ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской рабочей программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной и др. «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Выбор УМК «Школа России» обусловлен тем, что данный УМК реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой нового стандарта.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели и задачи не противоречат миссии нашей школы.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Для реализации программы используется предметная линия учебников по русскому языку, прописи системы «Школа России» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной.
Программа реализуется полностью без изменений и дополнений.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Методы обучения
• словесные (беседа, сообщение),
• наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
• практические,
• метод проблемного обучения,
• методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
• методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках
• учебный диалог
• коллективное составление плана предстоящей деятельности;
• самостоятельная организация деятельности;
• работа в паре;
• работа в микрогруппе;
• конструирование и моделирование.
• применение мультимедийного материала
• проектная деятельность
• исследовательская деятельность
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 658 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые образовательные результаты:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Будут сформированы60%
Получат возможность для формирования 2%
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Будут сформированы 65%
Получат возможность для формирования 3%
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Будут сформированы 60%
Получат возможность для формирования3%
Содержание учебного курса
3 класс
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Язык и речь. | 2 часа |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 часов |
3 | Слово в языке и речи. | 19 часов |
4 | Состав слова. | 16 часов |
5 | Правописание частей слова. | 29 часов |
6 | Части речи. | 1 час |
7 | Имя существительное. | 30 часов |
8 | Имя прилагательное. | 19 часов |
9 | Местоимение. | 5 часов |
10 | Глагол. | 21 час |
11 | Повторение. | 14 часов |
| ИТОГО | 170 часов |
Проектов- 5
Проверочных работ-5
Проверочных диктантов - 3
Контрольных диктантов – 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙПЛАН
3 класс (170 часов)
№п/п | Количество часов | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность уч-ся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| | Язык и речь – 2 ч. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее» |
1 | 1 | Виды речи. Речь, её назначение. |
2 | 1 | Язык, его назначение. Составление текста по рисунку. |
| | Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 ч. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия . Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. | уметь анализировать и кратко характеризовать предложение знать\понимать: – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; – анализировать и кратко характеризовать предложения - Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходства и различия. уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам |
3 | 1 | Признаки текста, построение текста. |
4 | 1 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. |
5 | 1 | Предложение. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. |
6 | 1 | Виды предложений по цели высказывания. |
7 | 1 | Виды предложений по цели высказывания. |
8 | 1 | Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений. |
9 | 1 | Предложения с обращением. Составление предложений по рисунку. |
10 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. |
11 | 1 | Распространённые и нераспространённые предложения. |
12 | 1 | Разбор предложения по членам. |
13 | 1 | Простое и сложное предложения. |
14 | 1 | Запятая внутри сложного предложения. |
15 | 1 | Связь слов в словосочетании. Составление предложений из деформированных слов. |
16 | 1 | Проверочная работа. |
| | Слово в языке и речи - 19 ч. | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Продолжать учиться работать в группе Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять план выполнения заданий на уроках Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Определять план выполнения заданий на уроках Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. -оформлять свои мысли в устной и письменной речи; -учиться подтверждать аргументы фактами; -прогнозировать последствия коллективных решений; -организовывать учебное взаимодействие в группе Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. -оформлять свои мысли в устнойи письменной речи; -учиться подтверждать аргументыфактами; -прогнозировать последствия коллективных решений; | |
17 | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слов; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм знать/понимать признаки изученных частей речи уметь анализировать и кратко характеризовать части речи знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах. Уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов знать/понимать значимые части слова. Уметь обозначать безударные гласные и парные согласные в корнях слов уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слов; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм Уметь писать изложение по коллективно составленному плану. Уметь обозначать безударные гласные в корнях слов. |
18 | 1 | Синонимы и антонимы. |
19 | 1 | Омонимы. |
20 | 1 | Слово и словосочетание. |
21 | 1 | Фразеологизмы. |
22 | 1 | Подробное изложение с языковым анализом текста. |
23 | 1 | Части речи. Имя существительное. Местоимение. |
24 | 1 | Имя прилагательное. Глагол. |
25 | 1 | Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». |
26 | 1 | Имя числительное. |
27 | 1 | Проверочная работа. |
28 | 1 | Однокоренные слова. |
29 | 1 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. |
30 | 1 | Правописание слов с ударными (сочетания жи –ши, ча –ща, чу –щу) и безударными гласными в корне. |
31 | 1 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. |
32 | 1 | Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. |
33 | 1 | Проверочный диктант. |
34 | 1 | Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. |
35 | 1 | Проект «Рассказ о слове». |
| | Состав слова - 16 ч. | -учиться подтверждать аргументы фактами; -прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе. -выделять учебную задачу на основе соотнесения известного; -участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; -сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; -проявлять интерес к различным точкам зрения. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий -оформлять свои мысли в устной и письменной речи; -прогнозировать последствия коллективных решений; -организовывать учебное взаимодействие в группе -делать выводы на основе обобщения знаний; -самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки; -пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.
| Уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы Знать части слова Уметь разбирать слова по составу Уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Знать определение приставки слова. Уметь выделять приставку в слове. Знать правило правописания приставок. Знать определение суффикса слова Уметь выделять суффикс в слове; разбирать слова по составу. |
36 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. |
37 | 1 | Чередование согласных в корне. |
38 | 1 | Сложные слова. |
39 | 1 | Формы слова. Окончание. |
40 | 1 | Окончание. |
41 | 1 | Окончание. |
42 | 1 | Приставка. |
43 | 1 | Приставка. |
44 | 1 | Приставка. |
45 | 1 | Суффикс. |
46 | 1 | Значение этих значимых частей в слове. |
47 | 1 | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». |
48 | 1 | Основа слова. Разбор слова по составу. |
49 | 1 | Обобщение знаний о составе слова. |
50 | 1 | Проверочная работа. |
51 | 1 | Проект «Семья слов». |
| | Правописание частей слова - 29 ч. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. - Критично относиться к своему мнению Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу -делать выводы на основе обобщения знаний; -пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия; -определять последовательность действий для решения предметной задачи. -подтверждать аргументы фактами; -слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; -участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций осознавать уровень и качество выполнения работы; -обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; -вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. -выделять учебную задачу на основе соотнесения известного; -участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; -сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; -проявлять интерес к различным точкам зрения. -делать выводы на основе обобщения знаний; -самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки; -пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия. -учиться подтверждать аргументы фактами; -прогнозировать последствия коллективных решений; -организовывать учебное взаимодействие в группе; -соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении Оценивать собственную успешность в выполнения заданий . Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев -Критично относиться к своему мнению -Понимать точку зрения другого . Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; -выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи | Знать части слова Уметь разбирать слова по составу Уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова Знать способы проверки безударных гласных в корне слова. Уметь писать слова с безударными гласными. Знать написание сложных слов. Знать способы проверки безударных гласных в корне слова. Уметь писать слова с безударными гласными. Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы Уметь обозначать безударные гласные и парные согласные в корнях слов. Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы. |
52 | 1 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. |
53 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
54 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
55 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
56 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
57 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
58 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
59 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
60 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
61 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
62 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
63 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
64 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
65 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
66 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
67 | 1 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
68 | 1 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
69 | 1 | Правописание суффиксов и приставок. |
70 | 1 | Правописание суффиксов и приставок. |
71 | 1 | Правописание суффиксов и приставок. |
72 | 1 | Правописание суффиксов и приставок. |
73 | 1 | Правописание приставок и предлогов. |
74 | 1 | Правописание приставок и предлогов. |
75 | 1 | Правописание приставок и предлогов. |
76 | 1 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
77 | 1 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
78 | 1 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
79 | 1 | Контрольный диктант. |
80 | 1 | Составление текста по репродукции картины В.М .Васнецова «Снегурочка». |
| | Части речи - 76 ч. | | |
81 | 1 | Части речи. | | |
| | Имя существительное - 30 ч. | -способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. -выделять учебную задачу на основе соотнесения известного; -участвовать в учебном диалоге, -Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу Аргументировать свою точку зрения; -сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; -проявлять интерес к различным точкам зрения; -вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. находить в справочниках, ответ на интересующие вопросы; -делать выводы на основе обобщения знаний; -пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. -подтверждать аргументы фактами; -слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; -выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. - создавать текст-описание на основе проведенных наблюдений -Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу | Знать определение имени существительного. Уметь употреблять имена существительные Знать правило написания имён существительных с шипящим на конце Уметь изменять имена существительные по вопросам. Знать определение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Знать определение склонения; названия падежей Знать название падежей и вопросы к ним. Уметь склонять имена существительные Знать правило написания имён существительных с шипящим на конце Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы Знать название падежей и вопросы к ним. Уметь склонять имена существительные Знать название падежей и вопросы к ним. |
82 | 1 | Повторение и углубление представлений. |
83 | 1 | Значение и употребление имен существительных в речи. |
84 | 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
85 | 1 | Представление об устаревших словах в русском языке. |
86 | 1 | Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. |
87 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. |
88 | 1 | Правописание имен собственных. |
89 | 1 | Проект «Тайна имени». |
90 | 1 | Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. |
91 | 1 | Работа с текстом. Письмо по памяти. |
92 | 1 | Род имён существительных. Имена существительные общего рода (первое представление). |
93 | 1 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода. |
94 | 1 | Род имен существительных. |
95 | 1 | Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. |
96 | 1 | Род имен существительных. |
97 | 1 | Род имен существительных. |
98 | 1 | Проверочный диктант. |
99 | 1 | Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
100 | 1 | Неизменяемые имена существительные. Составление рассказа по репродукции картины И.Я .Билибина «Иван-Царевич и лягушка-квакушка» |
101 | 1 | Именительный падеж. |
102 | 1 | Родительный падеж. |
103 | 1 | Дательный падеж. |
104 | 1 | Винительный падеж. |
105 | 1 | Творительный падеж. |
106 | 1 | Предложный падеж. |
107 | 1 | Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. |
108 | 1 | Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). |
109 | 1 | Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». |
110 | 1 | Проект «Зимняя страничка». |
111 | 1 | Проверочный диктант. |
| | Имя прилагательное - 19 ч. | Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Читать вслух и про себя тексты учебников Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью -участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; -сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; -проявлять интерес к различным точкам зрения. -делать выводы на основе обобщения знаний; -извлекать информацию, представленную в разных формах; -пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия. -учиться подтверждать аргументы фактами; -прогнозировать последствия коллективных решений; -организовывать учебное взаимодействие в группе Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Читать вслух и про себя тексты учебников Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов | Знать определение имени прилагательного. Уметь находить имена прилагательные в тексте; ставить вопросы к именам прилагательным; употреблять их в речи. Знать определение имени прилагательного. Уметь находить имена прилагательные в тексте; ставить вопросы к именам прилагательным; употреблять их в речи. Знать родовые окончания имён прилагательных. Уметь изменять имена прилагательные по числам и родам в единственном числе; определять род и число имён прилагательных. Знать родовые окончания имён прилагательных. Знать родовые окончания имён прилагательных. Уметь изменять имена прилагательные по числам и родам в единственном числе; определять род и число имён прилагательных. Уметь изменять имена прилагательные по числам Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы Уметь изменять имена прилагательные по падежам Уметь анализировать написание слов с изученными орфограммами. |
112 | 1 | Лексическое значение имен прилагательных. |
113 | 1 | Связь имени прилагательного с именем существительным. |
114 | 1 | Роль имен прилагательных в тексте. |
115 | 1 | Текст-описание. Художественное и научное описания. |
116 | 1 | Сопоставление содержания и выразительных средств и в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» |
117 | 1 | Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. |
118 | 1 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. |
119 | 1 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. |
120 | 1 | Родовые окончания имен прилагательных(-ый,-ой,-ая,-яя). |
121 | 1 | Изменение имен прилагательных по числам. |
122 | 1 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Составление теста-описания о животном по личным наблюдениям. |
123 | 1 | Изменение имён прилагательных, кроме имен прилагательных на -ий,-ья,-ов,-ин, по падежам. |
124 | 1 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. |
125 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
126 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного. |
127 | 1 | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». |
128 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
129 | 1 | Проект « Имена прилагательные в загадках» |
130 | 1 | Контрольный диктант. |
| | Местоимение - 5 ч. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. -находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; -делать выводы на основе обобщения знаний; -пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Читать вслух и про себя тексты учебников Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу | Уметь анализировать написание слов с изученными орфограммами. Знать определение местоимения Уметь склонять местоимения. Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы |
131 | 1 | Личные местоимения 1-го,2-го,3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. |
132 | 1 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. |
133 | 1 | Морфологический разбор местоимений. |
134 | 1 | Проверочная работа. |
135 | 1 | Составление письма. |
| | Глагол - 21 ч. | находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Читать вслух и про себя тексты учебников Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных перестраивать известный способ действия. -подтверждать аргументы фактами; -слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; Оценивать собственную успешность в выполнения заданий -Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу | Знать определение глагола Уметь образовывать глаголы от других частей речи Знать неопределённую форму глагола. Уметь употреблять глаголы в неопределённой форме Знать неопределённую форму глагола. Знать временные формы глагола Уметь изменять глаголы по временам. Знать правило правописания НЕ с глаголами. |
136 | 1 | Значение и употребление в речи. |
137 | 1 | Число. Изменение глаголов по числам. |
138 | 1 | Изменение глаголов по числам. |
139 | 1 | Составление текста по сюжетным рисункам. |
140 | 1 | Начальная (неопределённая ) форма глагола. |
141 | 1 | Глагольные вопросы что делать ? и что сделать? |
142 | 1 | Число глаголов. |
143 | 1 | Изменение глаголов по числам. Составление предложений(с нарушенным порядком слов), их запись. |
144 | 1 | Изменение глаголов по временам. |
145 | 1 | Изменение глаголов по временам. |
146 | 1 | Изменение глаголов по временам. |
147 | 1 | Изменение глаголов по временам. |
148 | 1 | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
149 | | Род глаголов в прошедшем времени. |
150 | 1 | Родовые окончания глаголов (-а,-о). Составление предложений и текста. |
151 | 1 | Правописание частицы НЕ с глаголами. |
152 | 1 | Правописание частицы НЕ с глаголами. |
153 | 1 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. |
154 | 1 | Проверочная работа. |
155 | 1 | Контрольный диктант. |
156 | 1 | Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке». |
| | Повторение - 14 ч. | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; -находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; -делать выводы на основе обобщения знаний; -пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого | Уметь склонять имена существительные Повторить название падежей и вопросы к ним. Уметь писать диктант, включающий изученные орфограммы Уметь анализировать написание слов с изученными орфограммами. Уметь писать к. работу включающую изученные орфограммы |
157 | 1 | Повторение. |
158 | 1 | Повторение. |
159 | 1 | Повторение. |
160 | 1 | Повторение. |
161 | 1 | Повторение. |
162 | 1 | Повторение. |
163 | 1 | Повторение. |
164 | 1 | Повторение. |
165 | 1 | Повторение. |
166 | 1 | Повторение. |
167 | 1 | Повторение. |
168 | 1 | Повторение. |
169 | 1 | Повторение. |
170 | 1 | Повторение. |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Книгопечатная продукция.
Учебники:
Русский язык.
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Печатные пособия.
1.Касса веер: гласные, согласные, слоги.
2.Подвижная азбука.
3. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Технические средства обучения
Аудиторная доска.
Персональный ноутбук
Проектор.