раздел IV «Мир загадок» (18 часов)

35

Различие предметов и явлений

1

24.01


36

Сходство предметов и явлений

1

24.01


37

Существенные признаки

1

31.01


38

Характерные признаки

1

31.01


39

Правила сравнения

1

07.02


40

Упорядочивание признаков

1

07.02


41

Значение сравнения

1

14.02


42

Понятие о классах

1

14.02


43

Правила классификации

1

21.02


44

Вопросы

1

21.02


45

Алгоритм

1

28.02


46

Закономерности в числах и фигурах

1

28.02


47

Закономерности в буквах и словах

1

07.03


48

Логические задачи

1

07.03


49

Логические задачи

1

14.03


50

Причина и следствие

1

14.03


51

Причинно – следственные цепочки

1

21.03


52

Противоположные отношения между понятиями

1

21.03


Раздел V «Мир отношений» (16 часов)

53

Отношения «род – вид» между понятиями

1

04.04


54

Упорядочивание по родовым отношениям

1

04.04


55

Виды отношений между понятиями

1

11.04


56

Определения

1

11.04


57

Ошибки в построении определений

1

18.04


58

Умозаключения

1

18.04


59

Язык и логика

1

25.04


60

Придумывание по аналогии

1

25.04


61

Использование аналогии в обучении

1

02.05


62

Использование аналогии в обучении

1

02.05


63

Продолженная аналогия

1

09.05


64

Рассуждения

1

09.05


65

Ошибки в рассуждениях

1

16.05


66

Юмор и логика

1

16.05


67

Подведение итогов

1

23.05


68

Резервные уроки

1

23.05















Вводное занятие. Понятие о фантазировании и психологической инерции.

Основные понятия:

- Фантазированию можно научиться.

- для того чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией.

Теория:

-Представление предмета «Мир фантазии».

-Беседа о фантазировании.

- Беседа о психологической инерции.

Практика:

- Обсуждение отрывка из рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры».

- Контрольная работа.

- Решение задач на психологическую инерцию.


Ассоциативность.

Основные понятия:

- Существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы.

- Существуют правила придумывания метафор.

- Использование ассоциаций помогает лучше запоминать.

Теория:

- Прием « Критерии новизны».

- Прием «Думай о другом!».

- Знакомство с алгоритмом для сочинения загадок.

Практика:

- Работа в группах «Кляксы».

- Сочинение загадок.

- Придумывание метафор.

- Упражнение «Цепочка ассоциаций».

- Работа в группах «Словарные слова».

- Проверка памяти.


Целое и части.

Основные понятия:

- для придумывания нового можно использовать приемы «Объединение» и «Морфологический анализ».

- Анализ структуры слова позволяет играть с ним.

Теория:

- Беседа «Сказочные животные».

- Прием «Морфологический анализ».

- Синтез учебных игр.

- Беседа «Структура сказки».

- Шарады.


Практика:

- Упражнение «Новые названия».

- Работа в группах «Новые животные».

- Работа в группах «Фоторобот».

- Упражнение «Имена и числа в словах».

- Работа в группах «Почему не говорят?».

- Разгадывание шарад и игры со словами.

- Работа в группах «Ваши варианты» (придумывание с дополнением).


Объекты и действия с ними.

Основные понятия:

- Можно сочинять, описывая признаки и действия предмета.

- Можно сочинять, используя метод фокальных объектов.

Теория:Объяснение метода фокальных объектов.

Практика:

- Игра «Цепочка».

- Сочинение загадок (работа в группах).

- Игра – театрализация.

- Работа в группах «Перевертыши».

- Придумывание необычной игрушки, используя новый метод (работа в группах).


Фантазирование и прогнозирование.

Основные понятия:

- существуют приемы фантазирования Дж. Родари для придумывания сказок.

- существуют способы прогнозирования.

Теория:Ознакомление с приемами Дж. Родари:

«Круги по воде», «Бином фантазии», «Произвольная приставка», «Что потом?», «Творческая ошибка».

- Ознакомление с приемами для сочинения сказок:

«Оживление», «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Метод Робинзона», «Наоборот», «Связки антонимов».

- Беседа о будущем, о способах прогнозирования.

Практика:

- Упражнения в применении приемов сочинения (работа в группах): «Сказки с тремя концами», «Фантастическое продолжение», «Объясни ошибку», «Что думают предметы?», «Изменяем свойства», «Времена года», «»Если бы время..», «Зонтик в Африке», «Не – предметы».

- Игры.

- Загадки – ловушки.

- Рисование с противоречиями.

- Сочинение сказочных историй.

- Придумывание объекта будущего.


Обобщение.

- Повторение основных разделов курса: темы, игры, упражнения, задания.

- Проведение контрольной работы с таким же содержанием, какое было на первом занятии (чтобы проверить эффективность обучения).

- Анкетирование «Если бы я был волшебником».

- Беседа о творчестве.

Понятие о мире логики.

Представление курса. Контрольная работа.


Предметы и их признаки.

Основные понятия:

- Любой предмет обладает признаками, выражающими разные точки зрения на него.

- Сравнивать – значит находить сходство и различие.

- Каждый объект обладает признаками существенными и несущественными.

- Объекты можно упорядочивать по признакам.

Теория:Беседы о признаках предметов, о сравнении, упорядочивании объектов.

Практика:

- Игры «Передай предмет», «Запрещенное движение», «Выбывание слов».

- Упражнения: «Найди общее», «Что изменилось?», «Выделение признаков», «Кто больше?», «Проверь себя».

- Работа в группах.


Классификация предметов.

Основные понятия:

- Понятие о классах.

- Правила классификации.

- Классификация вопросов.

Теория:Беседы.

Практика:

- Работа в группах (нахождение ошибок, придумывание вопросов).

- Игра «Да – нет»


Алгоритмы. Закономерности.

Основные понятия:

- Что такое алгоритм.

- Правила составления алгоритмов.

- Закономерности в словах, числах, фигурах.

Теория:Беседы.

Практика:

- Составление алгоритмов, закономерностей.

- Упражнения на нахождение ошибок в алгоритмах и закономерностях.


Логика.

Основные понятия:

- Понятие о логических задачах и способах их решения.

- Причина и следствие.

- Отношения между понятиями.

- Понятие род – вид.

- Способы объяснения слов.

- Умозаключения.

- Смысл предложения может меняться из-за порядка слов.

- Рассуждения.

- Правила рассуждения.

- Логика и юмор.

- Язык и логика.

Теория: Беседы, знакомящие с основными понятиями.

Практика:

- Упражнения в решении логических задач, составлении логических цепочек.

- Упражнения на умение искать отношения между понятиями, приводить примеры понятий.

- Упражнения на умение описать предмет, найти описание с ошибкой.

- Упражнения на умения делать умозаключения, находить ошибки.

- Упражнения на умение редактировать предложения.

- Решение задач с противоречиями.

- Работа с текстом.


Аналогия.

Основные понятия:

- Понятие об аналогии.

- Использование аналогии в обучении и жизни.

Теория:Беседы об аналогии,о суеверии, «Кем быть?».

Практика:

- Упражнение «Сказка – калька», «Продолжи стихотворение», «Подражай-ка».

- Придумывание вопросов на смекалку, решение задач.


Итоги. Идеальный конечный результат.

- Повторение изученных тем.

- Проверка усвоения материала в виде игры «Звёздный час».

- Впечатления о курсе, отзывы.

- Благодарность детям за работу.