Работа с одаренными учащимися.
В национальном проекте «Наша новая школа» вопросу поддержки талантливых и одарённых детей отводится большое внимание. Поэтому в нашей школе уже несколько лет работает проект «Интеллект». В моём классе есть группа детей, значительно опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми я использую групповые и индивидуальные занятия, даю дополнительные задания повышенной трудности. Из всего арсенала педагогической поддержки нужнее всего, я считаю, тактика помощи, которая будет проявляться в создании условий, способствующих повышению самооценки, развитию умений и навыков самопознания и самооценки. Именно этот шаг необходим ребёнку, чтобы обнаружить в себе уже имеющиеся реальные возможности («Я могу»)и, опираясь на них, проявлять себя в различной школьной деятельности.
Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют ряд основных направлений, одним из которых является «Система поддержки талантливых детей».
В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащихся школы.
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Педагогический коллектив нашей школы старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения. Коллективом школы ведётся работа по выявлению одарённых детей через учебно-воспитательный процесс (через наблюдения, совместную и индивидуальную работу, практическую, познавательную, коммуникативную, духовно – ценностную деятельность), внеклассную и внешкольную работу.
С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия и методические объединения учителей-предметников в других ОУ.
В стенах нашей школы проходят заседания ШМО, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
На протяжении нескольких лет школа активно применяет различные формы работы с детьми, обладающими высокими интеллектуальными, спортивными, декоративно-прикладными, художественными, лидерскими способностями.
Сделано по осуществлению программы достаточно много, накоплен теоретический и практический материал, проводятся различные формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень общеучебных умений и навыков, методическая работа с преподавателями, осуществляется психолого - педагогическое сопровождение этого процесса.
Ежегодно составляются планы работы с одаренными детьми, издается приказ по школе, проводится анализ по каждой предметной неделе, по итогам олимпиад, конкурсов, соревнований и научно-практических конференций, проводится анализ в конце учебного года, проводится мониторинг и подводятся итоги по каждому учебному году. Работа по программе осуществляется и корректируется на заседаниях ШМО учителей-предметников, классных руководителей, на совещаниях при директоре, педсоветах.
В школе сформирована среда для развития способностей каждого ребенка. Организована работа кружков. 100% учащихся школы были в них задействованы.
Работа по программе ведется по следующим направлениям спортивное, творческое (художественно- эстетическое:
Формы работы с одаренными учащимися:
Индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.
Дополнительные занятия.
Индивидуальные карточки повышенной сложности.
Признание прав ребёнка на выбор содержания и форм работы в классе.
Совместная разработка способов и форм работы в классе.
Вовлечение учащихся к посещению кружков и секций.
Коллективные творческие дела.
Проектная деятельность (коллажи, презентации, доклады, рефераты).
Поисково-исследовательская деятельность с привлечением ресурсов
Интернет, энциклопедий и медиа энциклопедий.
Творческое самоуправление.
Фиксация в портфолио успехов каждого.
Групповые занятия с одаренными учащимися.
Участие в олимпиадах.
Участие в предметной неделе.
Художественно- эстетическое направление. Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы кружков, уроки технологии, музыки и ИЗО.
Цель этой работы - создать ситуации успеха, способствовать раскрытию творческих способностей. Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение имеет участие в районных конкурсах. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.
Физкультурно - спортивное направление реализуется через спортивно - массовую работу: спортивно – развлекательные программы, весёлые старты, в течение учебного года проводятся соревнование по различным видам спорта: мини – футболу, шахматам, теннису, лыжам и др.
Учащиеся школы участвуют и в районных соревнованиях, Президентских соревнованиях. в рамках спартакиады «Школьная спортивная лига.
В районных соревнованиях по футболу, бегу, лыжным гонкам учащиеся школы занимали призовые места.
Интеллектуальное направление.
Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему кружков, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках.
Одно из направлений работы с одаренными детьми – это участие во Всероссийских олимпиадах школьников.