Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М./
От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______
От «____»______2018 г.
Рабочая программа
по духовно-нравственному направлению
«Маленькие россияне»
для 1 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
Радионова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
высшей категории
х. Чернышёв
2018 г.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте учащийся не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Маленькие россияне» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.
Программа направлена на формирование следующих ценностей:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение и долг перед Отечеством;
правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
долг перед старшими поколениями и семьёй;
межэтнический мир; доверие к людям.
Программа «Маленькие россияне» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 час в неделю. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7 – 8 лет.
Программа составлена на основе авторской программы «Я – гражданин России» Дюкаревой О.А.
Планируемые результаты.
Познавательные общеучебные действия
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Предполагаемые результаты реализации программы:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.
Содержание программы
Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 12 часов, практических - 22 часа.
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.
История моего посёлка
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (8 часов).
Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду
Акции.
«Я и мое Отечество» (7 часов).
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи.
Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии, экологические акции.
Оценка достижения планируемых результатов
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).
Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).
Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России».
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
1. | Праздник первого звонка | 1 | | |
2. | Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | | |
3. | Моя семья - моя радость. | 1 | | |
4. | Правила поведения в школе. Урок-игра. | 1 | | |
5. | Экскурсия по школьному саду. | 1 | | |
6. | Я, ты, мы. Игра | 1 | | |
7. | Кто что любит делать. Викторина. | 1 | | |
8. | Мисс Осени. | 1 | | |
9. | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 | | |
10. | Кто мои дедушка, бабушка? В чём я должен им помочь? | 1 | | |
11. | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | | |
12. | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 1 | | |
13. | История моего села. | 1 | | |
14. | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 | | |
15. | Законы жизни в классе. Урок-игра. | 1 | | |
16. | Откуда пришли ёлочные игрушки? | 1 | | |
17. | Фотографии из семейного альбома. | 1 | | |
18. | Школа вежливости. Беседа. | 1 | | |
19. | Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 | | |
20. | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 | | |
21. | Они защищают Родину. Конкурс стихов. | 1 | | |
22. | Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 | | |
23. | Зимние игры наших бабушек и дедушек. | 1 | | |
24. | Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвящённых Дню Земли. | 1 | | |
25. | Слушаем сказки моей бабушки. | 1 | | |
26. | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | 1 | | |
27. | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 | | |
28. | В гости к зелёной аптеке. Экскурсия в природу. | 1 | | |
29. | Мои родные-защитники Родины. Фотовыставка. | 1 | | |
30. | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | | |
31-32. | Десант чистоты и порядка. | 1 | | |
33. | Самый красивый школьный двор. | 1 | | |
34. | С чего начинается Родина? КВН. | 1 | | |
Материально- техническое обеспечение
Библиотечный фонд для учителя
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
Библиотечный фонд для учеников
1.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран