МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А. Лосева»
Утверждаю:
Зам. директора по воспитательной работе
______________/Ермичева Е.А. /
«01» сентября 2017г.
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
название кружка «Азбука общения»
направление деятельности: духовно-нравственное
Перспективно-тематический план составлен
в соответствии с ФГОС ООО
Рассмотрена на заседании методического объединения
социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1
Руководитель ШМО: Бахарева О.В.
Пояснительная записка
Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями - стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни, а также познакомить учащихся с правилами и приемами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей, установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Объём курса: 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.
Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управленяю ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.
Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Содержание программы:
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).
2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).
3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);
4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).
№ | Тема занятия | Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения, игры, психотехники. | Кол. часов |
1. | Введение в мир психологии | - Дать основное понятие науки психологии; - Установить принципы работы на занятиях; - Повышение самооценки | - Вводная беседа «Что такое психология?»; - Упр. «Правила работы на занятиях»; - Упр. «Ласковое имя»; - Упр. «Мое настроение»; - Игра «Атомы и молекулы»; - Упр. «Комплименты»; - Рис. «Это Я» | 1 час |
2 | Мое настроение | - Повышение эмоционального фона в классе; - Повышение самооценки; - Сплочение классного коллектива; - Определить понятие «эмоции»; - Научить осознавать свои эмоциональные состояния | - Беседа «Что такое настроение»; - Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»; - Упр. «На что похоже мое настроение»; - Рисуночный тест «Узнай о себе все»; - Игра «Молекулы»; - Упр. «Мои эмоции»; - Упр. «Тренируем эмоции»; - Упр. «Рисуем настроение» | 1 час |
3. | Кто Я? Какой Я? | - Повышение самооценки; - Развитие рефлексии; - Развитие взаимопонимания; - Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим | - Упр. «Кто Я?»; - Упр. «Какой Я?»; - Рис. «Какой я сейчас»; - Физ. мин. «Мороженое»; - Упр. «Мое имя»; - Рис. «Я в виде растений»; - Упр. «Герб»; - Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение | 2 часа |
4. | Твои поступки | - Развитие умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; - Развитие понимания необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность | - Чтение стихотворения В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Обсуждение. Выполнение иллюстрации к стихотворению. | 1 час |
5. | Груз привычек. | - Совершенствовать навыки самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек. | Беседа с обсуждением, с элементами тренинга | 1 час |
6. | Я – фантазер. Я умею фантазировать. | - Развитие воображения и фантазии - Повышение самооценки - Развитие социально-коммуникативных навыков | - Просмотр мультфильма «Фантазеры». Обсуждение. - Прочтение учителем стихотворения Остера «Вредные советы». Обсуждение. Выполнение иллюстрации к стихотворению. | 1 час |
7. | Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье. | - Определить понятия положительных эмоций; - Способствовать адекватному самовыражению; - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли | - Упр. «Радость – это…» - Упр. «Моя ладошка» - Упр. «Мои желания»; - Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»; - Рис. «Счастье»; - Упр. «Моя звезда»; - Методика «Волшебная страна чувств» | 2 часа |
8. | Грусть. Обида. | - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний; - Научить отличать отрицательные эмоции от положительных. | - Упр. «Если я камушек»; - Рис. «Дом. Дерево. Человек»; - Упр. «Я внутри и снаружи»; - Рис. «Я обиделся»; - Рис. «Мне грустно»; - Упр. «Мои колючки»; - Упр. «Имена чувств»; - Упр. «Работа с плакатом» (одиночество) | 2 часа |
9. | Страх. | - Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»; - Помочь подросткам в преодолении страхов; - Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека | - Тест «Страхи в домиках»; - Рисуночная терапия «Несуществующее животное»; - Рис. «Мой страх»; - Упр. «Одиночество»; - Упр. «Способы преодоления страха»; - Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь» | 2 часа |
10. | День психологии | - Научить детей работать сплоченной, дружной командой; - Умение высказывать свое мнение; - Воспитывать дух соревнования; - Повышение самооценки; - Умение работать в парах, группах, командой. | - Задания на внимание; - Упр. на память; - Упр. на воображение и фантазию; - Упр. на мышление; - Коллективные рисунки; - «Почта доверия»; - «Психологическая газета»; - Рефлексия | 1 час |
11. | Я и мир вокруг меня | - Развитие социально-коммуникативных навыков; - Повышение самооценки; - Сплочение класса; - Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства | - Упр. «Я и мой мир»; - Упр. «20 желаний»; - Упр. «Пожелание»; - Упр. «Сад цветов»; - Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха» | 1 час |
12. | Я и мои друзья Правила дружбы | - Развитие коммуникативных навыков; - Помочь детям осознать качества настоящего друга; - Повышение самооценки; - Сплочение коллектива в классе; - Обсудить проблемы подростковой дружбы | - Упр. «Групповая дискуссия»; - Упр. «Солнце, тучка, дождик»; - Упр. «Кто такой настоящий друг?»; - Игра «Мы - команда»; - Методика «Социометрия»; - Игра «Измерим друг друга»; - Упр. «Телеграмма»; - Упр. «Выбираем друзей»; - Рис. «Школа зверей» | 2 часа |
13. | Я и моя школа | - Помочь детям осознать особенности позиции ученика; - Повышение самооценки; - Сплочение классного коллектива; - Развивать умение высказывать свое мнение; - Развивать навыки общения | - Упр. «Школа – это…» - Упр. «Неоконченные предложения»; - Рис. «Школа на планете «Наоборот»; - Анкета «Психологический климат в классе»; - Методика «Мотивация учения» | 1 час |
14. | Я и моя семья | - Определить эмоциональное состояние ребенка по рисунку семьи; - Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»; - Выявить уровень самооценки; - Изучить взаимоотношения «родитель-ребенок» | - Анкета «Мои взаимоотношения»; - Рис. «Моя семья в виде растений»; - Игра «Фруктовый салат»; - Анкета «Ласковые слова»; - Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»; - Сочинение – размышление «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость?!» - Презентация «Моя семья» | 2 часа |
15. | Мои способности | - Развитие внимания; - Развитие памяти; - Развитие мышления; - Развитие речи, активного и пассивного словаря; - Сплочение коллектива в классе; - Повышение эмоционального фона в классе | - М. «Корректурная проба»; - М. Мюнстерберга; - Упр. «Исключение понятий»; - М. «Выделение существенных признаков»; - Тест «Кольца»; - Игра «Цветок, дерево, фрукт»; - М. «Исключение лишнего». | 2 часа |
16. | Мой внутренний мир | - Развитие воображения, фантазии; - Сплочение классного коллектива; - Повышение самооценки; - Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека; | - Упр. «Мой рисунок- это чудо»; - Упр. «Если я камушек»; - Игра «Скрепка»; - Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»; - Упр. «Моя вселенная»; - Упр. «Точки» | 2 часа |
17. | Дружба девочек и мальчиков | - Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу; - Определить – что такое дружба девочек и мальчиков; - Сплочение классного коллектива | - Упр. «Я – девочка»; - Упр. «Я – мальчик»; - Анкета «Я»; - Упр. «Мои проблемы»; - Почта доверия; - Упр. «Письмо»; - Коллаж на тему «Дружба» | 2 часа |
18 | Я – уникальная и неповторимая личность | - Учит детей внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя; - Повышение самооценки; - Умение находить в других положительные качества | - Упр. «Мое имя»; - Упр. «Мои пожелания» (психологу, учителю, одноклассникам, родителям); - Упр. «Солнышко»; - Методика «Дерево»; - Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн); - Метод символических заданий | 1 час |
19 | Мы – дружный класс | - Сплочение коллектива; - Научить детей общаться при помощи жестов и мимики; - Развитие навыков координации совместных действий | - Упр. «Цвет моего настроения»; - Игра «Деление на команды»; - Упр. «Снежки»; - Упр. «Выстраивание»; - Упр. «Вавилонская башня»; - Упр. «Мое впечатление»; - Игра «Покажи и объясни»; | 1 час |
20 | Познай самого себя и других | - Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков; - Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека; - Развитие интереса к себе | - Шуточный тест «Нарисуй свой характер»; - Тест «Какие у тебя друзья?»; - Упр. «Лесенка»; - Упр. «Мои качества»; - Рис. «Какой я сейчас»; - Рис «Я и мой мир»; - Игра «Я и ты» | 1 час |
21 | Мои ценности | - Научить детей находить в себе положительные стороны, качества; - Научить детей в конфликтах идти на компромисс; - Повышение самооценки. | - Упр. «Мои ценности»; - Упр. «Мои качества»; - Упр. «Я хочу, я могу, я умею»; - Игра «Волшебный магазин»; - Рис. «Самое главное» | 2 часа |
22 | Мое настоящее и будущее | - Изучить интересы детей; - Определить склонность к будущей профессии; - Провести беседу и анализ полученных результатов; - Дать советы и рекомендации по выбору профессии | - Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни» - Игра «Я сейчас и я потом»; - Оформление психологической газеты; - Методика «ДДО»; - Анкета «Мои интересы» | 2 часа |
23 | Итоговое занятие «Всем спасибо» | - Повышение эмоционального фона в классе; - Развитие эмпатии; - Сплочение коллектива в классе; - Развитие рефлексии | - Упр. «Мои пожелания классу; - «Пожелания учителю»; - «Пожелания психологу»; - «Хотим сказать спасибо!»; - Рис. или мини – сочинение «Я и психология» | 1 час |
Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.
МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А. Лосева»
Утверждаю:
Зам. директора по учебно - воспитательной работе
______________/Ермичева Е.А./
«01» сентября 2017г.
Календарно – тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
2017-2018 учебный год
название кружка «Азбука общения»
направление деятельности: духовно-нравственное
руководитель Ермичева Е.А.
Рассмотрена на заседании методического объединения
социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1
Руководитель ШМО: Бахарева О.В.
Перспективно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение в мир психологии | 1 час |
2 | Мое настроение | 1 час |
3. | Кто Я? Какой Я? | 2 часа |
4. | Твои поступки | 1 час |
5. | Груз привычек. | 1 час |
6. | Я – фантазер. Я умею фантазировать. | 1 час |
7. | Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье. | 2 часа |
8. | Грусть. Обида. | 2 часа |
9. | Страх. | 2 часа |
10. | День психологии. | 1 час |
11. | Я и мир вокруг меня. | 1 час |
12. | Я и мои друзья. Правила дружбы | 2 часа |
13. | Я и моя школа | 1 час |
14. | Я и моя семья | 2 часа |
15. | Мои способности | 2 часа |
16. | Мой внутренний мир | 2 часа |
17. | Дружба девочек и мальчиков | 2 часа |
18 | Я – уникальная и неповторимая личность | 1 час |
19 | Мы – дружный класс | 1 час |
20 | Познай самого себя и других | 1 час |
21 | Мои ценности | 2 часа |
22 | Мое настоящее и будущее | 2 часа |
23 | Итоговое занятие «Всем спасибо» | 1 час |
| Итого: | 34 часов |