муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шокинская основная школа»
Кардымовского района Смоленской области
Принята решением педагогического совета №___от «___» ____202__г. | «Утверждаю» пр. № ___от «___»_____202__г. Директор____________С.М.Волчок |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
9 класс
2020 – 2021 учебный год
Воронова Ольга Петровна,
1квалификационная категория
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Семейные ценности» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программы основного общего образования;
Учебного плана МБОУ «Шокинская школа» Кардымовского района Смоленской области на 2020 - 2021 учебный год.
Рабочая программа предусматривает изучение кружка «Семейные ценности» в объёме 34 ч в год, в неделю – 1ч, по учебному плану школы – 34 ч в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к семейной культуре своего и других народов, толерантность;
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками, членами семьи.
- воспитание чувства гордости за свою семью, Родину, российский народ, историю и культуру России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, составлять презентации и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
-способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты :
- способность применять понятийный аппарат семейного знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности семьи; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения информации о своей семьи;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
знать/понимать:
- историю своей семьи и своего рода в целом;
- основные понятия курса;
- системы родства и свойства, термины русского родства;
- происхождение имен и фамилий;
- функции и виды семей;
- права детей, подростков;
- признаки счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой семьи;
- навыки культурного поведения в семье;
- значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда, правила ведения домашнего хозяйства, ресурсы семьи;
- правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин;
- рекомендации по составлению родословной;
- традиции своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники;
- методику генеалогического поиска;
- знать основные этапы динамики семейных отношений типичных для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
- знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;
- роли членов семьи;
- примеры ситуаций успеха в семье.
уметь:
- составлять герб семьи;
- составлять генеалогическое древо семьи;
- общаться с членами семьи;
- вести поиск информации и надлежащим образом ее оформлять;
- работать в группах;
- владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем;
- оформлять результаты генеалогического поиска в виде сообщения, доклада, электронной презентации;
- общаться с членами семьи, искать пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в семье;
- принимать ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам семьи;
- осознавать важность значения семьи в жизни человека и общества
должны знать/понимать:
- основные понятия, изучаемые в «Семейных ценностях»;
- семейные традиции, реликвии, ценности;
- родственное поле своей семьи;
- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
- экономические особенности ведения домохозяйства;
- гендерные аспекты семейных ролей и статусов
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие.
Семья. Роль семьи в жизни человека
Семья, функции семьи.
Функции семьи. Семейный кодекс РФ. Бабушки и дедушки, их роль в социальном развитии
Семья, традиции семьи.
Традиции моей семьи, любимые праздники, семейный отдых
Особенности семьи.
Характеристика современной семьи, ее особенности.
Семейное воспитание.
Стили семейного воспитания. Отцовская и материнская любовь. Роль обеих родителей в воспитании детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Семья, функции семьи | 10 |
3. | Семья, традиции семьи | 5 |
4. | Особенности семьи | 5 |
5. | Семейное воспитание | 12 |
| Всего часов | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1. | Роль семьи в жизни человека. Тренинговое занятие «Моя семья». | 1 | 3.09. | |
2. | "Семья с детьми - счастливая семья". Роль детей в жизни человека. | 1 | 10.09. | |
3. | Функции семьи. | 1 | 17.09. | |
4. | Типология семьи. | 1 | 24.09. | |
5. | Жизненный цикл семьи. | 1 | 1.10. | |
6. | Семья и законы. Семейный кодекс РФ. | 1 | 8.10. | |
7. | Бабушки и дедушки, их роль в социальном развитии детей. | 1 | 15.10. | |
8. | Братья и сестры в семье. | 1 | 22.10. | |
9. | Наши имена. Значение имен. | 1 | 5.11. | |
10. | Семейный бюджет. | 1 | 12.11. | |
11. | Наш дом. | 1 | 19.11. | |
12. | Урок-практикум. Презентация «Моя семья». | 1 | 26.11. | |
13. | Традиции семьи. | 1 | 3.12. | |
14. | Ведение домашнего хозяйства. | 1 | 10.12. | |
15. | Семейный отдых. | 1 | 17.12. | |
16. | Семья и ЗОЖ. | 1 | 24.12. | |
17. | Урок-практикум. Презентация «Традиции моей семьи». | 1 | | |
18. | Особенности современной российской семьи. | 1 | | |
19. | Изменение отношений в семье. | 1 | | |
20. | Конфликтные семейные ситуации и меры профилактики. | | | |
21. | Гендерные характеристики личности. | 1 | | |
22. | Перемены в жизни человека. | 1 | | |
23. | Права и обязанности родителей и детей. | 1 | | |
24. | Стили семейного воспитания. Родительские директивы. | 1 | | |
25. | Отцовская и материнская любовь. | 1 | | |
26. | Гендерный подход к воспитанию детей. | 1 | | |
27. | Особенности семейного воспитания в семье с различным достатком. | 1 | | |
28. | Православие о браке и семье. | 1 | | |
29. | Мусульманский брак: традиционное и современное. | 1 | | |
30. | Проблемы родительства в семье. | 1 | | |
31. | Воспитательный потенциал современной семьи. | 1 | | |
32. | Взаимоотношения в семье. | 1 | | |
33. | Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса РФ. | 1 | | |
34. | Обобщение по курсу «Семейные ценности». | 1 | | |