Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО «___»_08____2017г Протокол №_1____ ______/ Р.Р. Аюпова Руководитель ШМО | Согласовано Зам. директора по УР _______/ А.А. Зарипова «____»________2017 г | Утверждаю Директор МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк ___________/ О.В.Идрисова Приказ №_____ «___»____2017 г. |
Рабочая программа
по литературе
для 7в класса
на 2017 – 2018 учебный год
Уровень обучения - базовый
Составитель: учитель русского языка и литературы
Колпакова Марина Георгиевна
Бижбуляк-2017
Рабочая программа учебного предмета «Литература» (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных - правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).
2. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
3. Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2017-2018 учебный год.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
5. Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
7. Примерной и авторской программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328 с.
Программа соответствует учебнику «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературные роды, текстология.
Из устного народного творчества (2 часа)
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Связь с другими искусствами: лубок.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы (2 часа)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века (5 часов)
М.В. Ломоносов
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.
Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. Державин
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры.
Д.И. Фонвизин
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из русской литературы XIX века (28 часов)
А.С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. Ремизов.
«Очерки из жизни дикой Башкирии». Тема и анализ произведения.
Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. Тургенев
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. Некрасов
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. Лесков
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Ф.И. Тютчев
Философская лирика поэта-философа. «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Идея стихотворений. Русские писатели о Тютчеве.
А.А. Фет
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Поэзия XIX века о России (1 час)
Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь»;
А.Н. Майков. «Нива»;
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…»
А.П. Чехов
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
Из литературы XX века (21 час)
И.А. Бунин
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
А.И. Куприн
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
М. Горький
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».
Л.Н. Толстой. Башкирия в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Рассказы «Ильяс», «Много ли человеку надо».
А.С. Грин
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.
Теория литературы: развитие представлений о романтизме.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.
В.В. Маяковский
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.
Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. Шмелев
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.
М.М. Пришвин
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
К.Г. Паустовский
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.
Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (1 час)
Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; В.Н. Лобода. «Начало».
Б.Л. Васильев
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
В.М. Шукшин
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России (1 час)
Г. Тукай. «Родная деревня»; А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»; М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»; И. Северянин. «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я.В. Смеляков. «История»; А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Из зарубежной литературы (8 часов)
У. Шекспир
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Мацуо Басё
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.
Р. Бёрнс
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».
Р.Л. Стивенсон
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
А. де Сент-Экзюпери
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Я. Купала
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).
Содержание практической деятельности
(контрольно-измерительный материал).
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
подготовка рефератов, докладов;
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Учебно-тематический план по литературе
7в класс.
№ | Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. р. | Разв-е речи | РК |
1. | Введение. Любите читать! | 1 | | | |
2. | Из устного народного творчества. | 2 | | | |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 | | | |
4. | Из русской литературы XVIII века. | 4 | | 1 | |
5. | Из литературы XIX века. | 22 | 2 | 3 | 1 |
6 | Поэзия XIX века. | 1 | | | |
7. | Из литературы XX века. | 16 | 1 | 3 | 1 |
8 | Лирика поэтов – у частников ВОВ. | 1 | | | |
9 | Русские поэты XX века о России . | 1 | | | |
10. | Из зарубежной литературы. | 7 | 1 | | |
Итого: | | 57 | 4 | 7 | 2 |
Итого: 70 ч. |
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 70 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
1 четверть – 17 часов;
2 четверть – 16 часов;
3 четверть – 20 часов;
4 четверть – 17 часов.
Календарно-тематическое планирование.
7в класс.
Составитель: Колпакова М.Г., учитель русского языка и литературы
Из федерального компонента на учебный предмет «Литература» отведено 2 часа в неделю, за учебный год составляет 70 часов.
«Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт |
Введение (1 ч.) | |
1 четверть | |
1 | Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). | 1 | 02.09 | |
Из устного народного творчества (2ч.) | |
2 | Былина «Святогор и Микула Селянинович». | 1 | 07.09 | |
3 | Русские народные песни. Песни свадебные, лирические, лиро-эпические. | 1 | 09.09 | |
Из древнерусской литературы (2 ч.) | |
4 | «…И вспомнил Олег коня своего…». Идея произведения. | 1 | 14.09 | |
5 | Из «Повести временных лет»: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | 16.09 | |
Из русской литературы XVIII века (5 часов) | |
6 | Классицизм. Слово о М.В.Ломоносове. оды «На день восшествия на всероссийский престол….». | 1 | 21.09 | |
7 | Р/р. Классицизм. Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к домашнему сочинению на тему «Слава науке». | 1 | 23.09 | |
8 | Классицизм. Слово о Г.Р.Державине. Стихотворение «Властителям и судиям». | 1 | 28.09 | |
9 | Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. | 1 | 30.09 | |
10 | Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика. | 1 | 05.10 | |
Из русской литературы XIX века (28 часов) | |
11 | А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». | 1 | 07.10 | |
12 | А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «Два чувства дивно близки нам…». | 1 | 12.10 | |
13 | Контрольная работа №1 (тест). | 1 | 14.10 | |
14 | Анализ контрольной работы №1 (тест) | 1 | 19.10 | |
15 | А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «Анчар». Основные темы и идеи. | 1 | 21.10 | |
16 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина. | 1 | 26.10 | |
17 | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. | 1 | 28.10 | |
2 четверть | |
18 | Час эстетического воспитания. М.Ю.Лермонтов-художник. Стихотворения «Три пальмы», «Родина». | 1 | 09.11 | |
19 | «Песня про… купца Калашникова». Характеристика И.Грозного. Художественное богатство «Песни…». | 1 | 11.11 | |
20 | РК Н. В. Ремизов "Очерки из жизни дикой Башкирии". Тема и анализ произведения. | 1 | 16.11 | |
21 | Заочная экскурсия «Петербург Н.В.Гоголя». Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича. | 1 | 18.11 | |
22 | Р/р. Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Подготовка к написанию сочинения. | 1 | 23.11 | |
23 | Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Шинель». | 1 | 25.11 | |
24 | Заочная экскурсия по тургеневским местам. Характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч». | 1 | 30.11 | |
25 | «Записки охотника». Тема искусства в рассказе «Певцы». Художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий». | 1 | 02.12 | |
26 | Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда». | 1 | 07.12 | |
27 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок». | 1 | 09.12 | |
28 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | 1 | 14.12 | |
29 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | 1 | 16.12 | |
30 | Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения-рассказа от лица очевидца обороны Севастополя. | 1 | 21.12 | |
31 | Контрольная работа №2 (тест) | 1 | 23.12 | |
32 | Анализ контрольной работы №2 (тест) | 1 | 28.12 | |
33 | Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета «Повести о том, как один мужик….». | 1 | 30.12 | |
3 четверть | |
34 | Краткие сведения о Н.С.Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. | 1 | 18.01 | |
35 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России. | 1 | 20.01 | |
36 | А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон» А.П.Чехова.Сюжет, способы создания образов. | 1 | 25.01 | |
37 | Слово о Ф.И. Тютчеве. Особенности стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». | 1 | 27.01 | |
38 | Слово А.А.Фете. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер». Основные идеи. | 1 | 01.02 | |
Поэзия XIX века о России | |
39 | Час поэзии. Произведения русских поэтов XIX века о России. | 1 | 03.02 | |
Из литературы XX века (22 часа) | |
40 | Краткие сведения об И.А.Бунине. «Догорал апрельский светлый вечер…». «Кукушка». Основные проблемы рассказа. | 1 | 08.02 | |
41 | Краткие сведения об А.И.Куприне. Основная сюжетная линия и подтекст рассказа «Чудесный доктор». Особенности рассказа «Allez!» | 1 | 10.02 | |
42 | Слово о М.Горьком. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни». | 1 | 15.02 | |
43 | РК Башкирия в жизни и творчестве Л.Н. Толстого Рассказы «Ильяс», «Много ли человеку земли надо». | 1 | 17.02 | |
44 | РР Подготовка к сочинению по повести «Детство». | 1 | 22.02 | |
45 | Написание сочинения по повести «Детство». | 1 | 24.02 | |
46 | Народная Россия в изображении М.Горького. М.Горький. «Легенда о Данко». | 1 | 01.03 | |
47 | Слово об А.С.Грине. «Алые паруса». Творческая история произведения. | 1 | 03.03 | |
48 | С.А.Есенин. Художественные средства стихотворений «Я покинул родимый дом…», «Гой ты Русь, моя родная…». | 1 | 08.03 | |
49 | Человек и природа, родина в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль…», «Каждый труд…». | 1 | 10.03 | |
50 | В.В.Маяковский. Основная идея стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским…». | 1 | 15.03 | |
51 | Контрольная работа №3 (тест). | 1 | 17.03 | |
52 | Анализ контрольной работы №3 (тест). | 1 | 22.03 | |
53 | Краткие сведения об И.С.Шмелёве. Рассказ «Русская песня». Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). | 1 | 24.03 | |
4 четверть | |
54 | Слово о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река». | 1 | 05.04 | |
55 | Краткие сведения о К.Г.Паустовском. Главы из повести «Мещёрская сторона». | 1 | 07.04 | |
56 | Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. | 1 | 12.04 | |
57 | Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения-эссе «Труд души». | 1 | 14.04 | |
58 | В.М.Шукшин. «Слово о малой родине». Рассказ «Чудик». Основные идеи произведений. | 1 | 19.04 | |
59 | Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». | 1 | 21.04 | |
60 | Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Анализ глав «Переправа», «Два солдата». | 1 | 26.04 | |
ЛИРИКА ПОЭТОВ – УЧАСТНИКОВ ВОВ | |
61 | Час поэзии. Лирика поэтов-участников ВОВ. Б.Л.Васильев. «Летят мои кони». Рассказ «Экспонат №…». | 1 | 28.04 | |
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ | |
62 | Тема родины, природы, России в стихотворениях русских поэтов XX века. | 1 | 03.05 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
63 | Краткие сведения об Уильяме Шекспире. Темы и мотивы шекспировских сонетов. | 1 | 05.05 | |
64 | Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку (хайку). | 1 | 10.05 | |
65 | Краткие сведения о Р.Бёрнсе. Основные мотивы стихотворений «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». | 1 | 12.05 | |
66 | Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. | 1 | 17.05 | |
67 | Краткие сведения об Антуане де Сент-Экзюпери. «Планета людей». | 1 | 19.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа №4 (тест). | 1 | 24.05 | |
69 | Анализ итоговой контрольной №4 работы. | 1 | 26.05 | |
70 | Слово о Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идёт?». Рекомендации для летнего чтения. | 1 | 31.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
предмета «Литература» в 7 классе
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
Для учащихся
1. «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.
2. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е. Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
3. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
4. Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» 9авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2012. – 112 с.
5. Литература в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Составитель Гусева О.Н. СПб, ООО «Виктория плюс» - 2016. – 176 с.
Для учителя
1. «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.
2. Аникина СМ., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2011.
3. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.
4. Кочергина Д.В. Литература. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2016. – 80 с.
5. Литература в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Составитель Гусева О.Н. СПб, ООО «Виктория плюс» - 2016. – 176 с.
Таблицы
Теория литературы
Роды литературы
Художественные системы в литературе
Классицизм. Сентиментализм
Романтизм. Модернизм
Реализм как литературное направление
Темы и мотивы в литературе
Жанры лирики
Жанры лирики
Рифма
Принципы ритмической организации стихотворений
Строфа
Виды строф в лирике
Виды строф в лирике
Твёрдые стихотворные рифмы
стихосложение
Лирический герой
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.
Электронные пособия
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Русская поэзия XVII-XX веков.
Хрестоматия по русской литературе.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
А.Грин “Алые паруса”.
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
А.П.Чехов. Рассказы.
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.
Материально-техническое оснащение
1. Презентации по всему курсу литературы.
2. Таблицы по литературе.
3. Электронный учебник для 7 класса.
4. Электронное поурочное планирование.
5. Карточки для индивидуальной работы.
6. Дидактический раздаточный материал.
7. Портреты писателей.
9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
10. Компьютер.
11. Проектор.
12.Экран.
0