ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;
-Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ Р.П.Свободный»
-Учебного плана МБОУ «СОШ р.п.Свободный»на 2018-19 учебный год
-Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК «Начальная школа XXI века» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; учебников «Букварь» в 2-х частях (авторы Журова Л. Е., Евдокимова А. О.); рабочих тетрадей «Прописи» № 1, 2, 3 (авторы Безруких М. М., Кузнецова М. И.); учебника «Русский язык: 1 класс» (авторы Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И.); рабочих тетрадей «Русский язык: 1 класс» (№ 1, 2) (авторы Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И.) – М. : Вентана-Граф, 2015;
- Методическим письмом министерства образования РФ от 25.09.2000г. № 2021/13-13 «Об организации обучения первых классов четырёхлетней начальной школы»;
- Методическим письмом министерства образования РФ от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. При обучении грамоте первоклассники овладеют первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода учебной деятельности.
Содержание курса обучение грамоте включает содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ, чтение, письмо, развитие речи.
Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово их предложения, осознают, что слово имеет значение.
Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа: называть звуки слова, давать качественную характеристику каждого звука. Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма. Звуковой анализ помогает осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. Курс обучения грамоте ставит задачу формирования и закрепления навыка плавного слогового чтения на диапазоне всех букв алфавита и постепенный переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Обучение грамоте идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Основой построения обучения грамоте является учёт возрастных особенностей первоклассников. Языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от наглядно- действенного и наглядно- образного мышления к логическому. Построение моделей формирует важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля.
Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение первого знакомства с буквами к концу первого полугодия. Пропедевтика лингвистического образования и речевого развития первоклассников продолжается в курсе «Русский язык».
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно - коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку после обучения грамоте углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью: применения достаточного количества письменных упражнений разных видов, представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно - познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Всего на предмет « Русский язык» в 1 классе – 165 часов( 33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 часов – на первое полугодие, 85 часов – на второе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Учащиеся должны знать:
- название и порядок букв русского алфавита
-признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие согласные звуки, пары согласных по звонкости-глухости
-правила переноса слов
-признаки предложений и текста
-правила речевого этикета
Учащиеся должны уметь:
-использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения
-различать устные и письменные формы общения
-каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40-50 слов без пропусков и искажений
Класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Объем текста диктанта (количество слов) |
1 класс | - | - | - | 15-25 |
Объем текста для списывания |
1-й класс | - | - | - | 20-30 |
| | | | |
Словарные слова:
дорога, до свидания, пожалуйста, спасибо, фамилия, Россия, Москва, учитель,язык,собака,ребята,медведь,класс,деревня,город,ученик,картина,адрес.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
звуки и буквы;
ударные и безударные гласные звуки;
твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
выделять в словах слоги;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
переносить слова;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
правильно писать словарные слова, определенные программой;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
осознавать цели и ситуации устного общения;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Формы и средства контроля
Проверка усвоения программного материала учащимися 1-го класса проводится в форме индивидуальных и фронтальных устных проверок, выполнением графических и практических работ. Эти проверки проводятся в виде диагностических работ, составленных в нескольких вариантах, и оцениваются словесно.
Особое внимание в изучении курса уделяется формированию навыков самоконтроля – при введении нового материала, взаимоконтроля – в процессе его отработки.
В соответствии с письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в 1-м классе исключается система балльного оценивания, домашние задания не задаются, в I полугодии контрольные работы не проводятся.
Контрольно – измерительные материалы.
1. Диагностическое обследование в конце второй четверти
2. Контрольная работа - май
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Курс обучения грамоте (письмо) | Систематический курс русского языка |
80 часов (5ч х 16 нед) | 85 часов (5ч х 17 нед) |
Всего: 165 часов (5 ч х 33 нед) |
Обучение грамоте (80 ч)
Слово и предложение
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Универсальные учебные действия:
моделировать состав предложения;
корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;
выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Фонетика
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Универсальные учебные действия:
моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;
сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;
обосновывать выполняемые и выполненные действия;
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;
контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
объяснять причину допущенной ошибки.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Универсальные учебные действия:
соотносить звук и соответствующую ему букву;
обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;
соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;
дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];
структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;
находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;
объяснять причину допущенной ошибки.
Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Универсальные учебные действия:
применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;
сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;
осознавать смысл прочитанного;
находить содержащуюся в тексте информацию;
определять основную мысль прочитанного произведения;
обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;
формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;
использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
Универсальные учебные действия:
осознавать смысл текста при его прослушивании;
понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;
определять основную мысль текста;
различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.
Письмо
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.
Универсальные учебные действия:
анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;
составлять алгоритм предстоящих действий;
объяснять последовательность своих действий;
моделировать буквы из набора элементов;
анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;
осознавать смысл написанного;
контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;
контролировать этапы своей работы при списывании;
принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;
оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).
Орфография и пунктуация
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложений.
Универсальные учебные действия:
группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
осознавать алгоритм списывания;
контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.
Развитие речи
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалоговой формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Универсальные учебные действия:
строить устное речевое высказывание;
составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
участвовать в учебном диалоге;
осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
включаться в совместную работу;
высказывать собственное мнение и обосновывать его.
Систематический курс (85 ч)
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
сочетания чк,чн;
перенос слов;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Тематическое планирование
по русскому языку
Классы 1
Ф.И.О. учителя _______________________
Количество часов в год: 165
Количество часов в неделю: 5
Контрольное списывание- 1
Комплексная контрольная работа/мониторинговые исследования -1 администрации
Учебник: Иванов С.В. «Русский язык» 1 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- Москва, «Вентана-Граф», 2016.
М.М.Безруких, М.И.Кузнецова «Прописи» № 1, 2,3. -Москва, «Вентана-Граф» , 2016 .
Иванов С.В. «Русский язык». 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- Москва, «Вентана-Граф», 2016.
2017 – 2018 учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ
по учебнику: Иванов С.В. «Русский язык»: 1 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- Москва, «Вентана-Граф», 2016.
М.М.Безруких, М.И.Кузнецова «Прописи» № 1, 2,3. –Москва, «Вентана-Граф», 2016.
Из расчёта 165 часов в год (5 часов в неделю)
Учитель _______________________________
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Раздел «Добукварный период» | 80 |
-
| Ориентировка по странице прописей | 1 |
-
| Алгоритм действий при проведении линии от определенной точки в заданном направлении | 1 |
-
| Отработка алгоритма при проведении линии от определенной точки в заданном направлении | 1 |
-
| Понятие «слово» | 1 |
-
| Алгоритм действий при проведении вертикальных параллельных линий | 1 |
-
| Алгоритм действий при проведении наклонных параллельных линий. (Пространственные отношения между объектами | 1 |
-
| Деление предложения на слова. Алгоритм действий при проведении параллельных и непараллельных линий. (Пространственные отношения между объектами) | 1 |
-
| Знакомство со схемой звукового состава слова. Единство звукового состава слова и его значения | 1 |
-
| Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове | 1 |
-
| Знакомство с рабочей строкой. Проведение полуовалов | 1 |
-
| Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов | 1 |
-
| Звуковой анализ слов. Проведение овалов,заданных линий на рабочей строке | 1 |
-
| Звуковой анализ слов. Проведение малого и большого овалов, заданных линий на рабочей строке | 1 |
-
| Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории | 1 |
-
| Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв | 1 |
-
| Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Звуковой анализ слова. | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы А(а) | 1 |
-
| Знакомство с буквой Я (я). Письмо заглавной буквы Я | 1 |
-
| Письмо строчной буквы я | 1 |
-
| Закрепление правил обозначения звука [а] буквами | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы О (о) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Ё (ё) | 1 |
-
| Буква ё в начале слова: обозначение звуков [й’о]. Звуковой анализ слов с ё в начале слова | 1 |
-
| Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы У (у) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Ю (ю) | 1 |
-
| Закрепление правил обозначения звуков [о], [а], [у] буквами | 1 |
-
| Знакомство с буквой Э (э). Письмо заглавной буквы Э | 1 |
-
| Письмо строчной буквы э | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Е (е) | 1 |
-
| Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв | 1 |
-
| Письмо строчной буквы ы | 1 |
-
| Знакомство с буквой И (и). Письмо заглавной буквы И | 1 |
-
| Письмо строчной буквы и | 1 |
-
| Отработка написания изученных букв | 1 |
-
| Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости – мягкости согласных звуков | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы М (м | 1 |
-
| Знакомство с буквой Н (н). Письмо заглавной и и слов строчной буквы Н (н). Письмо слогов | 1 |
-
| Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Р (р). Письмо слогов и слов | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Л (л) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Й (й) | 1 |
-
| Введение понятий «слог», «ударение» | 1 |
-
| Отработка написания изученных букв | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Г (г) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы К (к) | 1 |
-
| Дифференциация букв Г (г) и К (к) | 1 |
-
| Знакомство с буквой З (з). Письмо заглавной буквы З | 1 |
-
| Письмо строчной буквы з | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы С (с) | 1 |
-
| Дифференциация букв З (з) и С (с) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Д(д) | 1 |
-
| Знакомство с буквой Т (т). Письмо заглавной буквы Т | 1 |
-
| Письмо строчной буквы т. Составление предложения из слов | 1 |
-
| Дифференциация букв Д (д) и Т (т) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Б (б) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы П (п) | 1 |
-
| Знакомство с буквой В (в). Письмо заглавной и строчной буквы В (в) | 1 |
-
| Чтение и письмо слов и предложений | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Ф(ф | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Ж (ж | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш) | 1 |
-
| Знакомство с буквой Ч (ч). Письмо заглавной буквы Ч | 1 |
-
| Письмо строчной буквы ч | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Щ (щ) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Х (х) | 1 |
-
| Письмо заглавной и строчной буквы Ц (ц) | 1 |
-
| Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь | 1 |
-
| Письмо строчной буквы ь | 1 |
-
| Слова с разделительным мягким знаком | 1 |
-
| Письмо строчной буквы ъ | 1 |
-
| Закрепление написания всех букв русского алфавита | 1 |
-
| Закрепление написания всех букв русского алфавита | 1 |
-
| Проверка техники чтения. Упражнение в письме | 1 |
-
| Проверка техники чтения. Упражнение в письме | 1 |
-
| Повторение изученного. Звуковой анализ слов | 1 |
-
| Диагностическое обследование в конце второй четверти | 1 |
-
| Резерв. (Повторение изученного. Письмо слов и предложений) | 1 |
-
| Резерв. (Повторение изученного. Письмо слов и предложений) | 1 |
-
| Резерв. (Повторение изученного. Письмо слов и предложений) | 1 |
| Раздел «ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД» | 79 |
-
| Язык как средство общения. Порядок действий при списывании | 1 |
-
| Язык как средство общения. Порядок действий при списывании | 1 |
-
| Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения | 1 |
-
| Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения | 1 |
-
| Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений | 1 |
-
| Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений | 1 |
-
| Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании | 1 |
-
| Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании | 1 |
-
| Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы кто? что | 1 |
-
| Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 |
-
| Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?; знаки препинания в конце предложения | 1 |
-
| Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?; знаки препинания в конце предложения | 1 |
-
| Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, их правописание | 1 |
-
| Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, их правописание | 1 |
-
| Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имен | 1 |
-
| Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имен | 1 |
-
| Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Порядок действий при списывании и правила правописания собственных имен | 1 |
-
| Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Порядок действий при списывании и правила правописания собственных имен | 1 |
-
| Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 |
-
| Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 |
-
| Описание внешности. Повторение слогоударных схем | 1 |
-
| Описание внешности. Повторение слогоударных схем | 1 |
-
| Описание внешности.Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | 1 |
-
| Описание внешности.Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | 1 |
-
| Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов | 1 |
-
| Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов | 1 |
-
| Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов | 1 |
-
| Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов | 1 |
-
| Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов | 1 |
-
| Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов | 1 |
-
| Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке | 1 |
-
| Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке | 1 |
-
| Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Подбор вопросов к словам | 1 |
-
| Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Подбор вопросов к словам | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи – ши в словах | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи – ши в словах | 1 |
-
| Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу | 1 |
-
| Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу | 1 |
-
| Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 |
-
| Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами | 1 |
-
| Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отве- чающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отве- чающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? | 1 |
-
| Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи – ши | 1 |
-
| Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи – ши | 1 |
-
| Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов | 1 |
-
| Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов | 1 |
-
| Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов | 1 |
-
| Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы какая? какие?, и правила правописания имен собственных | 1 |
-
| Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетаний жи – ши и работы со звуковыми моделями | 1 |
-
| Речевой этикет:выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе | 1 |
-
| Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам | 1 |
-
| Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописаия сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 |
-
| Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании | 1 |
-
| Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 |
-
| Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании | 1 |
-
| Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова | 1 |
-
| Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций ь | 1 |
-
| Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании | 1 |
-
| Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов | 1 |
-
| Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк – чн | 1 |
-
| Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению | 1 |
-
| Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании | 1 |
-
| Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения | 1 |
-
| Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку | 1 |
-
| Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании | 1 |
-
| Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами | 1 |
-
| Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам | 1 |
-
| Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов | 1 |
-
| Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного | 1 |
-
| Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного | 1 |
| Рефлексивная фаза учебного года | 6 |
-
| Контрольное списывание | 1 |
-
| Работа над ошибками. Повторение по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?» | 1 |
-
| Повторение по теме «Звуки и буквы» . Звуковой анализ слов. | 1 |
-
| Мониторинговые исследования. | 1 |
-
| Повторение постановки знаков препинания в конце предложения. | 1 |
-
| Повторение по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать?» | 1 |