СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по литературе 5-6 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по литературе 5-6 классы»



Сборник заданий по русской литературе

5 класс

Сборник состоит из разнообразных заданий для подготовки к суммативным работам и ориентирован на использование учениками и учителями 5 классов школ с русским языком обучения, работающих по программе обновленного содержания среднего образования.

В сборнике даны различные формы работы: анализ текста; работа с учебником, со справочной литературой; творческие задания.

Цель пособия – научить пятиклассников анализировать литературное произведение, формировать собственное отношение к нему, научить пересказывать произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

Литературоведческие определения

  1. Тема – то, о чѐм говорится в произведении.

  2. Идея – основная мысль произведения.

  3. Композиция – построение произведения.

  4. Сюжет – развитие событий в определѐнной последовательности.

  5. Стихотворные размеры:

  • ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге ( ´ ):

Земное сердце стынет вновь… (А. Блок)

  • хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге ( ´ ):

Буря мглою небо кроет… (А. Пушкин)

  • дактиль – трѐхсложная стопа с ударением на первом слоге ( ´ ):

Тучки небесные, вечные странники(М. Лермонтов)

  • амфибрахий – трѐхсложная стопа с ударением на втором слоге ( ´ ):

В песчаных степях аравийской земли / Три гордые пальмы высоко росли(М. Лермонтов)

  • анапест – трѐхсложная стопа с ударением на третьем слоге ( ´ ): Мы с тобой бестолковые люди(Н. Некрасов) 6. Рифма.

  • Мужская рифма (ударный последний слог: тревог – мог) придаѐт стихотворному произведению характер энергии, мужественности.

  • Женская рифма (ударный предпоследний слог: наука – скука) придаѐт стихотворению более плавное, мелодичное звучание.

  • Дактилическая (ударный третий от конца слог: странники – изгнанники).

  • Супердактилическая (ударный четвѐртый от конца слог).

7. Художественно-изобразительные средства.

Тропы – изобразительно-выразительные средства, связанные с двуплановым употреблением слова, при котором его звучание реализует одновременно два значения – иносказательное и буквальное, связанные друг с другом либо по принципу смежности (синекдоха, метонимия), либо сходства (метафора), либо противоположности (ирония).

  • Эпитет – художественное определение (заря туманная, горько плакать).

  • Метафора – употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение (крылья мечты).

  • Олицетворение – уподобление неживого предмета, явления живому существу.

  • Сравнение – сопоставление предметов, явлений, «что-то как что-то» (обычно вводится с помощью сравнительных союзов как, словно, будто, как будто, точно).

  • Гипербола – художественное преувеличение.

  • Литота – художественное преуменьшение.

  • Антитеза – противопоставление.

  • Аллегория – иносказание, слово или оборот речи, употребленные не в прямом, а в переносном значении.

  • Перифраза (перифраз) – замена названия предмета его описанием.

  • Повторы – слов, фраз – помогают более чѐтко выразить мысли и чувства, усиливают их.

  • Анафора - повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

8. Звукопись:

  • аллитерация – повторение согласных звуков: …весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом… (Ф. Тютчев)

  • ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков: …дыша духами и туманами, она садится у окна(А. Блок)

9. Цветопись – слова, обозначающие цвета.

ПОДВОДИМ ИТОГИ ПРОЧИТАННОМУ ЛЕТОМ

  1. Запишите имена авторов и названия книг, прочитанных вами самостоятельно. _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Назовите ваши любимые книги (из числа прочитанных летом) и их

авторов. _____________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.Нарисуйте свой вариант обложки вашей любимой книги.

  1. Запишите значение слова «книга». ________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Подберите 2 пословицы об учении, о любви к книгам. ________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.Придумайте три своих пословицы на эту тему.________________________________________

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

____________________________________________________________________________________

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР _

1.Фольклор – это _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Загадка – это _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).

  1. Пруд, труд, вытаскивать, рыбка. __________________________________________________

  2. Семь, дитя, глаз, няньки._________________________________________________________

  3. Вить, быть, кончик, веревочка, сколько. ___________________________________________

  4. Глаз, бревно, сучок, замечать, чужой, видеть, свой. __________________________________

4. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках.

  1. После драки кулаками не пашут.

  2. Готовь сени летом, телегу зимой.

  3. Всяк жулик свое болото хвалит.

  4. Лес рубят – кепки летят.

  5. Блин блином вышибают.

  6. Мети, Емеля, твоя неделя.

  7. Один с кошкой, семеро с ложкой.

  8. Ученье - свет, а неуменье – тьма.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

БЫЛИНЫ

1.Былина – это __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Былины бывают двух видов: _______________________________________________________

2.Найдите соответствия, обращаясь за помощью к учебнику.

1

Завязка

А

Фрагмент произведения, обладающий

2

Развитие действия и кульминация

Б

Начало событий в художественном произведении.

3

Развязка

В

Основная мысль произведения.

4

Речитатив

Г

Система, цепь событий. Развитие действия может иметь разное количество кульминаций,

5

Эпизод

Д

Круг событий, явлений, о которых рассказывается в произведении

6

Тема

Ж

Полупение, полуговор.


Идея

З

Заключительный момент в развитии действия.

7

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

3. Распределите по колонкам особенности сказочных и былинных героев, записав номера.

  1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.

  2. Подвиг богатыря бескорыстен.

  3. Сражаются и побеждают просто чудовищ.

  4. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.

  5. Качества героев сверхъестественного происхождения.

  6. Побеждает врагов земли Русской.

  7. Герой решает личные проблемы.

  8. Герой решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.

Герои сказок и былин

Сказка

Былина

«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

  1. Kакими художественными средствами изображается в былине могущество богатыря и сила его врагов? Выпишите из текста по 2 примера.

Художественный прием

Пример из текста

Могущество богатыря

Сила врагов

Постоянные эпитеты

Гиперболы

Сравнения

Слова с уменьшительноласкательными суффиксами

  1. Отметьте верные утверждения о богатыре Илье Муромце.

герой при встрече с противником, как правило, действует прямолинейно и открыто (в редких случаях он прибегает к хитрости);

герой за деньги и богатство готов на любые подвиги;

герой никогда не пойдет на обман, вероломство, не поступится своим словом;

герой думает только о себе;

герой всегда откликается на любой призыв «своих» и на любой вызов противника;

герой действует непреклонно, целеустремленно и из возможных путей выбирает самый опасный;

герой любит долго поспать, не любит работать в поле;

герой действует вопреки предупреждениям, запретам, предсказаниям;

герой всегда почитает обычаи своей земли, семьи и рода;

герой не умеет стрелять из лука.

  1. Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника. Впишите пропущенные слова.

Да как ___________________ он по-соловьиному, _______________ по-звериному так все травушки-муравы ________________, а лазоревы цветки прочь ____________________, темны лесушки к земле все _____________________, а что есть людей, то все мертвы ____________________.

Сравнительная таблица

4. Сравните в былине Илью Муромца и Соловья-разбойника.

Илья Муромец

Соловей-разбойник

Опишите силу и поведение героя.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Чем занимается герой?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Как люди относятся к герою?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

На что указывает отчество героя?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

А.С. ПУШКИН

(1799-1837)

Портрет А. С. Пушкина.

Тропинин В.А. 1827.

4) 5) 6)

2. В каком порядке звучали желания старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Ответы запишите в таблицу.

а) «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой…»

б) «Еще пуще старуха бранится… Избу просит сварливая баба…»

в) «Хочет быть владычицей морскою; чтобы жить ей в Окияне-море…»

г) «Надобно ей новое корыто; наше-то совсем раскололось…»

д) «Уж не хочет быть она дворянкой, хочет быть вольною царицей…»

1

2

3

4

5

Встреча Олега с волхвом. Прощание князя Олега с конем Олег у костей коня.

В.М. Васнецов. 1899 В.М. Васнецов. 1899 В.М. Васнецов. 1899

  1. Баллада – это __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы.

  1. Когда и где родился А.С. Пушкин?_________________________________________________

  2. В каком учебном заведении учился будущий поэт? ___________________________________

  3. Какое время года больше всего любил Пушкин?______________________________________

  4. Кто в детстве рассказывал поэту сказки? ____________________________________________ 5. В каком году А.С. Пушкин создает «Песнь о вещем Олеге»? ___________________________

6. Что стало источником для написания этой баллады? __________________________________

  1. Объясните значения слов, которые встречаются в «Песне о вещем Олеге».

Хозар́ы (хазары)

Грядущ́ий

Дружин́а

Чело́

Пращ́

Броня ́

Сеч́ а

  1. Пронумеруйте события в нужной последовательности в балладе «Песнь о вещем Олеге».

Тризна по князю Олегу его дружины

Встреча вещего Олега с кудесником

Весть о смерти коня

Расставание с конем

Беседа Олега со старцем и его предсказание

Олег у останков своего боевого товарища

Смертельный укус змеи

  1. Подберите к словам эпитеты из «Песни о вещем Олеге».

Набег ___________________________________________________________________________

Кудесник ________________________________________________________________________

Годы ___________________________________________________________________________

Кинжал __________________________________________________________________________

Сон _____________________________________________________________________________

Кости ___________________________________________________________________________

Ковши ___________________________________________________________________________

Тризна __________________________________________________________________________ Для справок: плачевная, круговые, благородные, буйный, лукавый, вдохновенный, грядущие, непробудный.

  1. Выпишите в таблицу эпитеты, которые характеризуют образы Олега, волхва и коня.

Эпитеты, характеризующие

Олега

Эпитеты, характеризующие волхва

Эпитеты, характеризующие коня

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

  1. По памяти восстановите пропущенные в отрывке прилагательные.

Волхвы не боятся _____________________ владык,

И ___________________________ дар им не нужен; Правдив и свободен их ___________________ язык И волей _____________________________ дружен. __________________________ годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на __________________ челе.

  1. Какой поэтический прием использует А.С. Пушкин в следующих строчках:

  1. И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

  1. Как черная лента, вокруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

_________________________________

9. Синквейн «Вещий Олег»

  1. Ключевое слово ________________________________________________________________

  2. Три прилагательных, характеризующие главного героя _______________________________

  3. Три глагола, характеризующие главного героя_______________________________________

  4. Фраза из четырех слов, характеризующая произведение_______________________________ _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Синоним к ключевому слову _____________________________________________________

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

(1814-1841)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1812 г. Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу, пошел войною на Россию. Решающим был бой под Бородино. 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всѐ новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.

Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.

Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.

М.И. Кутузов на Бородинском поле. Битва при Бородино. Бородино. 1812 год.

С.В. Герасимов. 1952 г. Луи-Франсуа Лежен. 1822 г. А.М. Ананьев. 1986 г.

1.Объясните значения слов, которые встречаются в стихотворении «Бородино».

1

Редут́

А

Стоянка войска под открытым небом.

2

Картеч́ ь

Б

Военный головной убор в форме цилиндра.

3

Лафет́

В

Укрепление сомкнутого вида, предназначенное для круговой обороны.

4

Биваќ

Г

Солдат или офицер легкой конницы.

5

Кив́ ер

Д

Артиллерийский снаряд .

6

Булат́

Е

Солдат или офицер кавалерийских частей.

7

Улан́

Ж

Иноземец, человек другой веры.

8

Драгун́

З

Стальной клинок, меч.

9

Басурман́

И

Специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Роль рассказчика в «Бородино» доверена старому солдату, который говорит народным языком. Выпишите по 1 пословице, поговорке, характерной для его речи.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

3.Подпишите данные иллюстрации словами из текста.



________________________________________________________

___________________________________________________


________________________________________________________

___________________________________________________

  1. Напишите характеристику рассказчика.

Кем является рассказчик?

Возраст.

Внешний облик.

Манера держаться.

Особенности речи.

Характер.

  1. Закончите составление цитатного плана произведения.

  1. Отступление. «Мы долго молча отступали».

  2. Выбор места сражения. «И вот нашли большое поле».

  3. Ожидание боя. __________________________________________________________________ 4. Ночь пред сражением. ___________________________________________________________

  1. Клятва верности. ________________________________________________________________

  2. Описание Бородинского сражения. _________________________________________________

  3. После сражения._________________________________________________________________

  1. Перечитайте еще раз описание боя (строфы 11 и 12). Выпишите строчки, которые усиливают картину ужаса от происходящего ___________________________________________ _________________________________________________________________________________

Строчки, в которых звучит гордость и торжество ____________________________________ _________________________________________________________________________________

  1. Подберите синонимы к словам:

Схватка __________________________________________________________________________ Родина __________________________________________________________________________

МУХТАР ШАХАНОВ

(1942)

«ОТРАРСКАЯ ПОЭМА О ПОБЕЖДЕННОМ ПОБЕДИТЕЛЕ, ИЛИ ПРОСЧЕТ ЧИНГИСХАНА»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Летом 1218 г. Чингисхан направляет в Отрар торговый караван из 450 человек и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. Правитель Отрара Каир-хан, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. Это событие в истории получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. В сентябре 1219 г. Чингисхан с войском подошел к Отрару. Правитель города Каир-хан с 80 тыс. войском 6 месяцев держал оборону города. Лишь предательство военного начальника Хорезма Караджа-Хаджиба привело к падению города, который с войском сдался монголам, ночью открыл ворота и впустил в город монголов, за что впоследствии ими же был казнен за предательство. Еще 1 месяц Каирхан с отрядом оборонялся в цитадели, защищал ее до последнего воина. Когда сражение было проиграно, Каир-хан был взят в плен и казнен. Отрар пал в феврале 1220 г. Население изгнано из города, монголы разграбили все имущество, цитадель и стены города превратили в руины.

  1. Составьте кластер «Древний город Отрар».

  1. В какое время происходят действия в поэме М. Шаханова?

________________________________________________________________________________

  1. Правильно расположите события в поэме.

Обращение к Отрару.

Разговор Чингисхана с сыном.

Разговор Чингисхана с Каирханом, Чагатаем и его отцом.

  1. Дайте характеристику литературных персонажей (Чингисхана, Чагатая, Каирхана).

  1. Отметьте верные утверждения.

Каирхану не нравилось жить в Отраре, и через два года после осады он покинул город.

Чингисхан упрекал своего сына в том, что город Отрар полгода находился в осаде, но до сих пор не был сожжен.

Чингисхан и Каирхан становятся лучшими друзьями.

Жители древнего Отрара стойко и мужественно защищали город.

Жители древнего Отрара с радостью впустили в свой город Чингисхана.

В тексте говорится о противопоставлении персонажей (Каирхана и Карашокы, Каирхана и Чингисхана, Карашокы и его старого отца).

Каирхар был старым и немощным правителем древнего Отрара.

Автор, обращаясь к Каир-хану, заверяет его в том, что спустя столетия спасенный мальчик продолжил род.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

(1783-1852)

Портрет В.А. Жуковского. О.А. Кипренский. 1815г.

1. Викторина по творчеству В.А. Жуковского.

  1. Как звали настоящего отца В.А. Жуковского?________________________________________

  2. Какое учебное заведение окончил Жуковский? ______________________________________

  3. Какое стихотворение принесло ему известность? _____________________________________

  4. Какие три сказки написал В.А. Жуковский?__________________________________________

  1. Напишите ответ «да», если утверждение о В. Жуковском верное, «нет» - если неверное.

В. Жуковский был очень дружен с А. Пушкиным.

В. Жуковский – основоположник русской литературной баллады.

В. Жуковский часто переводил стихотворения.

В. Жуковский был в ссылке на Кавказе.

В. Жуковский родился в 1883 году в Тульской губернии.

  1. Подпишите каждый портрет. С каким поэтом В. Жуковский состязался в написании сказки? Закрасьте верный ответ синим цветом.

  1. Выделите зеленым цветом названия сказок, написанных А.С. Пушкиным, синим – названия сказок, написанных В.А. Жуковским.

«Спящая царевна»

«Ослиная шкура»

«Госпожа Метелица»

«Спящая красавица»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Красная шапочка»

«СКАЗКА О ЦАРЕ БЕРЕНДЕЕ»

1. Узнайте героя по его описанию.

  1. Страшная смотрит со дна образина:

Два огромных глаза горят, как два изумруда;

Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда

Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами Выставясь, дразнит царя: а в бороду впутались крепко Вместо пальцев клешни.

___________________________________________

  1. ...Девица

В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна

Так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея,

Руку ему подает и, потупив стыдливые очи,

Голосом звонким, как струны, ему говорит…

___________________________________________

  1. Распределите словосочетания в две колонки.

Конь вороной, трепещущее сердце, сизый голубь, лазоревый цвет, черный ворон, подземное царство, сиповатый голос, румяным вечерним сияньем, прекрасный младенец, красная девица, серенькая уточка, небесное солнце, тяжелая кручина, зеленые глаза.

Авторские эпитеты

Эпитеты на фольклорной основе

грубый

целеустремленный

почтительный

смелый

отважный

хитрый

милосердный

жестокий

доверчивый

послушный

нетерпеливый

добрый

  1. Какими словами можно охарактеризовать Ивана-царевича? С помощью стрелок соедините имена прилагательные с изображением.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Это интересно!

В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.

С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об еѐ улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками животных.

Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.

  1. Сказка – это ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. По названию сказки определите ее вид.

«Как поп работницу нанимал», «Лисичка со скалочкой», «Солдат и царица», «Финист - ясный сокол», «Три царства», «Кот и лиса», «Василиса Премудрая» «Лиса и кувшин», «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля».

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

  1. Прочитайте отрывки из сказок и определите их вид.

1. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

  • В такую стужу ты рубишь?

  • В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился...

(«Про нужду») ___________________________________________

2. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкой постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит. - А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса, - Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.

(«Лиса-повитуха») __________________________________________

  1. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

(«Царевна-Лягушка») __________________________________________

  1. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. ______________________

4. Прочитайте предложения. Если в них нет ошибки, поставьте в таблице знак «+». Если есть – знак «-».



Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам с глубокой древности.

1

2

Сказки рассказывали странники, отставные солдаты – все те, кто скитался по свету.

3

Бытовые сказки рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.

4

В волшебных сказках обязательно присутствуют предметы, обладающие волшебной силой.



Как правило, героя волшебных сказок зовут Иван: Иванушка, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын.

5

6

В волшебных сказках нет ужасов, они веселы, остроумны.

7

В основе волшебных сказок лежат события каждодневной жизни.

8

Важное место в русских сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным, трудолюбивым.











































































А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

.Определите значение устаревших слов, встречающихся в сказке, заполнив таблицу.

1

сорочи́н

А

день накануне Рождества

2

черни́ца

Б

палец

3

соче́льник

В

недруг, враг

4

молоди́ца

Г

старинное орудие наказания

5

светли́ца

Д

молодая жена

6

пе́рст

Е

монахиня

7

рога́тка

Ж

даже

8

и́нда

З

небольшая светлая комната

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Почему царевна в сказке А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ответила отказом на предложение выйти замуж всем богатырям?

А) Она обещала выйти замуж за Елисея

Б) Ей запретил отец

В) Богатыри обидели ее

Г) Богатыри хотели за нее большое приданое

Д) Она не собиралась выходить замуж ни за кого

  1. Используя предложенные цитаты, расположите события из сказки в хронологическом порядке.

«Не досталась никому»

«Не кручинься, бог с тобой»

«Не губи меня, девица»

«Не видал ли где на свете»

«Кушай яблочко, мой свет»

«Крепко связаны ей локти»

«Знаешь: всем ты нам сестрица»

  1. К кому королевич Елисей обращался за помощью в поисках царевны?

месяц

облака

снег

звезды

дождь

солнце

туча

ветер

  1. Какими эпитетами можно охарактеризовать Елисея? Закрасьте прямоугольники с правильными ответами синим цветом.

ревнивый

храбрый

озлобленный

честный

целеустремленный

смелый

эгоистичный

искренний

верный

вздорный

ревнивая

себялюбивая

трудолюбивая

трудолюбивая

скромная

эгоистичная

добрая

ревнивая

эгоистичная

добрая

застенчивая

застенчивая

злая

злая

себялюбивая

скромная

  1. Закрасьте в каждом столбце слова, характеризующие царевну, зеленым цветом, а царицу - синим.

  1. Заполните таблицу.

Царица

Царевна

Внешность

Поведение, характер

  1. Заполните таблицу.

Главные герои

Второстепенные персонажи

Положительные

Отрицательные

Положительные

Отрицательные





К.Д. БАЛЬМОНТ

(1867-1942)

Феи в легендах Западной Европы – сверхъестественные существа, волшебницы в виде красивых женщин, с крыльями. Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапкиневидимки. Они способны мгновенно являться и исчезать. У фей есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

  1. Викторина.

1.Кем были предки Бальмонта по отцу и по материнской линии? _________________________

  1. Во сколько лет будущий поэт научился читать? ______________________________________

  2. Во сколько лет он написал первое стихотворение?____________________________________

  3. Когда были написаны «Фейные сказки» и кому они были посвящены?___________________

2. Олицетворение – это____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ Аллитерация – это________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Сравнение – это __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

светлая мечта, прозрачный камень

фантастическое золотисто-зелѐного представление о цвета. желаемом.

4. Подберите рифмы к словам.

Зачарован _______________________

Облака _________________________

Бледнея _________________________

минерал драгоценный

молочного камень, обычно цвета. дымчатый, но

бывает и голубой.

Ножках _________________________

В невидимке _____________________

Строка __________________________

Не знаю _________________________

Для справок:

Фея, река, взволнован, в дымке, в крошках, издалека, не сочиняю, жемчуга, ведѐт,

зажглись

Снега ___________________________

Вниз ___________________________

Ход ____________________________

  1. Установите соответствие в стихотворении К.Бальмонта «Как я пишу стихи».

1

Первая строка

А

И пятая, после, и потом

2

Вторая строка

Б

Мелькает третья ей издалека

3

Третья строка

В

Рождается внезапная строка

4

Четвертая строка

Г

За ней встаѐт немедленно другая

5

Пятая строка

Д

Четвертая смеется набегая

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

  1. Ответьте на вопросы.

1. Кто пищит и роется в крошках в избушке у Яги?

a) тараканы

б) мыши

в) чудеса

г) кролики

д) крот

2. Какими качествами наделил автор Ягу?

a) злая

б) строгая

в) старая

г) седая

д) хромая

3. Что «стянул» автор у Яги?

a) жемчугов для песен

б) шапку невидимку

в) волшебное зеркало

г) две нитки бус

д) сундук с сокровищами

4. Как заканчивается фраза в стихотворении: «Узнаю тайны - ...»

a) и стану богат

б) и был таков

в) и растворюсь во мгле

г) и мир открою

д) и улечу

5. Кого посещал автор в стихотворении «У чудищ»?

a) Кощей

б) Яга

в) Змей

г) Ведьма

д) Фея

7. Творческая работа. Нарисуйте в сборнике стихотворений К. Бальмонта обитателей сказочного мира.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОЗАИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Х.К. АНДЕРСЕН

(18О5-1875)

Портрет Х.С. Андерсена.

К. А. Дженсен. 1846г

1. Закрасьте синим цветом названия произведений, автором которых является Х.К. Андерсен.

«Бременские музыканты»

«Принцесса на горошине»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Красная шапочка»

«Русалочка»

«Гадкий утенок»

«Гензель и Гретель»

«Спящая красавица»

«Дюймовочка»

«Новое платье короля»

«Огниво»

«Дикие лебеди»

1

Тролль

А

Религиозное песнопение, входящее в Псалтырь.


Вдре́безги

Б

На мелкие части, осколки.

2

3

Биллио́н

В

Плохой, никуда не годный.

4

Кро́вля

Г

Слуга в господском доме или в гостинице, ресторане.

5

Же́лоб


Крыша, настил на обрешетке.

Д

6

Псало́м

Е

Палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

7

Назва́ный брат


Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи (вязь – старинное декоративное орнаментальное письмо, а также соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак).

Ж

8

Клюка́

З

Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.


Ве́нзель

И

В скандинавской мифологии: сверхъестественное существо (карлик, великан, ведьма). Обычно враждебное людям.

9

10

Лаке́й

К

Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого, открытого с двух сторон теплого мягкого рукава.

11

Форе́йтор

Л

Неродной, приемный (брат).

12

Дрянно́й

М

Название числа, изображаемого единицей с девятью нулями или (в некоторых странах) с двенадцатью нулями.

13

Му́фта

Н

В упряжке цугом (т.е. гуськом): слуга, сидящий верхом на передней лошади.

14

Черто́г

О

Длинное полукруглое или прямоугольное углубление для стока, ссыпки чего-нибудь.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  1. Из скольких историй состоит «Снежная королева»? Закрасьте синим цветом правильный ответ.

4

5

6

7

12

9

11

1

10

2

8

3

  1. Закрасьте синим цветом имена персонажей, которые помогли Каю и Герде на пути домой.

Снежная королева

Принцесса

Бабушка

Добрая волшебница

Маленькая разбойница

Финка

Олень

Ворона

Лапландка

Ворон

Принц

Белая курица

6. Выберите верный ответ.

  1. Кому подарила Герда свои красные башмаки?

а) разбойнице б) волшебнице в) вороне г) речке

  1. Кто рассказал Герде о Кае, когда она была в гостях у разбойницы? а) голуби б) зайцы в) куры г) лисицы 3) На чем написала лапландка записку финке?

а) на бумаге б) на бересте в) на сушеной треске г) на огурце

4) чем вороны угостили Герду?

а) маленьким хлебцем б) маленьким пирожным в) яблоком г) сухариком

стойкая

храбрая

верная

добрая

жадная

  1. Закрасьте синим цветом имена прилагательные, которые характеризуют Герду.

трусливая

надежная

приветливая

завистливая

терпеливая

  1. Закрасьте синим цветом слова, которые характеризуют Кая.

до попадания осколка

После попадания осколка

грубый

веселый

веселый

агрессивный

равнодушный

грубый

щедрый

щедрый

агрессивный

злой

искренний

добрый

злой

отзывчивый

заботливый

искренний

отзывчивый

равнодушный

добрый

заботливый


Тот, кто смастерил волшебное зеркало.

Осколки зеркала попали Каю в сердце и в ...

Цветы, которые росли в деревянных ящиках у Кая и Герды.

Родина северного оленя.

Слово, которое Кай пытался сложить из льдинок.

Тот, кто рассказал Герде историю о том, как принцесса выбирала себе жениха.


Ь

Л

Г

В

Е

Л


Л

З

А

О

Н

Ч

О

Р

Т

С

Т

Ь

А

Н

Ы

З

О

Р

Л

Д

И

Я

В

О

П

А

Л

Н

О

Р

  1. Найдите в квадрате загаданные слова и раскрасьте клеточки соответствующим цветом.

  1. Каким героям сказки «Снежная королева» принадлежат данные реплики?

«Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот этот маленький хлебец!»___________________

«Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» ______________ «Ишь, какая славненькая, жирненькая. Орешками откормлена!» __________________________

«Но ты совсем замерз? Полезай ко мне в шубу!»________________________________________

«Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает!»______________________________________

«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!»_________________________________ «Вот мое родное северное сияние!»___________________________________________________

«Я подарю тебе свои красные башмачки, если отдашь мне его назад!» _____________________ Слова для справок: Герда, олень, старушка, Кай, Снежная королева, ворон, маленькая разбойница.

  1. Напишите ответ «да», если утверждение верное, «нет» - если неверное.

Кай и Герда любили розы.

Ребята любили ходить в гости друг к другу в гости.

Кай и Герда любили смотреться в зеркало.

Они любили играть.

Ребята любили смотреть книжки.

Они любили ходить в лес.

Они любили кататься на корабликах.

  1. Продолжите фразу.

Любовь – это______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ Дружба – это _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

ОСКАР УАЙЛЬД

(1854-1900)

«СОЛОВЕЙ И РОЗА»
  1. Рассмотрите иллюстрации к произведению О. Уайльда «Соловей и роза». Определите, како-

  1. Кому принадлежат эти слова о любви?

1. Любовь дороже жизни, и сердце какой-то пташки - ничто в сравнении с человеческим сердцем._____________________________________________________________________________ 2. «Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости, чем в Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой власти. У нее крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело ее». ________________________________________________________________ 3. «Какая глупость эта Любовь... В ней и на половину нет той пользы, какая есть в Логике. Она удивительно непрактична, так как наш век - век практический…» ________________________ 4. «Воистину Любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото» ____________________________________________________

3. Закончите сравнения, которые О.Уайльд использовал при описании розовых кустов. 1. Мои розы белые, они белы, как ____________________________________, они белее _________________________________________________________. 2. Мои розы желтые, они желты, как __________________________________ ______________________________________, они желтее _________________ __________________________________________.

3. Мои розы красные, они красны, как ________________________________, они краснее _______________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Охарактеризуйте Студента.

Характеристика Студента в начале произведения

Характеристика Студента в конце произведения

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

  1. Сравните, что говорят о любви Соловей и Студент. Напишите свое мнение.

Соловей

Студент

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. Ответьте на вопросы.

Каких качеств, по вашему мнению, не хватает Студенту?________________________________

_________________________________________________________________________________

Почему любовь бывает счастливой и несчастливой? ____________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Заполните сравнительную таблицу.

Имя

Соловей

Студент

1.Важное событие, связанное с героем.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

2.Подберите 3 прилагательных, связанных с героем.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

3. Напишите три вещи, которые любит герой.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

4. Напишите три чувства, которые испытал герой.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

5. Напишите три вещи, явления или события, которых боится герой.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

6. Напишите одно – два достижения героя.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

(1892-1968)

«ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

  1. Автобиография – это____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Словарная работа. Подберите лексическое значение к словам.


Вороно́й


Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъема уровня воды.

1

А

2

Удила́

Б

Жить нищенством, подаянием.

3

Ва́тник

В

Тот, кто просил подаяние; нищий.

4

Карту́з

Г

Часть сбруи – металлические стержни, вкладываемые в рот упряжного животного.

5

Плоти́на

Д

Долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.

6

Побира́ться

Е

Плакать, приговаривая, жалуясь на что-нибудь.

7

Ботва́

ж

Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоема.

8

Христара́дник

З

Становиться сухим и жестким.

9

Злора́дный

И

О масти животных: черный.

10

Ста́вень

К

Старое название теплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

11

Тулу́п

Л

За ворот, воротник.

12

Причита́ть

М

Стеганая ватная куртка или безрукавка.

13

Пожу́хнуть

Н

Дощатая или железная створка для прикрытия окна.

14

Осоко́рь

О

Резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.

15

За ши́ворот

П

Стебель и листья корнеплодов, клубнеплодов, бобовых.

16

Цига́рка

Р

Дерево, родственное тополю.

17

Застре́ха

С

Нижние края кровли.

18

Полынья́

Т

Свернутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.

19

Треу́х

У

Мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.

20

Квашня́

Ф

Деревянная кадка, кадушка для теста.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

  1. Викторина. Ответьте на вопросы.

Какой масти был раненый конь?____________________________________________________

Кто взял себе коня?_______________________________________________________________

Какое прозвище было у Фильки?____________________________________________________ Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? _________________________

Что случилось в природе после этого? _______________________________________________

Сколько лет назад был такой же мороз?______________________________________________ От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?_____________________________________

К кому послала бабка Фильку за советом?____________________________________________

Что посоветовал Фильке Панкрат? __________________________________________________

Сколько времени дал Фильке Панкрат? ______________________________________________

Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? ______________________________________

Что придумал Филька?_____________________________________________________________ Что сделали люди для своего спасения? ______________________________________________

Какую роль сыграла в спасении людей сорока? ________________________________________ Что понес Филька раненому коню? __________________________________________________

  1. Какую историю рассказала бабушка Фильке в сказке «Теплый хлеб»?

а) о том, как она обидела когда-то солдата

б) о том, как закончилась война

в) о том, как она познакомилась с дедом Фильки

г) о том, как мужик из деревни обидел старого солдата

д) о том, как весна сменяет зиму

  1. Разгадайте ребус и укажите, кого в произведении назвали этим словом.

Ответ: _____________________________________________

  1. Найдите изображение птицы, о которой идет речь в этом отрывке. Закрасьте прямо-

  1. Отметьте верные утверждения.

    Труднее всего Фильке было колоть лед на реке.

    Когда Филька обидел коня, на него бросалось каждое встреченное им животное.

    Конь обиделся на Фильку, потому что мальчик спустил на него собак.

    Когда Филька бросил коню хлеб, началась сильная метель.

    Филька многое понял, осознал последствия бессмысленного злого поступка.

    Конь так и не принял хлеб из рук Фильки и всегда обходил его стороной.

    Мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином».

    злой

    мудрый

    умный

    строгий

    грубый

  2. Охарактеризуйте мельника Панкрата. Соедините стрелками имена прилагательные с изображением.

в начале сказки

в конце сказки

покладистый

отзывчивый

отзывчивый

молчаливый

грубый

добрый

добрый

ленивый

злой

грубый

дружелюбный

злой

недоверчивый

недоверчивый

ленивый

покладистый

молчаливый

дружелюбный

добрый

глупый

серьезный

ленивый

понимающий

  1. Укажите слова, характеризующие Фильку, поставив в таблице знак «+».

  1. Определите, каким персонажам принадлежат предложенные реплики.

1

«Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью».

А

Филька

2

«Иди копай его мордой из-под снега!»

Б

мельник Панкрат

3

«Выходит, что из-за тебя всем пропадать».

В

злой мужик

4

«Тут тебе камердинеров нету».

Г

Филька

5

«Мне хлеб с полу поднять невозможно».

Д

мельник Панкрат

6

«У меня вместо ноги деревяшка».

Е

злой мужик

7

«Отчего же стрясся тот мороз?»

Ж

старый солдат

8

«Зачем помирать? Надеяться надо».

З

Филька

9

«Да ну тебя! Надоела!»


И

старый солдат

10

«А ногу куда девал?»


К

бабка Фильки

Ответы запишите в таблицу:



1

2

3

4

5

6


7

8

9

10

  1. Одним из героев рассказа можно считать ветер. Выпишите из текста строки, рассказывающие о ветре как о живом существе. __________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Г.В. ЧЕРНОГОЛОВИНА

(1929-2015)

«СКАЗКА ОБ ОДНОМ ЗЕРНЫШКЕ»

  1. Заполните таблицу:

    ВОт кого получил человек подарки?

    Что нашли в степи братья?

    1.

    1.

    2.

    2.

    3.

    3.

  2. Тест по произведению Г.В. Черноголовиной «Сказка об одном зернышке»

  1. Определите жанр произведения.

а) рассказ

б) фольклорная сказка

в) литературная сказка

  1. Укажи персонажей данного произведения:

а) Петр

б) Ксения Сергеевна

в) Илюшка

  1. Какой прием использует автор?

Что ты медлишь? – говорит ему зернышко. – Бросай меня в землю. а) сравнение

б) олицетворение

в) антитеза

  1. Кто из братьев нашел волшебное зернышко?

а) Старший

б) Средний

в) Младший

  1. Какое выражение лица было у Илюши, когда он решил показать Фокус? а) хитрое-прехитрое

б) печальное

в) радостное

  1. Какую трудную задачу выполнил младший брат?

а) купил 7 сел, 7 городов

б) накормил 7 сел, 7 городов

в) покорил 7 сел, 7 городов

  1. Какой прием использует автор?

- Какой выдумщик! – засмеялась Тоня. – Все бы ему, как в сказке. а) сравнение

б) гипербола

в) эпитет

  1. Почему младший брат принял старших к себе?

а) терпеливый

б) сочувствует братьям в беде

в) умеет прощать

  1. Что символизирует зернышко в произведении?

а) труд

б) терпение

в) ожидание чуда

А.С. ПУШКИН

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Пушкину было всего 20 лет, когда это произведение уже покорило современников. В.А. Жуковский после написания Александром Сергеевичем поэмы подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

  1. Словарная работа. Подберите лексическое значение к словам.

1

Лукомо́рье

А

небывалый, поразительный, удивительный

2

На неве́домых доро́жках

Б

богатырь, воин

3

Неви́данный

В

изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега»

4

Чредо́й (чередо́й)

Г

сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным

5

Пленя́ет

Д

доли́на

6

Дол

Ж

друг за другом

7

Над златом ча́хнет

З

берет в плен

8

Ви́тязь

И

на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил

9

Сту́па

К

яство, пища, кушанье

10

Гридница

Л

палец

11

Брашна

М

тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно

12

Волынка

Н

помещение при княжеском дворце в Древней Руси, где жила гридь – младшая княжеская дружина

13

Перст

О

духовой музыкальный инструмент с надувным мехом

14

Яхонты

П

венчальный головной убор, украшенный жемчугом

15

Венец перловый

Р

старик, косматый, зеленый, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ему подчиняются все лесные обитатели

16

Наперсник

С

красные рубины

17

Десница

Т

доверенный человек

18

Леший

У

правая рука

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

  1. Закрасьте прямоугольники синим цветом, в которых записаны имена персонажей, встречающиеся в прологе А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

  1. Отгадайте, чей это портрет.

1

«… воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей…»

2

«…Крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей…»

3

«…Последний, полный страстной думы,

Младой хазарский хан…»

4

«Красавиц давний похититель, Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор…»

5

«…ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Ее внимательно читая».

6

«Но, страстью пылкой утомленный,

Не ест, не пьет… влюбленный;

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипая ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья».

  1. Ответьте на вопросы.

Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах? ________________________________

Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”? __________________________________ Сколько лет жил Финн в пещере? __________________________________________________

Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу?____________________________

Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? ________________________

Сколько лет Людмиле? ___________________________________________________________

  1. Назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.

Что принесла каждая из девушек Людмиле в первое утро?______________________________

Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? _________________

Что взял Руслан с поля битвы? _____________________________________________________

С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? ___________________

  1. Заполните сравнительную таблицу.

Руслан

Черномор

1.Важное событие, связанное с героем.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

2.Подберите 3 прилагательных, связанных с героем.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

3.Три вещи, которые любит герой.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

4.Три чувства, которые испытал герой.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

5.Три вещи, явления или события, которых боится герой.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

6.Одно – два достижения героя.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

М.М. ПРИШВИН

(1873-1954)

«КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

«Кладовая солнца» создана автором в 1945 году.

Она состоит из двенадцати главок-эпизодов. Время действия – послевоенные годы.

В дневниковых записях писателя произведение значится под названием «Друг человека».

Главным героем должна была стать собака Травка.

  1. Расположите события в хронологическом порядке.

Поход за клюквой.

История двух деревьев.

Гончая собака Травка и Антипыч.

Блудово болото, или первая ссора.

Травка у Лежачего камня.

Клюква и Настина жадность.

Серый помещик, или озлобление.

Затравка и «молодой Антипыч».

Все хорошо, что хорошо кончается.

Осиротевшие дети.

Упрямый Митраша на болоте.

Настя, Травка и заяц.

  1. Определите, какие художественные средства использованы в следующих отрывках.

1

Там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы.

2

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели.

3

Косач (тетерев) как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.

4

И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках детей.

5

Как-то раз без хозяина ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился, как разваливается карточный домик от одного дыхания младенца.

  1. Конкурс знатоков леса!

1

Какие деревья селятся в «приболотице» - на краю болота?

2

Какие деревья растут на сухих островах в болотном «море»?

3

Почему эти острова называются «боринами»?

4

Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

5

Как цветет волчье лыко?

6

Как возникает болото и почему оно так называется?

7

Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были?

8

Что такое елань и почему она слепая?

9

Перечислите всех, кого приютил на себе большой черный пень.

10

Где жили елочки-старушки?

11

Почему болото называлось Блудовым?

12

Что на тетеревином языке означает «Чув! Ши!»?

13

Где растет сладкая трава белоус?

14

Какая птица кричит так: «Дрон-тон»?

  1. Заполните сравнительную таблицу цитатами из текста.

Митраша

Настя

Внешность

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Чем занимались?

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Черты характера

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Поведение

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

  1. Творческое задание. Опишите свойства клюквы с точки зрения «литературоведа», «врача», «кулинара».

«Литературовед»

«Врач»

«Кулинар»

Описание клюквы в произведении.

Описание, целебные свойства клюквы.

Рецепты клюквенного киселя, морса, пирога.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

ТЕСТ

Сказка – быль «Кладовая солнца»

  1. Главных героев сказки звали:

А) Аня и Миша

Б) Галя и Витя

В) Настя и Гришаня

Г) Настя и Митраша

Д) Настя и Саня

  1. Мальчик прозвище

А) Мужичок в кацавейке

Б) Мужичок в тулупчике

Д) Мужичок в шапчонке

Г) Мужичок в мешочке

В) Мужичок в армячке

  1. Девочка была как

А) Серебряная Уточка на коротких ножках

Б) Золотая Курочка на высоких ножках

В) Золотая Утица на маленьких ножках

Г) Серебряная Голубка с кроткими глазами

Д) Красная девица с длинной косой

  1. Дети решили идти за …

А) Грибами в лес

Б) Голубикой в лес

В) Клюквой на палестинку

Г) Брусникой на палестинку

Д) Ежевикой на болото

5.Село, где жили дети, находилось возле болота, которое называлось

А) Мертвое

Б) Гнилое

В) Глухово Г) Гиблое

Д) Блудово

  1. В лесу брат и сестра

А) Попали в болото

Б) Решили идти вместе

В) Потеряли тропу

Г) Поссорились

Д) Подрались

  1. В лесу жила оставшаяся после смерти хозяина Антипыча собака по кличке

А) Белоус

Б) Стрелка

В) Белка

Г) Травка

Д) Тинка

  1. Больше всего собака не выносила плач, который издавали

А) Волки

Б) Лисицы

В) Сросшиеся деревья

Г) Дети, потерявшиеся в лесу

Д) Птенцы, выпавшие из гнезда

  1. Антипыч перед смертью перешепнул своей собаке правду, которая означала А) Вечную борьбу людей за свою жизнь

Б) Вековечную суровую борьбу людей за любовь

В) Вечную борьбу людей с дикими зверями

Г) Вечную борьбу людей с природой

Д) Вечную борьбу людей с людьми

  1. Особенность сказки состоит в

А) Противостоянии природы человеку

Б) Равнодушии природы к людям

В) Одухотворении природы, ее участии в судьбе героев

Г) Любви к детям

Д) Любви к животным

  1. Метафора «выбросило на землю золотые ножки своего трона» относится к А) Тетереву Косачу

Б) Облаку

В) Солнцу

Г) Дереву

Д) Дрозду – белобровику

  1. «Но как выгнуто это мурло, какие глаза и какие рога!» - такого зверя увидела в лесу девочка. Это был - А) Козел

Б) Бык

В) Олень

Г) Лось

Д) Баран

  1. Мальчик сошел с тропы человеческой и заблудился, потому что

А) Упустил из виду траву белоус

Б) Понадеялся на самого себя

В) Отвлекался, рассматривая все кругом

Г) Понадеялся на свой компас

Д) Назло своей сестре

  1. Девочка сошла с набитой тропы, потому что

А) Помогала по пути птицам

Б) Беспокоясь за брата, пошла его искать

В) Пошла за ягодой

Г) Уверена была, что найдет тропу

Д) Пошла на крик брата

  1. Мальчик вылез из болота с помощью

А) Сестры

Б) Собаки Травки

В) Лося

Г) Волка по кличке Серый Помещик

Д) Тетерева Косача

  1. Кладовая солнца в сказке – были – это

А) Земля и люди

Б) Люди на земле

В) Вся земля

Г) Болото, где много торфа

Д) Лес с птицами и животными

  1. Идея сказки-были заключается в следующем:

А) Только дружба спасает людей

Б) В лесу надо быть осторожными

В) Правда жизни в любви ко всему живому

Г) Ссоры ведут к беде

Д) Собака – друг человека

Итоговые задания

Работа №1

1. Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.

1) Былина – это …

  1. Древнерусские эпические песни-сказания о подвигах богатырей

  2. Древнерусские песни об исторических событиях и личностях

  3. Древнерусское сказание, имеющее поучительный смысл

  4. Древнерусское предание, рассказывающее об исторической личности

2. Определите, какой художественный прием использован для яркой характеристики образа Соловья-разбойника в строках:

Засвистел тут Соловей по-соловьиному,

Закричал, собака, по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному,

Так все травушки-муравушки уплеталися,

Все лазоревы цветочки осыпалися,

А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.

A) Сравнение

В) Эпитет

С) Гипербола D) Метафора

3. Кто в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предсказывает главному герою его судьбу?

  1. Ольга

  2. Кудесник

  3. Игорь

  4. Дружинник

4. Укажите, в каких вариантах ответов дан неточный «перевод» устаревших слов и выражений, встречающихся в «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина (слова выделены жирным шрифтом): 1) Из тѐмного леса навстречу ему / Идѐт вдохновенный кудесник… — волшебник

  1. Грядущие годы таятся во мгле; / Но вижу твой жребий на светлом челе… — (на) лице

  2. И холод, и сеча ему ничего… / Но примешь ты смерть от коня своего — метель

  3. «А где мой товарищ, — промолвил Олег, — / Скажите, где конь мой ретивый?..» — быстрый

  4. И внемлет ответу: на холме крутом / Давно уж почил непробудным он сном… — уснул

  5. Бойцы поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они… — сражались 5. Какое напутствие полковник перед боем дал своим солдатам в произведении М.Ю.

Лермонтова «Бородино»?

  1. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы!»

  2. «Пора добраться до картечи!»

  3. «Уж постоим мы головою За родину свою!»

  4. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!»

6. О каком герое идет речь в «Отрарской поэме» М. Шаханова:

Второго душа и черна, и пуста,

Как ворона крылья – две черных руки.

Стоял, отворивший Отрара врата,

Согнувшись угодливо…

A) Каир-хан

В) Чингисхан

С) Карашокы D) Чагатай

7. Ответьте на вопросы по содержанию стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

1.Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

_________________________________________________________________________________

2. От чьего лица ведется повествование?

_________________________________________________________________________________ 3. Как вы понимаете выражение «…у наших ушки на макушке»?

_________________________________________________________________________________

8. Выберите год, в который состоялось Бородинское сражение.

  1. 1814

  2. 1811

  3. 1812

  4. 1821

9. Найдите в тексте и выпишите эпитет, сравнение, гиперболу (по одному примеру).

Ну ж был денек! Сквозь дым летучи Французы двинулись, как тучи, И всѐ на наш редут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

  1. Эпитет - _______________________________________________________________________

  2. Сравнение - ____________________________________________________________________

  3. Гипербола -____________________________________________________________________ 10. Напишите развернутый ответ на вопрос: «Кого ты считаешь победителем в произведении М.Шаханова «Отрарская поэма о побежденном победителе»? Почему?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

Работа №2

1.Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.

1. Кто в «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского попросил у царя то, что есть у него и чего он не знает? А) Гном

B) Ведьма

С) Образина

D) Змей

2. На чьей дочери женился Иван-царевич в сказке В. А. Жуковского?

А) Бабы-Яги

  1. Змея Горыныча

  2. Кощея Бессмертного

  3. Кикиморы болотной

3. Что пообещал царь Берендей за освобождение из колодца своей бороды?

А) Коня

В) Что не знает у себя дома

  1. Царевну

  2. Голубя

4. Кто отправился отдавать долг царя Берендея?

А) Царь Берендей

  1. Иван-дурак

  2. Иван-царевич

  3. Кощей бессмертный

5. Отметьте основную тему «Сказки о царе Берендее» В. А. Жуковского.

А) Тема войны

  1. Тема природы

  2. Тема детства

  3. Тема любви

  1. Перечислите, сказки написанные А. С. Пушкиным.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Вспомните содержание «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и напишите пять главных событий данного произведения в хронологическом порядке.

1._______________________________________________ 2._______________________________________________ 3._______________________________________________ 4._______________________________________________

5._______________________________________________

  1. Составьте паспорт любого главного героя «Сказки о мѐртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Имя:_________________________________________________

Род занятий: __________________________________________

Прописка: __________________________________________________________________

Внешний вид (особые приметы): _______________________________________________

Личные качества: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Отношение автора к герою: _________________________________________________________

Ваше отношение к этому персонажу: _________________________________________________

  1. Выпишите из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»:

    1. 3 эпитета – _________________________________________________________________

    2. 3 сравнения – _______________________________________________________________

    3. 3 метафоры – _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

  1. Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Соберите и запишите пословицу из данных слов: котором, не руби, на, сук, сидишь.

_________________________________________________________________________________ Ответьте на вопрос: Как эту пословицу можно соотнести со сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?»____________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

Работа №3

1. Помогите другу написать сочинение по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Вставьте в текст слова и словосочетания, которые помогут ему охарактеризовать героев сказки. Можете использовать цитаты из текста сказки.

Снежная королева, владычица над зимой и смертью, Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - классический персонаж скандинавского фольклора. Царство Снежной королевы – это ______________________________________________________________________________ Образ Снежной королевы олицетворяет собой _________________________________________

_________________________________________________________________________________

Поэтому Кая, попавшего в царство Снежной королевы, родные считают погибшим. Образу

Снежной королевы Андерсен противопоставляет образ _________________. Она воплощение ________________

Она прежде всего видит вокруг себя ________________и ________________________________

_________________________________________________________________________________

Во имя своей любви _______________________________________________________________

  1. Вспомни сказку А. Куприна «Синяя звезда». Напиши, что для тебя значит истинная красота?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Выводы по сказке К. Паустовского «Теплый хлеб».

Почему сказка К. Паустовского называется «Теплый хлеб»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

  1. Выберите 1 правильный ответ из четырех предложенных.

1. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала

А) Злобу людскую

B) Жадность человеческую

С) Грубость человеческую

D) Зависть людскую

2. Когда Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок?

А) Когда обидел коня

  1. Когда усилился мороз

  2. Когда услышал рассказ бабушки

  3. Когда сходил мельнику

3. Почему расцвела красная роза в сказке О. Уайльда «Соловей и роза»?

  1. Произошло невероятное чудо

  2. Помогла добрая фея

  3. Соловей пожертвовал своей жизнью

  4. Пригрело солнышко

4. К чему призывает О. Уайльд в сказке «Соловей и роза»?

А) Чуткости, силе, отваге

  1. Жить ради себя самого

  2. Верности, любви, бескорыстию

  3. Эгоизму, зависти, предательству

5. Какое слово не мог сложить Кай из льдин?

А) «Королева»

  1. «Мгновение»

  2. «Красота»

  3. «Вечность»

  1. Отметьте верные утверждения.

Когда Филька обидел коня, на него бросалось каждое встреченное им животное.

Конь обиделся на Фильку, потому что мальчик спустил на него собак.

Когда Филька бросил коню хлеб, началась сильная метель.

Филька многое понял, осознал последствия бессмысленного злого поступка.

Конь так и не принял хлеб из рук Фильки и всегда обходил его стороной.

Мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином».

  1. Напишите сочинение «Что бы ты сделал, если бы нашел…» (один вариант) а) Волшебный меч

б) Мешок с золотом

в) Зернышко

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Работа №4

1. Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.

«У лукоморья» - это….

А) У морского залива

  1. У опушки леса

  2. У дуба

  3. В берѐзовой роще

3. Кто служит царевне?

А) Стража

  1. Бурый медведь

  2. Бурый волк

  3. 33 богатыря

2. Что означает словосочетание «неведомые дорожки»?

А) Известный путь

  1. Неизвестные дороги

  2. Короткая дорожка

  3. Длинная дорожка

4. Что хотел поведать всему свету А.С. Пушкин?

А) Песенка

  1. Пословица

  2. Рассказ

  3. Сказка

3. Отметьте основную тему стихотворения «У лукоморья дуб зелѐный» А.С. Пушкина.

А) Сказочный мир

  1. Красота природы

  2. Счастливое детство

  3. Вечная любвь

4. Вставь пропущенные слова.

Поэму «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин закончил в___________________________________ Руслан и его соперники отправляются на поиски Людмилы. Из всех соперников мне наиболее отвратителен _____________________________, потому что _____________________________ _________________________________________________________________________________ На пути Руслану встретились следующие волшебные герои: _____________________________

_________________________________________________________________________________.

Похититель Людмилы выглядел так: ________________________________________________, его волшебная сила заключалась в _____________________. Кто и как спас Руслана от смерти? _________________________________________________________________________________ Поэма учит нас ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________.

  1. Напишите развернутый ответ. Какой герой поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» мне понравился больше всех и почему?

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы.

1. Какова кульминация «Кладовой солнца»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ 2. Какова развязка «Кладовой солнца»?

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Выпиши из текста сказки-были «Кладовая солнца» примеры художественных средств (по 3 примера)

Художественные средства

Примеры

Олицетворения

Эпитеты

Сравнения

  1. Напишите сочинение-рассуждение: «Что для вас значит «золотое сердце»? Какого человека вы можете назвать «человеком с золотым сердцем»? В вашем сочинении должны быть тезис - аргументы - вывод.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Список использованной литературы:

  1. Сафронова Л.В., Чаплышкина Т.П. Русская литература Учебник для 5 класса общеобразовательных школ - Алматы «Атамұра», 2017

  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах - Санкт-Петербург

«Литера», 2016

  1. Челышев И.Л. Планы-конспекты уроков 5 класс - Ростов-на-Дону «Феникс»,

2015

  1. Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь в рисунках - М., «Просвещение», 2017 5. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного читателя – М: Педагогика, 1989г.

6. https://videouroki.net/projects/et1/index.php?id=etrus5

58