СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации для воспитателей и родителей при адаптации детей к детскому саду.
Автор: Пряженцева Елена Дмитриевна,
воспитатель 1 категории
При работе с детьми раннего возраста первая задача педагога заключается в том, чтобы ребёнок максимально комфортно вошёл в новые для себя социальные условия. Детям очень трудно отойти от привычной домашней обстановки, пережить разлуку с близкими людьми, а также перестроиться на новый режим дня. Зачастую все это создает стрессовую ситуацию для психологического состояния ребёнка.
Очевидно, что поступление ребёнка в детский сад – это новый нелегкий период в его жизни. И тут очень важна поддержка и помощь близких людей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Зачастую родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но в дальнейшем и к школе.
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи:
– создать благоприятную предметно-развивающую среду для полноценного психического и физического развития детей;
– оказать педагогическую и психологическую помощь родителям, способствовать повышению компетенции родителей в вопросах адаптационного периода в ДОУ;
– реализовать модель социального партнёрства ДОУ с родителями.
На первом этапе были проведены индивидуальные беседы с родителями, анкетирования, чтобы выявить уровень компетенции родителей в вопросе адаптационного периода детей в ДОУ. Далее, учитывая пожелания родителей, указанные в анкетах, особенности психологического развития детей 2-3 лет, был разработан план методической работы с родителями и детьми. На первом этапе подобрана и изучена научно-методическая литература, определен план его реализации. В результате подготовлен комплекс анкет для родителей и характеристика каждого ребенка на время адаптационного периода.
За ведущую форму работы с детьми на время адаптационного периода взята такая форма, как игра, развлечение. В группе организована максимально комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая федеральным государственным стандартам.
Чтобы выявить степень адаптации каждого ребенка, было разработана таблица с критериями, в которую я заносила результаты посредством наблюдения. Таким образом, я могла увидеть, какая из форм работы с детьми более эффективная, и внести коррективы в план методической работы.
На втором этапе проекта, после анализа анкет родителей, был разработан план работы с родителями, целью которого было: формирование у родителей знаний об адаптационном периоде, его степенях, особенностях, повышение компетенции в данной сфере. В виду этого были определены темы и оформлены консультации: «Первый раз в детский сад», «Особенности адаптационного периода детей в ДОУ», «Как помочь ребенку в адаптационный период».
В приёмной помещена тетрадь пожелания для родителей. В ней мамы и папы пишут свои пожелания и идеи в организации предметно-развивающей среды в группе.
На заключительном этапе проекта запланировано родительское собрание в нетрадиционной форме «Путешествие в страну детства». С родителями были проиграны различные ситуации детского поведения, предложены для ознакомления игры для развития мелкой моторики, а также подведены итоги адаптационного периода.
При планировании работы с детьми поставила перед собой ведущую цель: способствование легкой степени адаптации детей к условиям детского сада.
Было запланировано следующее:
Разработка и организация развивающей предметно-пространственной среды. Воспитанники ранней группы активно познают окружающий мир. И мы постарались сделать окружение для детей ярким, необычным, интересным, эмоционально привлекательным, активным, мобильным.
Каждое утро мы встречаем детей в приемной. Здесь мы оформили информационный центр для родителей. В нем мы разместили визитную карточку нашей группы, оформили папки-передвижки с рекомендациями по сохранению и укреплению здоровья детей в осенний период времени, с советами о том, как легче детям адаптироваться в детском саду.
Важной потребностью детей 2-3 лет является движение. С целью развития двигательной активности был оформлен центр «О, спорт, ты – мир». Здесь представлены массажные коврики, колючие мячи для массажа, помпоны, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, ленты. Предметное наполнение уголка используем в подвижных играх, индивидуальной и свободной деятельности.
В центре «Гараж» собраны игрушки: машины – самосвалы, грузовики легковые автомобили, инструменты для ремонта машин, светофор.
Оформлен экспериментальный центр «Всезнайка». Здесь находятся материалы для элементарной опытнической деятельности: трубочки, стаканчики разных размеров, губка, краски, прищепки, мыльные пузыри и т.д.
В театральном уголке собраны многочисленные виды театров: би – ба – бо, театр на палочке, на втулке, пальчиковый театр, теневой театр и т.д. В «костюмерной» помещены костюмы различных сказочных персонажей: медведь, заяц, волк, головные уборы и т.д.
Уголок сенсорики разнообразен играми ручной работы, выполненными руками родителей. В нем помещены игры с прищепками, бусами, пуговицами, крышками и т.д.
Большое внимание уделяется уголку природы. Совместно с родителями было собрано оптимальное для группы сочетание растений, организованы макеты фермы, дикой природы, подводного царства. Разработан наглядный материал в виде картинок, картотек заданий в живом уголке.
Для развития ритмики и музыкального слуха в музыкальный уголок помещены различные шумелки, бубны, металлофон, барабан, подобрана аудиотека песен и сказок.
Разработка и оформление картотек игр и развлечений игр в адаптационный период. Дети любят играть в такие игры, как «Доброе утро», «Игра с собачкой», «Ладушки – хлопушки», «Пузырь», «Курочка с цыплятами», «Кыска брысь», «В нашей группе» и т.д.
Мероприятие «Я в детском саду». Цель: способствование формированию положительных эмоций, преодоление психологического барьера. В мероприятии были использованы такие игры, как «улыбнись солнышку, улыбнись другу», «вместе весело шагать», «паровозик» и т.д.
Музыкальное развлечение «В гостях у сказки». Цель: формирование интереса к русским народным сказкам, желание прийти на выручку другу. Дети встретились с персонажами сказки «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок».
Работа с родителями
в период адаптации детей к условиям детского сада
Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.
Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:
Системность, четкая целенаправленность и плановость;
Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
Возрастной характер взаимодействия с родителями;
Открытость и доброжелательность.
Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.
В нашем детском саду с детьми адаптационной группы проводится комплексная работа по обеспечению грамотного и плавного прохождения процесса адаптации детей к условиям детского сада. Она включает в себя несколько направлений – «дети – воспитатели – родители – педагоги». Для этого проводился комплекс мероприятий по сопровождению семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка».
Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начиналось ещё до поступления ребёнка в детский сад и происходило с начального совместного ознакомления с данными медицинских карт каждого ребёнка. Разрабатывался график приёма детей. Составлялись консультации и рекомендации в помощь воспитателям по облегчению процесса адаптации детей в детском саду. А также:
Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад.
Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома.
Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений.
Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми.
Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
Проведение родительского собрания на тему «Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду».
Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников первой младшей группы.
Первый этап – подготовительный. Он начинался с первой встречи родителей с воспитателями, которая проводилась ещё до поступления и прихода детей в группу. На этой встрече родители знакомились с ДОУ, с персоналом группы, заведующая и воспитатели им рассказывали о текущих задачах и традициях учреждения. Показывали, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ: мастер – классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Наша работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их педагогическую компетентность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. Проводилась экскурсия по помещениям ДОУ. А также была проведена совместная с родителями работа по созданию оптимальных условий развития ребёнка, как в группе, так и на участке детского сада: создание новых игр, игрового оборудования, участие в покраске и ремонте старого оборудования, украшение групповой веранды, что помогло познакомиться родителям друг с другом и с воспитателями и способствовало сплочению родительского коллектива.
Второй этап адаптационного периода – прием детей в группу. Для этого провели родительское собрание на тему: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». Перед собранием предложили родителям заполнить ознакомительные анкеты. Основной задачей которых являлся сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Далее мы провели родительское собрание.
Конспект родительского собрания
«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Дата проведения:
Участники: родители воспитанников
Количество участников:
Место проведения:
Цели:
Создать условия для знакомства родителей друг с другом, возникновения положительных взаимоотношений между ними.
Выявить ожидания родителей от посещения ребенком детского сада.
Проанализировать уровень адаптации детей в группе. Определить факторы, мешающие успешной адаптации. Дать рекомендации родителям как вести себя в период адаптации.
Способствовать положительным детско-родительским отношениям.
ХОД СОБРАНИЯ.
Знакомство.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится, а также обсудить важную проблему адаптации ребёнка к детскому саду. Для начала давайте познакомимся. А поможет нам узнать друг друга – мячик.
Я передаю мячик Вам, вы представляетесь, говорите, чьи вы родители и несколько слов о своей семье или ребёнке и передаете мячик дальше.
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к важным вопросам.
Адаптация ребёнка к детскому саду.
Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.
Вступление.
В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая, как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми себе подобными малышами могут стать для ребенка психологической травмой. Очень важно, чтобы переход из дома в детский сад был плавным, мягким, безтравматичным.
Основная тема.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям на разных уровнях: физиологическом, психологическом.
Уровни адаптации:
Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель
Средняя – от четырех до шести недель.
Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.
Негативные результаты (стресс).
В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела, давления;
снижение иммунитета;
изменения характера стула;
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).
У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.
Физиологический уровень адаптации зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).
Надо привыкнуть к:
Невозможности уединения:
Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
Необходимости самоограничений.
Психологический уровень адаптации.
Предстоит привыкнуть к:
Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
Необходимости отстаивать свое личное пространство;
К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Факторы, от которых зависит течение адаптации:
возраст ребенка;
состояние здоровья;
уровень здоровья;
умение общаться со сверстниками;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он «несадовский» ребенок.
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению.
Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Часто ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу — это адаптироваться к новым условиям.
Еще одна ошибка родителей — это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день — это верный знак того, что он освоился.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Советы родителям.
Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.
Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»).
Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.
После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.
Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей
Тема занятия | Материалы |
БОЖЬЯ КОРОВКА | игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). |
ЛИСТОПАД | большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка). |
МЯЧИК | большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). |
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС | картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки |
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА | игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка). |
НОВЫЙ ГОД | игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.). |
МЯЧИКИ | большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). |
Игры - занятия детей с воспитателем Занятие 1 Занятие 2 « Ладошечка» (занятие 1) Занятие 3 « Ладошечка» (занятие 1) Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 8 Занятие 7 Занятие 9 Занятие 10 Родительское собрание в ясельной группе Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей. Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы Вам рассказать. негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать. Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам! |
|
|
|
|
Информационные ресурсы:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007