Отделение Муниципального казенного учреждения
Дополнительного образования Дом детского творчества
Детско-юношеская спортивная школа
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ (ФУТБОЛ)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЮСШ
(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)
Гари
2020г.
Содержание | |
Пояснительная записка ------------------------------------------------- | стр.4 |
История мирового, российского и советского футбола --------- | стр.5-7 |
Правила игры ------------------------------------------------------------- | стр.8-10 |
Подвижные игры с элементами футбола ---------------------------- | стр.11-15 |
Техника и тактика игры ------------------------------------------------- | стр.16-22 |
Организация соревнований по футболу и мини-футболу--------- | стр.22-25 |
| |
Список литературы-------------------------------------------------------- | стр.26 |
2
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Футбол»
Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________
__________________________________________________________________
Отделение_______________ Год обучения _________
Оценочный лист
п\п | Форма работы | Количество баллов | Оценка |
Мин. | Мак. |
1 | История мирового футбола. История российского и советского футбола. | 3 | 5 | |
2 | Правила игры. | 3 | 5 | |
3 | Подвижные игры с элементами футбола. | 3 | 5 | |
4 | Техника игры. Тактика игры. | 3 | 5 | |
5 | Организация соревнований по футболу и мини-футболу. | 3 | 5 | |
6 | Итоги за выполненную работу | 15 | 25 | |
3
Пояснительная записка.
Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футболом в России занимается более 3 млн. человек. Коллективный характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально-волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично соединяются высокое исполнительское мастерство футболистов и бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного поля, физическое совершенство игроков и радость победы либо горечь поражения у многих миллионов болельщиков.
Элементы футбола благодаря разнообразным проявлениям физических качеств широко используются в других видах спорта (и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. В общеобразовательных школах, в ПТУ, техникумах, ВУЗах дети, подростки, студенты занимаются в секциях по футболу.
Подготовка квалифицированных футболистов проводится в секциях по футболу коллективов физической культуры, ДЮСШ, СДЮШОР, спортинтернатах.
Футбол как учебный предмет включен в программу физической культуры в высших учебных заведениях в виде факультативных занятий.
Футбол широко используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, парках, походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительных лагерях.
4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФУТБОЛ»
ЗАДАНИЕ № 1 «ИСТОРИЯ МИРОВОГО ФУТБОЛА»
При выполнении задания необходимо набрать максимальное количество правильных ответов, которые оцениваются в один балл. Оценка «5»- 20-18 баллов, «4»- 17-16 баллов, «3»- 15-14 баллов.
Официальная дата рождения вида спорта (почему именно эта дата?)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что регламентировали первые правила (основные пункты первых правил)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Руководящие органы мирового, европейского футбола (год образования).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Главные соревнования в мировом футболе (их рейтинг, периодичность).
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5.Структура соревнований в Европе среди клубных команд.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Звезды мирового, европейского футбола (не менее 10),назвать имя, страну.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Наивысшие достижения в мировом футболе среди национальных сборных. Сколько стран на планете носит титул чемпиона мира?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Где и когда был проведен 1-й Чемпионат мира по футболу? Какая страна носит титул 1-го чемпионата мира по футболу? Сколько Чемпионатов мира было проведено в истории футбола?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.Чьим именем назывался изначально Кубок мира? Какой стране этот кубок вручен навечно, почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Кто является действующим чемпионом мира, чемпионом Европы
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________
«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО И СОВЕТСКОГО ФУТБОЛА» 11.В каком году был организован Всероссийский футбольный союз?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
В каком году Россия вступила в Международную федерацию футбола (ФИФА) ______________________________
Наивысшие достижения советского футбола на Олимпийских играх
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6
14.Наивысшее достижение советских футболистов на Чемпионатах мира
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Наивысшие достижения советского клубного футбола в Европейских кубках
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Наивысшие достижения российского клубного футбола в Европейских кубках.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________
17.Наивысшие достижения российского футбола в 2008 году
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
В каком году был проведен 1-й Чемпионат страны (СССР) среди клубных команд
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Советские игроки – звезды мирового футбола
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Какая страна является 1-м Чемпионом Европы (год, страна).
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Количество баллов:________________ Оценка: __________
Проверил: _______________________ «_____»_______________ 20____г.
7
ЗАДАНИЕ № 2 «ПРАВИЛА ИГРЫ»
При выполнении задания необходимо набрать максимальное количество правильных ответов, которые оцениваются в один балл. Оценка «5»- 9-10 баллов, «4»- 7-8 баллов, «3»- 5-6 баллов.
Нарисовать чертеж футбольного поля (разметка, все размеры, названия линий, площадей).
Размеры ворот, параметры мяча (на начало игры), радиус углового сектора
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Количество игроков, количество замен (в официальных матчах, неофициальных матчах), порядок замены. __________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________
8
Судейская бригада. Обязанности главного судьи, помощников, жестикуляция, оснащенность во время игры
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Продолжительность игры, перерыв, добавленное (компенсированное время), дополнительное время. Определение команды победителя в матче: а)календарная игра б) кубковая игра
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Процедура начала игры. Начальный удар (правила выполнения). Мяч в игре и не в игре. Определение взятия ворот.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Способы возобновления игры (угловой удар, удар от ворот, спорный мяч, аут, штрафной, свободный удары). 11-метровый удар (пенальти )-правила выполнения
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Положение «вне игры». Игрок находится в положении «вне игры».
Игрок не находится в положении «вне игры». Когда положение «вне игры» не определяется. Нарушения/ наказания.______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Недисциплинированное поведение игроков ,предупреждение, удаление. Что такое «профессиональный» фол («фол последней надежды»)?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Какие правила разрешается изменять для соревнований юных футболистов?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Количество баллов:________________ Оценка: __________
Проверил: _______________________ «_____»_______________ 20____г.
10
ЗАДАНИЕ № 3 «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА»
Необходимо законспектировать несколько Подвижных игр, где бы отражалась тема задания. Оценивается количество игр, их содержание и применение в практической деятельности.
Название игры№1
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
11
Название игры №2
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12
Название игры№3
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13
Название игры№4
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
14
Название игры№5
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Количество баллов:________________ Оценка: __________
Проверил: _______________________ «_____»_______________ 20____г
15
ЗАДАНИЕ № 4 Раздел: ТЕХНИКА ИГРЫ, тактика игры
При выполнении задания необходимо набрать максимальное количество правильных ответов, которые оцениваются в один балл. Оценка «5»- 20-18 баллов, «4»- 17-16 баллов, «3»- 15-14баллов.
Техника
Техника игры (определение). Эволюция техники._________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Техника передвижения в футболе._______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Техника владения мячом. Основные группы технических приемов. Что такое технический прием? ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Техника полевого игрока. Техника вратаря (различия, сходства).
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Основные фазы удара по мячу ногой. ___________________________________
16
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Остановки мяча. Классификация (по способу исполнения, по траектории движения мяча). Что такое прием мяча (обработка)? _________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Классификация ударов (по способу исполнения, траектории мяча, положения бьющего). Каким образом можно увеличить скорость движения мяча (силу удара)? Что такое ОЦТ мяча? Что такое прямые удары, крученые (резаные) удары? ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8.Обманные движения (финты). Названия, разновидности (привести несколько примеров самых распространенных финтов). 2 фазы обманных движений.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
17
Ведение мяча. Разновидности. Контроль мяча. Дриблинг. __________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Способы отбора мяча. Полный, неполный отбор._________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ТАКТИКА
Тактика игры (определение). Что главное в тактике? Что такое гибкая тактика? Взаимосвязь техники и тактики.__________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________________
Функции игроков в соответствие с расстановкой (амплуа). Что такое тактическая система? Привести несколько примеров (в цифровом отображении)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
18
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Модификация (эволюция) тактических систем в истории футбола (обозначить любым символом расположение игроков на поле при данной системе)
а). До 30-х годов, Англия | | б). Начало 30-х годов, Англия |
| (Пять в линию) 1+2+3+5 | | (Дубль-ве) 1+3+2+2+3 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
в).1958г. (Бразилия) г). 1962г. (Бразилия)
1+4+2+4 1+4+3+3
19
д). 1966-70г. ( Англия) | е). Современные системы |
1+4+4+2 | (1+3+5+2) | (1+4+3+1+2) |
| | (1+4+5+1) | (1+3+4+1+2) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Две фазы игры. Тактика нападения, тактика защиты. Что определяет динамику футбола? Что такое игровой отрезок, игровая ситуация?
_____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Стандартные (наигранные) игровые ситуации. Привести пример, минимум,
3 стандартных игровых ситуаций. Стандартные положения (когда возникают, правила выполнения) ___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
20
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Классификация тактики по групповому взаимодействию.__________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Индивидуальная тактика игры в нападении и обороне. Правила индивидуальной тактики игрока владеющего мячом._________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Групповая тактика в атаке, в обороне. Что такое игровая комбинация? Подготовленные (разученные) комбинации. Импровизация._______ __________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
20.Командная тактика в атаке и обороне. Два вида командных атакующих действий, способы командных оборонительных действий.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Количество баллов:________________ Оценка: __________
Проверил: _______________________ «_____»_______________ 20____г.
21
ЗАДАНИЕ № 5 «ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФУТБОЛУ» (МИНИ-ФУТБОЛУ)
При выполнении задания необходимо набрать максимальное количество правильных ответов, которые оцениваются в один балл. Оценка «5»- 9-10 баллов, «4»- 8 баллов, «3»- 7-6 баллов.
Положение о соревновании по футболу (мини-футболу). Пункт: «Определение победителей».
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Основные системы розыгрыша._________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Какие правила разрешается изменять для организации соревнований юных футболистов.__________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Заполнить таблицу (произвольно) соревнований из 4-х команд по круговой системе в 1 круг.
Название | 1 | 2 | 3 | 4 В Н П Р-М Очки Место |
команд | | | | |
1 | 1 | | | |
2 | | 2 | | |
3 | | | 3 | |
4 | | | | 4 |
22
Составить сетку соревнований из 8-ми команд по кубковой системе. (Заполнить произвольно).
Оформить соревнование среди 8-ми команд по смешанной системе проведения. Финальная часть – по системе «Крест-накрест».
23
Оформить соревнования из 8-ми команд по смешанной системе. Финальная часть – по системе с «Золотыми очками».
Оформить соревнование из 8-ми команд по смешанной системе. Финальная часть – по системе «Стыковых игр».
24
9. Система проведения – «Плей-офф» (привести пример).
Назвать исходные данные для организации отдельного конкретного соревнования (краткосрочного турнира) по футболу (мини-футболу)._____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Количество баллов:________________ Оценка: __________
Проверил: _______________________ «_____»_______________ 20____г.
25
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература
Модуль №1
«Спортивные игры и методика преподавания»,М.,ФиС, 1985
Железняк Ю.Д. «Спортивные игры», учебник,М.,Академия,2004г
Конева Е.В. «Спортивные игры:правила,тех-ка,так-ка»,М.,2004г
Модуль №2
«Футбол – правила игры, вопросы и ответы», М., 2005г
Правила игры в футбол,М., 2004г
Носков Ю.И. «Организация спортивных соревнований в школе»
Дополнительная литература
«Спортивные игры и методика преподавания» (учебник),М.,ФиС85 Казакова П.Н. «Футбол» (учебник для инст.ф.к.),М.,ФиС, 1978г
Козловский В.И. «Подготовка футболистов»,М.,ФиС 1977
Методические пособия, рекомендации
Ч. Хьюс «Футбол, тактические действия команды»,М.,1979г Сидоров Л.К. «Основы спортивной тренировки» изд. КГПУ
Журналы: «Физическая культура в школе», «Спортивные игры», «Теория и практика физической культуры»
26