Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Методический совет Директор СОШ № 5
Протокол №-___ от____________2015 г. _________________
от____________2015 г. от ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МИРЕ КНИГ
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Москвина Елена Николаевна
г. Рыбинск, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
5.Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
6.Авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Общая характеристика
Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Предмет поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями
Программа « В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление.
Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 9 - 11 лет.
Актуальность программы
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребѐнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полѐта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, насыщенный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности впедагогической деятельности по формированию повышения интереса к литературным произведениям разных жанров и стилей, любви и тяге к чтению, патриотизма, любви к Родине, окружающей действительности, уважению к традициям и культуре своего народа, уважению и любви к своей семье.
Программа направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся, совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Кроме того, понимание богатства мирового литературного наследия способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Приятие и понимание литературных произведений становится основой для гармоничного, всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности. Также программа призвана помочь создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся во внеурочное время. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных, практических и творческих способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к мировой художественной литературе.
Цель программы:
- развитие творческих способностей детей, обучение культуре общения и чтения,
приобретение детьми познавательных, коммуникативных, регулятивных навыков, пробуждение стремления совершенствовать и обогащать свою речь.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать ошибки в речи, расширить словарный запас.
Задачи программы
Образовательные задачи:
Освоение более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка).
Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта.
Формирование потребности в постоянном чтении книг, интереса к литературному чтению, творчеству писателей.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважения и любви к мировой литературе.
Воспитание доброжелательности в коллективе, корректного отношения к окружающим.
Воспитание чувства личной ответственности за Отечество, уважительное и бережное отношение к истории своей страны.
Развивающие задачи:
Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.
Развитие способности к созидательной деятельности.
Развитие речи, воображения учащихся, ассоциативного мышления.
Развитие эстетических качеств.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (инсценирование, игры, викторины, конкурсы, изготовление и оформление стенгазеты, сборника стихов).
Основные принципы реализации программы:
Принцип научности - соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Принцип системности и последовательность занятий - (1раз в неделю по 1 часу) предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему.
Принцип доступности - от лѐгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию.
Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной в связи с необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины, развития национального характера, формирования национальных ценностей.
Принцип наглядности - в основе его лежат органы чувств человека, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Принцип гуманизации – предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам.
Принцип увлекательности и занимательности – является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
Принцип сознательности и творческой активности основывается на формировании у учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Принципы работы:
Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания темы занятий, задач воспитания и обучения.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
Уважение к личности ребенка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Методы работы:
Работа с литературой (чтение литературных произведений разных жанров, выпуск стенгазеты, и др.)
Игровая деятельность (конкурсы, игры, викторины и др.)
Общественно – полезная работа (составление литературного альманаха, сборника стихов
Приѐмы и формы проведения занятий
o беседа;
o диспуты;
o викторины;
o игры;
o конкурсы;
o просмотр видеопрезентаций;
o выставки поделок, рисунков, открыток;
o групповая работа;
o чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов;
o участие в конкурсах чтецов;
o работа в тетрадях;
o работа с читательским дневником;
o поисковая работа: нахождение информации на пройденную тему;
o коллективные творческие дела.
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками русского: филологический анализ предложений, текста; запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов анализируемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков;
с уроками трудового обучения: создание мини-книг, художественного сада и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества.
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).развивать эстетические потребности, ценности и чувства;
Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации.
Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Метапредметные умения
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Владение основами самооценки; анализ собственной работы; оценка уровнем владения тем или иным учебным действием; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
Формирование основ смыслового чтения художественных текстов разных жанров.
Умение аргументировать собственное мнение и позицию.
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения.
Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, интернет-ресурсы.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения.
Коммуникативные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих
задач; умение слушать и вступать в диалог, учѐт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственную позицию.
Эмоциональное декламирование стихов, умение выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей.
Составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников.
Предметные результаты:
К концу учебного года обучающиеся научатся:
1. Применять правила по ТБ на занятиях.
2. Понимать значение книги и еѐ позитивное влияние на человека.
3. Применять правила поведения при публичном выступлении.
4. Находить информацию по соответствующей теме. Отбирать необходимый материал.
5. Оформлять творчески: стенгазету, альбом стихотворений, литературный альманах.
6. Создавать макет задуманной конструкции. Использовать рекламные приѐмы для привлечения потребителей.
7. Различать особенности стихотворной речи, стихотворный размер, слышать рифму. Подбирать рифму к словам,
строить стихотворный размер.
8. Анализировать стихотворения на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
9. Сочинять четверостишия на заданную тему.
10. Публично декламировать стихи собственного сочинения.
11. Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.
12. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте.
13. Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.
14. Выполнять художественный пересказ эпизодов; давать положительную или отрицательную оценку героям.
15. Выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному.
16. Сочинять вымышленные рассказы
17. Давать оценку проделанной за год работе.
- получат возможность научиться:
1. Соблюдать правила по ТБ в окружающем мире.
2. Рассуждать о роли книги, талантливом читателе и культуре чтения. Бережно обращаться к книгам.
3. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса.
4. Использовать для решения художественных задач художественные средства.
5. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
6. Отличать жанр рассказа от других прозаических жанров.
7. Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
8. Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных
форм интерпретации текста.
9. Совершенствовать навыки анализа текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме.
10. Составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; исследовать речевую характеристику героев.
11. Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной
форме. Испытывать потребность в самовыражении через слово.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Тестирование
- Конкусы.
Уровни результатов освоения программы.
Первый уровень результатов освоения программы : уровень представления (знакомства). Обучающийся, выведенный на этот уровень, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает знанием- знакомством и способен произвести опознание, различение и соотнесение. А так же духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - уровень воспроизведения. Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. На этом уровне усвоения обучающийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения - умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - уровень творчества. Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Чтобы вывести обучаемого на уровень творчества, недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями, навыками по определенному - пусть даже весьма широкому - набору учебных элементов. Необходимо «добывать» необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Книга – источник добрых знаний (8ч)
1. Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ - 1ч. Знакомство с курсом. Беседа о литературе, писателе и читателе, об отношении к чтению, культуре чтения. Книга и ее роль в жизни человека.
2. Творческое мероприятие «Книга – твой лучший друг»– 3ч. Подготовка к мероприятию, распределение ролей. Знакомство с правилами поведения на сцене. Репетиция выступления. Выступление учащихся перед аудиторией - инсценирование.
3. Выпуск стенгазеты «Берегите книгу!»– 2ч. Подбор информации для стенгазеты. Оформление стенгазеты. Обсуждение конечного результата.
4. Конкурс «Лучший Книгомир»– 2ч. Подготовка к конкурсу: создание макета книжного магазина, миниатюры книг, рекламы для привлечения читателей. Проведение конкурса «Лучший Книгомир». Награждение победителей.
Раздел 2. Занимательные рифмы (12 часов)
5. Секреты стихосложения – 1ч. Знакомство с художественно-изобразительными средствами и приѐмами в стихотворениях: рифма, размер, эпитет, метафора, гипербола и др. Просмотр презентации «Как стать поэтом»
Выявление художественно-изобразительных средств в стихах.
6. Весѐлые стихи о школе – 2ч. Чтение юмористических стихотворений о школе Б. Заходера Д. Хармса, Э. Успенского,
С. Михалкова и др. Прослушивание аудиозаписи выборочных отрывков. Обсуждение стихов.
7. Стихи о природе русских поэтов – 2ч. Чтение стихотворений о природе Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др. Обсуждение и иллюстрирование стихов.
8. Стихи о семье и родине – 2ч. Чтение и декламирование стихотворений о семье о родине С. Михалкова, И. Бунина и др. Обсуждение и иллюстрирование стихотворений.
9. Сочиняем, играя – 2ч. Игры ―Подбери рифму к словам», «Замени строчку в стихах‖. Самостоятельная работа ―Сочини четверостишие‖ по заданным темам.
10. Конкурс юных стихотворцев – 1ч. Выступление учащихся перед аудиторией с чтением стихов собственного сочинения. Обсуждение представленных стихотворений. Награждение победителей.
11. Альбом «Мы сочиняем»– 1ч. Отбор стихотворений собственного сочинения. Оформление альбома стихотворений «Мы сочиняем».
Раздел 3. Мир увлекательных рассказов (14 часов)
12. Жанровые особенности рассказа– 1ч. Объяснение: Что такое рассказ: жанровые особенности. Определение жанра рассказ.
13. Чтобы рассказ получился интересным – 2ч. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами и приѐмами литературы, используемых авторами для написания произведений: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраз. Выявление их в авторских текстах. Прсмотр видеосюжетов «Мастера слова».
14. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»– 2ч. Знакомство с творческом Воскобойникова.Чтение рассказов
об известных мировых деятелях. Выявление изобразительно-выразительных средств в рассказах Воскобойникова.
15. Рассказы о детстве – с улыбкой и всерьѐз – 3ч. Знакомство с творческой деятельностью современных детских писателей: Артур Гиваргизов, Виктор Лунин, Сергей Георгиев, Илья Бутман, Сергей Махотин. Чтение рассказов современных детских писателей. Выявление изобразительно-выразительных средств в их рассказах.
16. Любимые рассказы Н.Носова – 2ч. Знакомство с творческом Н.Носова. Чтение рассказов «Федина задача»,
«Затейники», «Клякса». 3.Выявление изобразительно-выразительных средств в рассказах Н.Носова.
4.Инсценирование выборочных отрывков из текста.
17. Проба пера – 2ч. Самостоятельноесочинение интересных историй: выбор героя, темы и сюжета, работа над композицией рассказа. Анализ проделанной работы.
18. «Литературная радуга»– 1ч. Оформление литературного альманаха «Литературная радуга» с использованием работ учащихся. Обсуждение результатов.
19. Итоги года. Круглый стол. – 1ч. Конференция «Подведѐм итоги». Анкетирование «Мои достижения и успехи». Рекомендации по творческому развитию на летних каникулах.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Технические средства обучения:
- компьютер,
- принтер,
- мультимедийный комплекс: проектор, экран.
Экранно-звуковые пособия: презентации к занятиям, видеосюжеты
ЛИТЕРАТУРА
Для детей:
1. Стихотворения о школе Б. Заходера Д. Хармса, Э. Успенского, С. Михалкова и др.
2. Стихотворения о природе Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др. .
3. Стихотворения о семье и родине С. Михалкова, И. Бунина и др.
4. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»
5. Рассказы современных детских писателей: Артур Гиваргизов, Виктор Лунин, Сергей Георгиев, Илья Бутман,
Сергей Махотин.
6. Рассказы Н.Носова «Федина задача», «Затейники», «Клякса».
7. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
8. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
Для учителя:
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.:
ил. – (Мир знаний);
3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М:
Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Обучающийся научится | Получит возможность научиться | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Методы проведения и вид деятельноси |
| Раздел 1. Книга – источник добрых знаний (8 часов) | | | | | | |
1. | Введение. Цели и задачи. Инструктаж по ТБ | 1. Инструктаж по ТБ 2.Анкетирование «Что я хочу знать и чему я хотел бы научиться» 3. Книга и ее роль в жизни человека. 4.Беседа об отношении к чтению, культуре, литературе, писателе и читателе. 3.Просмотр презентации «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь». 4.Рефлексия. | Применять правила по ТБ на занятиях. Понимать значение книги и её позитивное влияние на человека. | Соблюдать правила по ТБ в окружающем мире. Рассуждать о роли книги, талантливом читателе и культуре чтения. Бережно обращаться к книгам. | Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. | Рассказ, беседа. Анкетирова ние. Просмотр Презентации. |
2-4. | Творческое мероприятие «Книга – твой лучший друг» | 1. Подготовка к мероприятию, распределение ролей. 2. Знакомство с правилами поведения на сцене. 3. Репетиция выступления. 4. Выступление. 5.Рефлексия | Применять правила поведения при публичном выступлении | Выступать перед аудиторией, демонстрировать актёрские способности, донести основную мысль посредством эмоционального выступления. | Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества. | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Познавательные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения. Коммуникативные: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Беседа с элемента ми обсуждения. Практикум Репетиция. Выступление. |
5-6. | Выпуск стенгазеты «Берегите книгу!» | 1.Подбор информации для стенгазеты. 2.Оформление стенгазеты. 3.Обсуждение конечного результата. | Находить информацию по соответствующей теме. Отбирать необходимый материал. Оформлять стенгазету. | Создавать разнообразные стенгазеты на любую тему. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелатель ность в споре (дискуссии). | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач. | Беседа с элементами обсуждения. Практикум |
7-8. | Конкурс «Лучший Книгомир» | 1.Подготовка к конкурсу: создание макета книжного магазина, миниатюры книг, рекламы для привлечения читателей. 2.Проведение конкурса «Лучший Книгомир» 3.Награждение победителей. | Создавать макет задуманной конструкции Использовать рекламные приёмы для привлечения потребителей. | Ориентироваться в современном мире рекламы. Креативно мыслить и действовать | Личностные: готовность и способность к саморазвитию; формирование и развитие творческого мышления, умение применять его в познавательной, коммуникатив ной, социальной практике и профориентации .Применять правила делового сотрудничества. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, интернет- ресурсы. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, участие в коллективном обсуждении проблем. | Демонстрация Практикум |
| Раздел 2. Заниматель ные рифмы (12 часов) | | | | | | |
9. | Секреты стихосложения | 1 Знакомство с художественно- изобразительным и средствами и приёмами в стихотворениях: рифма, размер, эпитет, метафора, гипербола и др. 2.Просмотр презентации «Как стать поэтом» 3.Выявление художественно- изобразитель ных средств в стихах. | Различать особенности стихотворной речи, стихотворный размер, слышать рифму. | Определять стихотворный размер. Подбирать рифму. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью. | Лекция с элементами беседы. |
10- 11. | Весёлые стихи о школе | 1.Чтение юмористических стихотворений о школе Б. Заходера , Д. Хармса, Э. Успенского, С. Михалкова и др. 2.Прослушива ние аудиозаписи выборочных отрывков. 3. .Обсуждение и иллюстрирова ние стихотворений. | Выражать свое отношение к прочитанному. Анализировать стихотворения на предмет определения в них изобразительно- выразительных поэтических средств. | Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: формирование основ смыслового чтения стихотворных художественных текстов. Коммуникативные: умение слушать; формулировать собственное мнение и позицию. | Беседа с элемента ми обсуждения. Практикум |
12-13. | Стихи о природе русских поэтов. | 1.Чтение стихотворений о природе Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др. 2.Обсуждение и иллюстрирова ние стихотворений. | Выражать свое отношение к прочитанному, эмоционально высказываться .Анализировать стихотворения на предмет определения в них художествен выразительных поэтических средств. | Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса. | Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные: формирование основ смыслового чтения стихотворных художественных текстов. Коммуникативные: умение слушать; формулировать собственное мнение и позицию. | Беседа с элемента ми обсуждения. Практикум. |
14-15. | Стихи о семье и родине | 1.Чтение и декламирование стихотворений о семье и родине С.Михалкова, И. Бунина и др. 2.Обсуждение и иллюстрирова ние стихотворений. | Выражать свое отношение к прочитанному. Анализировать стихотворения на предмет определения в них изобразительно- выразительных поэтических средств. | Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса. | Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, осознание гражданской активности и патриотической позиции. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные: формирование основ смыслового чтения стихотворных художественных текстов. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Беседа с элемента ми обсуждения. Практикум |
16-17. | Сочиняем, играя | 1.Игры «Подбери рифму к словам», «Замени строчку в стихах». 2.Самостоятельна я работа “Сочини четверостишие” по заданным темам. | Подбирать рифму к словам, строить стихотворный размер. | Развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал | Личностные: развитие художественно- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности | Регулятивные: умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные: формирование умения осмысливать, способность к самостоятельному приобретению практических умений, формирование и развитие познавательных интересов, обретение самостоятельного творческого опыта. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, участие в коллективном обсуждении проблем. | Практикум. Анализ творческих работ. |
18. | Конкурс юных стихотворцев | 1. Выступление учащихся перед аудиторией с чтением стихов собственного сочинения. 2. Обсуждение представленных стихотворений. 3. Награждение победителей. | Публично декламировать стихи собственного сочинения. | Свободно выступать перед аудиторией. | Личностные: развитие художественно- творческих способностей учащихся, фантазии, эмоционально- эстетического восприятия действительности. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Коммуникативные: умение эмоционально продекламировать стихи, выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей. | Конкурс. |
19-20. | Альбом «Мы Сочиняем» | 1.Отбор стихотворений собственного сочинения. 2.Оформление альбома стихотворений «Мы сочиняем». | 1.Отбирать лучшее из написанного. 2.Оформлять творческий альбом. | Создавать креативный альбом на разнообразные темы. | Личностные: умение применять правила творческого сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач. | Практикум Оформление своих творческих работ. |
| Раздел 3. Мир увлекательных рассказов (14 часов) | | | | | | |
21. | Жанровые особенности рассказа | 1. Что такое рассказ: жанровые особенности. 2.Определение жанра рассказ. | Относить произведение к жанру рассказа по его признакам. | Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Отличать жанр рассказа от других прозаических жанров. | Личностные: осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Коммуникативные: умения владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями. | Рассказ, объяснение. Иллюстрация, демонстрация. |
22-23. | Чтобы рассказ получился интересным | 1.Знакомство с изобразительно- выразительными средствами и приёмами литературы, используемых авторами для написания произведений: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраз. 2. Выявление их в авторских текстах. 3.Прсмотр видеосюжетов «Мастера слова» | Находить изобразительно- выразительные средства в тексте. | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения. | Личностные: оценка собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности , инициативы, ответственности, причин неудач; умения применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Регулятивные: умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях. Коммуникативные: составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников. | Беседа с элементами рассуждения. Демонстрация. Просмотр Видеопрезен тации. |
24-25. | Воскобойников «Жизнь замечательных детей» | 1.Знакомство с творческом Воскобойникова 2.Чтение рассказов об известных мировых деятелях 3.Выявление изобразительно- выразительных средств в рассказах Воскобойникова | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненным и ситуациями. | Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста. | Личностные: развитие художественно- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности. | Регулятивные: умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные: формирование основ смыслового чтения художественных текстов. Коммуникативные: умение слушать; составлять небольшие устные монологические высказывания. | Беседа с элемента ми обсуждения. Практикум |
26-28. | Рассказы о детстве – с улыбкой и всерьёз | 1.Знакомство с творческой деятельностью современных детских писателей: Артур Гиваргизов, Виктор Лунин, Сергей Георгиев, Илья Бутман, Сергей Махотин. 2.Чтение рассказов современных детских писателей. 3.Выявление изобразительно- выразительных средств в их рассказах. | Выполнять художественный пересказ эпизодов; давать положительную или отрицательную оценку героям. | Совершенствовать навыки анализа текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Личностные: развитие художественно- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности. | Регулятивные: умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные: формирование основ смыслового чтения художественных текстов. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные: умение слушать; составлять небольшие устные монологические высказывания. | Беседа с элемента ми обсуждения. Практикум Разыгрывание диалогов. |
29-30. | Любимые рассказы Н.Носова | 1.Знакомство с творческом Н.Носова. 2.Чтение рассказов «Федина задача», «Затейники», «Клякса». 3.Выявление изобразительно- выразительных средств в рассказах Н.Носова. 4.Инсценировани е выборочных отрывков из текста. | Выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному. | Составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; исследовать речевую характеристику героев. | Личностные: развитие художественно- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Познавательные: формирование основ смыслового чтения художественных текстов. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные: умение слушать; составлять небольшие устные монологические высказывания. | Практикум Устное иллюстрирование героев. |
31-32. | Проба пера | 1.Самостоятельно Е сочинение интересных историй: выбор героя, темы и сюжета, работа над композицией рассказа. 2.Анализ проделанной работы. | Сочинять вымышленные рассказы | Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме. | Личностные: овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умения управлять своей познавательной деятельностью; вовлечение в активную практическую деятельность. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Практикум Анализ творческих работ. |
33. | «Литературная радуга» | 1.Оформление литературного альманаха «Литературная радуга» с использованием работ учащихся. 2.Обсуждение результатов. | Отбирать лучшие работы для оформления альманаха. Оформлять альманах | Использовать для решения художественных задач художественные средства, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность | Личностные: овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; вовлечение в активную практическую деятельность. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Практикум Оформление своих творческих работ. |
34. | Итоги года. Круглый стол. | 1.Конференция «Подведём итоги». 2.Анкетирование «Мои достижения и успехи». 3.Рекомендации по творческому развитию на летних каникулах. | Давать оценку проделанной за год работе. | Анализировать свои достижения, ценить успехи товарищей, постоянно совершенствовать свои способности, достичь мастерства. | Личностные: Оценка собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности , инициативы, ответственности, причин неудач; умения применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Регулятивные: владение основами самооценки; анализ собственной работы; оценка уровнем владения тем или иным учебным действием; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Круглый стол. Анкетирование. |