СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по физике 10,11 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по физике 10,11 классы

Просмотр содержимого документа
«физика 10-11 2017-18 уч. год»

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

На заседании методического совета


Зам директора по УВР

Л.Ю. Самарина

Директор школы: МБОУ «Новогородская СОШ №3»

Е.А. Мясоедова

Протокол №


Приказ №

От « » « августа » 2017

« » « » 2017

От « » « августа » 2017











Рабочая программа учебного предмета Физика





10-11 классы













Составила

Ходусова И.В.

учитель физики

первой квалификационной категории

















с. Новогородка

2017-2018 год.



Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена на основе примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия» 7-11 классы, авторской программы Физика 7-11 классы. Авторы В.А. Орлов; В.А. Коровин Москва «Дрофа»2009 год, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программой школы, учебным планом МБОУ «Новогородская СОШ №3», календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год.


Изучение физики направлено на достижение целей

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.







Часы по темам с учетом резервных часов распределены следующим образом.

Тема

Физика и методы научного познания

Механика

Молекулярная физика

Электродинамика

Повторение

Итого


прогр

КТП

прогр

КТП

прогр

КТП

прогр

КТП



10 класс

4

2

32

31

27

25

7

10


68




Электродинамика

Квантовая физика и элементы астрофизики

Повторение



11 класс



28

26

28

28

14

14


68



Учебно-методический комплект

  1. Физика учебник для 11 класса- М.: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Просвещение, 2011

  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика учебник для 10 класса- М.: Просвещение, 2006

3. Примерная программа среднего (полного)общего образования и авторской программы для ОУ «Физика Астрономия» 7-11 классы составители: В.А. Орлов; В.А. Коровин «Дрофа», 2009 г

Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Новогородская СОШ №3» на изучение физики отведено: 10 класс -68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель), 11 класс 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель).

Распределение учебного материала.

Полугодие

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Первое полугодие

32

32

2

Второе полугодие

36

36


Итого

68

68


Учебно-тематический план по разделам

10 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Физика и методы научного познания

2

2

Механика

31

3

Молекулярная физика

25

4

Электродинамика

10


Итого

68 часов



11 класс

1

Электродинамика

26

2

Квантовая физика и элементы астрофизики

28

3

Повторение

14


Итого

68 часов



Формы текущего контроля знаний, умений и навыков.

  • контрольная работа по материалу

  • проверочная работа по материалу

  • самостоятельная работа по теме

Сетка контрольных работ.

10 класс

Тема контрольной работы

Дата проведения

1

Контрольная работа по теме «Основы кинематики»


2

Силы трения, коэффициент трения скольжения. Кратковременная контрольная работа.


3

Контрольная работа по теме «Законы сохранения»


4

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно- кинетической теории»


5

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики».


6

Контрольная работа по теме «Электродинамика»




11 класс

Тема контрольной работы

Дата проведения

1

«Стационарное магнитное поле»


2

«Колебания и волны»


3

«Световые кванты», «Атомная физика»


4

«Физика ядра»


5

«Строение и эволюция вселенной»




Содержание КИМов находится в приложении № 1 к КТП рабочей программы.





Сетка лабораторных работ

10 класс

Тема лабораторной работы

Дата проведения

1

«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»


2

«Исследование движения тела под действием постоянной силы»


3

«Измерение ускорения свободного падения»


4

«Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»


5

«Исследование упругого и неупругого соударения»


6

«Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»


7

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»


8

«Опытная проверка закона Гей -Люссака».


9

«Измерение поверхностного натяжения жидкости»


10

«Измерение влажности воздуха»


11

«Измерение удельной теплоты плавления льда»


12

«Измерение элементарного заряда».


13

«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»


14

«Измерение ЭДС и определение внутреннего сопротивления источника тока » Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.




11 класс

Тема лабораторной работы

Дата проведения

1

«Измерение магнитной индукции».


2

«Определение показателя преломления стекла»


3

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.»


4

«Наблюдение линейчатых спектров»


5

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»


6

«Наблюдения действия магнитного поля на ток»


7

«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».




Распределение контрольных и лабораторных работ по четвертям

10 класс

Название

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

Лабораторная работа

3

4

4

3

14

Контрольная работа

1

1

2

2

6

11 класс

Название

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

Лабораторная работа

1

3

-

3

7

Контрольная работа

2

0

2

1

5



Содержание учебного курса

10 класс

Физика и методы научного познания 4 час.

Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические теории. Принципы соответствия. Основные элементы физической картины мира

Механика 32 час.

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики, Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости законов классической механики

Лабораторные работы

1. Измерение ускорение свободного падения

2. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

3. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

4. Исследование упругого и неупругого столкновения тел.

5. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

6. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.









Молекулярная физика 27 час



Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость процессов природы. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Лабораторные работы

7. измерение влажности воздуха.

8. Измерение удельной теплоты плавления льда

9. Измерение поверхностного натяжения жидкости

Электродинамика 5 часов



Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Лабораторные работы

10. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

11. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

11 класс (68 час. 2 часа в неделю)

Электродинамика (продолжение) 26 часов

Магнитное поле.

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция.

Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы.Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.





Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Квантовая физика и элементы астрофизики 28 час.

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Лабораторные работы

1. Измерение элементарного заряда

2. Измерение магнитной индукции

3. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза

4. Измерение показателя преломления стекла.

5. Наблюдение линейчатых спектров


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:



знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.














Календарно-тематическое планирование 10 класс.


урока

ур

по теме

Тема урока

Дата

Кор

дат

Оборудование

Вид контроля

Дом задание

Физика и методы научного познания: 4 часа

Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов.

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

1

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Физика и познание мира.




Фронтальный опрос

C 3-4

2

2

Физические величины. Физическая теория




ОК 1

3

3

Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий.





Записи в тетрадях

4

4

Основные элементы физической картины мира.










Механика 32 час

Основы кинематики 8 часов.

Цель: а) создать условия для формирования в сознании учащихся представлений о методах познания их отличий и особенностях

б)создать условия для:1) освоения учащимися кинематического подхода в описании движения тела,

2)  составления и применения учащимися в практической ситуации алгоритма решения задач по кинематике.

знать/понимать

  • смысл физических величин: скорость, перемещение, ускорение.

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение тел


5

1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь. Перемещение.



Презентация

Тест

§ 1 - 8

6

2

Равномерное прямолинейное движение. Скорость.




Самостоятельная работа

§ 8, 9

7

3

Решение задач по теме «Равномерное движение»




Упр3

8

4

Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.



ЦОР «Физика 7-11»

Индивидуальное задание

§11-15

9

5

Перемещение и пройденный путь при прямолинейном равномерном движении.



Самостоятельная работа

§16

10

6

Решение задач на нахождение ускорения




Тренажер на определение ускорения

§

11

7

ТБ Лабораторная работа по теме «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» 45 м



Штатив, желоб, шарик, часы

Лабораторная работа


12

8

Контрольная работа по теме «Основы кинематики» 45 м




Контрольная работа


Основы динамики 12 часов.

Цель: создать условия для: 1)формирования у учащихся представлений о силах в природе и их графическом изображении,

2)освоения динамического способа описания механического движения, 3) выработке у учащихся практических навыков решения задач по динамике

3) создать условия для успешного решения учащимися задач по динамике поступательного и вращательного движения

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие,

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, вес

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

13

1

Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Равноправие инерциальных систем отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механики.



Оборудование для лабораторной работы.

Лабораторная работа

§ 22-23

14

2

Первый закон Ньютона. ТБ Лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы». 45 мин.




Фронтальный опрос

§ 24

15

3

Масса. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона.




Тест

§ 25-27

16

4

Третий закон Ньютона




Устный опрос

§ 28

17

5

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.



Презентация

Тест

§ 31-33

18

6

Свободное падение вблизи поверхности Земли.





§ 17

19

7

ТБ Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения» 45 м



Тело на нити, часы


Лабораторная работа

§

20

8

Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости.




Реферат

§ 34-35

21

9

Силы упругости. Закон Гука. Решение задач




Тест

§ 36-37

22

10

ТБ Лабораторная работа «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости» 45 м



Динамометр, набор грузов

Лабораторная работа


23

11

Вес тела. Перегрузки. Невесомость.




Физический диктант

§ 35

24

12

Силы трения, коэффициент трения скольжения. Кратковременная контрольная работа. 25 м




Контрольная работа

§ 38-40

Законы сохранения. 12 часов

Цель:создать условия для:1) формирования у учащихся представлений о законах сохранения в механике и принципах работы технических устройств на их основе,

2) освоения учащимися и успешного применения   энергетического подхода при решении задач по механике

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия,

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

25

1

Импульс тела. Закон сохранения импульса.




Тест

§ 41-42

26

2

Реактивное движение. Решение задач.




Тест

§ 43

27

3

Решение задач ТБ Лабораторная работа «Исследование упругого и неупругого соударения» 30 м



Шары на нити

Виртуальная работа

Лабораторная работа

§

28

4

Механическая работа. Мощность и КПД




Устный опрос

Физический диктант

Тест

§ 45-46

29

5

Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью Земли.




§ 47,51

30

6

Потенциальная энергия деформированной пружины



Пружины, динамометр

§ 50

31

7

Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.




§ 48,52

32

8

ТБ Лабораторная работа «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» 45 м



Динамометр, линейка, груз на нити, штатив



Лабораторная работа


33

9

Контрольная работа по теме Законы сохранения 45 мин.



2 штатива лабораторных с муфтами и лапками, динамометр, шар, нитки, линейка, весы с разновесами.


34

10

ТБ Лабораторная работа «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». 30 м




Тестовые задания, кроссворд


35



36


11



12

Решение качественных задач



Повторительно – обобщающий урок по теме Законы сохранения






Молекулярная физика 27 часов

Цель:создать условия для: 1) усвоения учащимися представлений о структуре и состоянии вещества и величинах их характеризующих,

2) обобщения учащимися представлений о строении и свойствах вещества на газы,

3) применения учащимися знаний при объяснении и конструировании простейших приборов

4) для вывода учащимися уравнения Менделеева-Клапейрона,

5) сформировать у учащихся представлений о графическом изображении изопроцессов в различных координатах,

6) создать условия для составления учащимися алгоритма решения задач на газовые законы

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон,

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,

  • смысл физических законов: газовых законов

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел;

37

1

Основные положения молекулярно- кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства жидкостей и газов.




Эксперементалзадания. Реферат

§ 58,62

38

2

Количество вещества и масса молекул. Молярная масса. Масса и размеры молекул.




Тестовые задания

§ 59-61

39

3

Модель идеального газа. Основное уравнение МКТ.





§ 63-65

40

4

Решение задач на применение Основного уравнения МКТ




Зачет

§

41

5

Тепловое равновесие. Измерение температуры. Температура- мера средней кинетической энергии.




Устный опрос

§ 66-68

42

6

Средняя квадратичная скорость молекул. Опыты Штерна.




Фронтальный опрос

§ 69

43

7

Решение задач на определение средней квадратичной скорости молекул.




Тест

§

44

8

Уравнение Менделеева – Клапейрона. Решение задач на уравнение М-К




Тест

§ 70

45

9

Газовые законы.




Эксперементал. задание. Фронтальный опрос

§ 71

46

10

Решение задач на применение газовых законов.




Индивидуальная работа

§

47

11

Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей -Люссака». 405м






Лабораторная работа

§

48

12

Изменение агрегатных состояний веществ. Ненасыщенные и насыщенные пары. ТБ Лабораторные работы «Измерение поверхностного натяжения жидкости». 20 м



Динамометр, кювета с водой, тела

Весы, пипетка, штангенциркуль, стакан с водой, стакан химический

§ 72-73

49

13

Влажность воздуха. ТБ Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха». 25 м



Термометры, психрометрическая таблица

Лабораторная работа

§ 74

50

14

Кристаллические и аморфные тела.



Набор твердых тел

Реферат

§ 75-76

51

15

Подготовка к контрольной работе теме «Молекулярная физика»




Тестовые задания

§

52

16

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно- кинетической теории» 45 м




Контрольная работа


53

17

Обобщение темы «Молекулярная физика»




Зачет


Основы термодинамики 10 часов

Цель:создать условия для:1) формирования у учащихся представлений о способах изменения внутренней энергии, превращения её в другие виды, величинах характеризующих данные явления,

2) объяснения учащимися принципа работы тепловых двигателей,

3) составления учащимися алгоритма решения задач по термодинамике.

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты,

  • смысл физических законов, термодинамики,

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

54

1

Основные понятия термодинамики. Внутренняя энергия идеального газа, количество теплоты.




Фронтальный опрос. Диктант

§ 77-79

55






56

2






3

Решение задач на определение внутренней энергии.






ТБ Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда». 45 м









Калориметр, термометр, весы и разновесы, стеклянный стакан, лёд, сосуд с

горячей водой, мензурка.







Лабораторная работа

Индивид задания

§

57

4

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Уравнение теплового баланса.




Физический диктант. Индивидуальный контроль

§ 80-81

58

5

Решение задач на первый закон термодинамики




Самостоятельная работа.Тест.

§

59

6

Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.




Устный опрос

§ 82-83

60




61

7




8

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.



Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.



Двигатель внутреннего сгорания





Проектная работа

§ 84

62

9

Решение задач по теме «Основы термодинамики».




Индивид карточки, тест


63


10

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики». 45м




Контрольная работа


Электродинамика 5 часов

Цель:

1) вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов,

2) вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда,

3) вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов,

4) вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора,

5) выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей.

6) измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

знать/понимать

  • смысл понятий: электромагнитное поле,

  • смысл физических величин:, элементарный электрический заряд; напряжённость, потенциал, разность потенциалов

  • смысл физических законов электрического заряда, Кулона, закон Ома для полной цепи

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

64

1

Электрический заряд. Элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. ТБ Лабораторная работа «Измерение элементарного заряда». 25 м


































Сосуд с раствором медного купороса; медные электроды; весы с разновесами;

амперметр; источник постоянного напряжения; часы; реостат; ключ; электрическая плитка;

соединительные провода.

Лабораторная работа

§ 86-88

65

2

Закон Кулона Решение задач на закон Кулона




Физический диктант. Устный опрос

§ 89-90

66

3

Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.



Плоский конденсатор

Устный опрос

§91-95

67

4

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал. Разность потенциалов.




Устный опрос

§ 98-100

68

5

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.



Набор конденсаторов

Устный опрос

§ 101-103



























Календарно-тематическое планирование 11 класс.



№ урока

№ ур по теме

Тема урока

Дата

Кор дат

Оборудование

Контроль знаний

Домашнее зад

Электродинамика 26 часов.

Основная цель: сформировать представление учащихся о магнитном поле и его свойствах. Закон Ампера и силы Лоренца и показать его практическую значимость. Установить силы, влияющие на подвижное тело в электромагнитном поле

Правило буравчика, вектор магнитной индукции. Применять правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера. Устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Рассмотреть устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Типы электростанций. Объяснять получение и применение переменного тока. рассмотреть устройство и применения трансформатора. Рассмотреть теорию Максвелла. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн. описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприемника А.С. Попова.

знать/понимать

  • смысл понятий: электромагнитное поле,

  • смысл физических величин: магнитный поток, магнитная индукция, индуктивность

  • смысл физических законов электромагнитной индукции,

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;

1

1

Инструктаж по ТБ. Стационарное магнитное поле.




Устный опрос

Пар 1-2

2

2

Наблюдения действия магнитного поля на ток. Сила Ампера.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Задания с выбором ответов

Пар 3

3

3

Решение задач на определение силы Ампера






4

4

Сила Лоренца.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Решение задач.

6-7

5

5

Магнитные свойства вещества. Решение задач






6

6

Контрольная работа по теме «Стационарное магнитное поле» 45м




Контрольная работа


7

7

Явление электромагнитной индукции работа над ошибками.



Гальванометр, катушка, магнит

тест

8-9

8

8

Направление индукционного тока. Правила Ленца. ТБ Лабораторная работа «Измерение магнитной индукции». 30 м



mA, катушка, магнит

магнитное коромысло.

Лабораторная работа

10

9

9

Закон электромагнитной индукции.




Фронтальный опрос

11-12

10

10

Явление самоиндукции. Индуктивность.



Люминесцентная лампа

Самостоятельное решение задач

15-16

11

11

Свободные и вынужденные ЭМК. Колебательный контур.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Тренажер на решение графических задач

27-28

12

12

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний.




Тест Разноуровневые задачи индивидуальная работа


13

13

Переменный электрический ток. Решение задач.




Самостоятельная работа

31

14

14

Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии.



Трансформатор

Фронтальный опрос

37,41

15

15

Волна. Свойства волн и основные характеристики.




тест

42-47

16

16

ЭМВ. Опыты Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Сообщение учащихся

48-52

17

17

Контрольная работа по теме «Колебания и волны» 45 м




Контрольная работа


18

18

Работа над ошибками. Решение задач.






19

19

Обобщение темы «Колебания и волны»






20

20


Скорость света. Основные законы геометрической оптики.



Набор для демонстрации закона отражения и преломления


59-62

21

21

ТБ Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла» 45 м



Экран, призма, источник света.

Лабораторная работа


22

22

Дисперсия света. Измерение длины световой волны. Интерференции, дифракции и поляризации света.



Оптическая скамья


Решение задач

66-72

23

23

ТБ Лабораторная работа «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.» 45 м



Линейка для определения длин световой волны



Лабораторная работа


24

24

Излучение и спектры. ТБ «Наблюдение линейчатых спектров.» Лабораторная работа

Шкала электромагнитных излучений. 25 м



Спектральные трубки

Глава 10

25

25

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.





Глава 9

26/

26

Решение задач на законы оптики






Квантовая физика и элементы астрофизики 28 часов

Основная цель: познакомить с новым разделом физики. Рассмотреть явление фотоэффекта и выяснить основные его законы. Величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс), устройство принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. Рассмотреть строение Солнечной системы. Солнце как источник жизни на Земле. Понятие «Вселенная». Источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца.

знать/понимать

  • смысл понятий: фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических законов фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

27

1

Законы фотоэффекта.



Прибор для демонстрации явления фотоэффекта


88-89

28

2

Фотоны. Гипотеза де Бройля.




Фронтальный опрос

90

29

3

Решение задач на законы фотоэффекта.




Тест


30

4

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света.




Сообщения учащихся

92-93

31

5

Строение атома. Опыты Резерфорда.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Тест

94

32

6

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом.





95-96

33

7

Решение задач.




Самостоятельная работа


34

8

Контрольная работа по теме «Световые кванты», «Атомная физика» 45м




Контрольная работа


35

9

Работа над ошибками. Радиоактивность. Альфа, бета, гамма излучения.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс



Тесты

Индивидуальная работа по карточкам

Устный опрос


98-100

36

10

Энергия связи атомных ядер.




106

37

11

Решение задач на расчет энергии связи атомных ядер.





38

12

Радиоактивные превращения




101

39

13

Решение задач на правила смещения.





40

14

Цепная реакция. Атомная электростанция.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Сообщения

109-111

41

15

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений.




Рефераты

112-114

42

16

Элементарные частицы.






43

17

Контрольная работа по теме «Физика ядра» 45м




Контрольная работа


44

18

Обобщение материала по теме Квантовая физика.






45

19

Небесная сфера. Звездное небо.



Модель небесной сферы. Карты звездного неба.

Тест

116

46

20

Законы Кеплера.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 клас

Решение задач

117

47

21

Строение солнечной системы.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 клас

Сообщение

119

48

22

Система Земля - Луна




Реферат

118

49

23

Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 класс

Фронтальный опрос. Тест

120-122

50

24

Физическая природа звезд




Реферат

121,123

51

25

Наша галактика



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 клас


124

52

26

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.



Демонстрация с использованием электронного учебника 11 клас


125

53

27

Жизнь и разум во вселенной.




Сообщение

126

56

28

Контрольная работа по теме «Строение и эволюция вселенной» 40 м




Контрольная работа


Повторение 14 часов

Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года. Повторить основные понятия и формулы курса физики. Подготовка к ЕГЭ по предмету.

55

1

Повторение основных формул раздела «Кинематика»




Тест


56

2

Решение задач по разделу «Кинематика»




Самостоятельная работа


57

3

Законы Ньютона.




Фронтальный опрос


58

4

Решение задач на законы Ньютона. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Лабораторная работа 30 мин




Тест, решение задач


59

5

Законы сохранения в механике.




Решение задач


60

6

Решение задач на законы сохранения в механике.




Тест


61

7

Основы МКТ. Газовые законы.




Тест


62

8

Решение задач на газовые законы




Тест


63

9

Решение графических задач




Тест


64

10

Решение задач на закон Кулона




Тест


65

11

Лабораторная работа. «Наблюдения действия магнитного поля на ток» 45 мин






66

12

Решение задач на применение формулы тонкой линзы.






67

13

Лабораторная работа. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». 45 мин






68

14

Обобщающее занятие «Единая физическая картина мира»







Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ в 10 классе. (в классе 6 учащихся)

Лабораторные работы

Наименования оборудования

Необходимый минимум

Кол

оборудования в наличие

% оснащ


1.

«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Штатив, желоб, линейка секундомер, шарик.

1 комплект на 2 ученика

4

100%


2

«Исследование движения тела под действием постоянной силы».

Прибор по кинематике и динамике с движущейся тележкой, секундомер или метроном, лента измерительная, штатив лабораторный.

1 комплект на 2 ученика



3.

«Измерение ускорения свободного падения»

Штатив, математический маятник, секундомер



4


4.

«Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»

Динамометр, линейка, груз на нити, штатив, весы, циркуль.

1 комплект на 2 ученика

4

100%

5.

Лабораторная работа «Исследование упругого и неупругого соударения»

Штатив, весы с разновесами, линейка, 2 стальных шара разной массы на

длинных подвесах.

1 комплект на 2 ученика

4

100%

6.

«Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Динамометр, линейка, груз на нити, штатив

1 комплект на 2 ученика

4

100%

7

«Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела».

2 штатива лабораторных с муфтами и лапками, динамометр, шар, нитки, линейка, весы с разновесами.

1 комплект на 2 ученика

4

100%

8

«Измерение поверхностного натяжения жидкости».

Три кристаллизатора, сосуд с дистиллированной водой, мыльный раствор воды, раствор сахара,

1 комплект на 2 ученика

4

100%

9.

Измерение влажности воздуха.

Термометр лабораторный (до 1000С), кусочек марли или ваты, сосуд с

водой комнатной температуры, психрометрическая таблица.

1 комплект на 2 ученика

4

100%

10

«Измерение удельной теплоты плавления льда».

Калориметр, термометр, весы и разновесы, стеклянный стакан, лёд, сосуд с

горячей водой, мензурка.

1 комплект на 2 ученика

4

100%

11

«Измерение элементарного заряда».

Сосуд с раствором медного купороса; медные электроды; весы с разновесами;

амперметр; источник постоянного напряжения; часы; реостат; ключ; электрическая плитка;

соединительные провода.




12

«Измерение ЭДС и определение внутреннего сопротивления источника тока Измерение электрического сопротивления с помощью омметра».

Источник тока, лабораторный амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат


1 комплект на 2 ученика

4

100%

13

«Опытная проверка закона Гей -Люссака».

Термометр, мензурка, длинная трубка стеклянная.

1 комплект на 2 ученика

4

100%

14

«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Источник тока, лабораторный амперметр, вольтметр, соединительные провода,резисторы

1 комплект на 2 ученика

4

100%





Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ в 11 классе. (в классе 6 учащихся)

Лабораторные работы

Наименования оборудования

Необходимый минимум

Кол

оборудования в наличие

% оснащ


1.

«Измерение магнитной индукции»


Катушка, магниты, миллиамперметр, соединительные провода

1 комплект на 2 ученика

3

100%


2

«Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

Линейка для определения длины световой волны, дифракционная решетка

1 комплект на 2 ученика

3

100 %

3.

«Определение показателя преломления стекла»

Призма, источник света,экран со щель.



3

100%

4.

«Наблюдение линейчатых спектров».


Набор спектральных трубок. Источник питания газоразрядных трубок.

1 комплект на класс

1

100%

5

«Наблюдения действия магнитного поля на ток»

Катушка, магниты, миллиамперметр, соединительные провода

1 комплект на 2 ученика

3

100%

6

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Штатив, маятник, часы.

1 комплект на 2 ученика

3

100%

7

«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Экран со щелью, собирающая линза, линейка, источник света

1 комплект на 2 ученика

3

100%

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

  • о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

    • условия, при которых протекает явление;

    • связь данного явлении с другими;

    • объяснение явления на основе научной теории;

    • примеры учета и использования его на практике;

  • о физических опытах:

    • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

  • о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

    • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

    • определение понятия (величины);

    • формулы, связывающие данную величину с другими;

    • единицы физической величины;

    • способы измерения величины;

  • о законах:

    • формулировка и математическое выражение закона;

    • опыты, подтверждающие его справедливость;

    • примеры учета и применения на практике;

    • условия применимости (для старших классов);

  • о физических теориях:

    • опытное обоснование теории;

    • основные понятия, положения, законы, принципы;

    • основные следствия;

    • практические применения;

    • границы применимости (для старших классов);

  • о приборах, механизмах, машинах:

    • назначение; принцип действия и схема устройства;

    • применение и правила пользования прибором.

  • Физические измерения.

    • Определение цены деления и предела измерения прибора.

    • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

    • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

    • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

  • Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

  • Оценке подлежат умения:

    • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

    • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

    • решать задачи на основе известных законов и формул;

    • пользоваться справочными таблицами физических величин.

  • При оценке лабораторных работ учитываются умения:

    • планировать проведение опыта;

    • собирать установку по схеме;

    • пользоваться измерительными приборами;

    • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

    • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка ответов учащихся

  • Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

  • Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка лабораторных работ:

  • Оценка «5»ставится в том случае, если учащийся:

выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

      • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

      • в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;

      • правильно выполнил анализ погрешностей.

  • Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки

  • Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • Оценка «2»ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка контрольных работ

  • Оценка «5» ставится за работу,   выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

  • Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

  • Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

  • Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.