Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка 2 курса Табхаева Ю.А.
Научный руководитель: Ильиных Л.В.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Цель исследования – определить систему работы по развитию мелкой моторики рук с использованием игр и рисования песком. Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - рисования цветным песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мелкая моторика будет развиваться эффективнее, если: - в ДОУ будут создана предметно-развивающая среда; - на занятиях и в свободное время будут использоваться новые технологии (игры и рисование песком).
Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики у рук детей. Рассмотреть понятие песок и его роль в развитии мелкой моторики рук. - провести диагностику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста; - подобрать рекомендации по организации занятий по рисованию цветным песком у старших дошкольников с целью развития мелкой моторики рук.
Теоретико – методологические основы: Проблемой развития мелкой моторики занимались такие авторы как: Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина. Процесс формирования конструктивных умений для развития мелкой моторики рассматривался во многих психолого-педагогических исследованиях: Л.И. Божовича, А.В. Белошистой, Л.А. Венгер, Е.М. Ерофеевой, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштвана. Игры с песком, или «песочную терапию» на сегодняшний день изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.
Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение. 2. Эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, учебников и программ. 3. Методы математической обработки информации, полученной в ходе работы, и обобщение результатов. 4. Методы презентации: таблицы, диаграммы.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом речью ребенка. Моторика - (от латинского motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног .
что способствует развитию моторики : пальчиковые игры; рисование; аппликации; лепка из пластилина; занятия с использованием бумаги; игры с пуговицами; игры с пробками от бутылок; игры с прищепками; игры-шнуровки; игры с предметами в воде и другие.
Песок - это дар природы, каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребенку для рисования, игры. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок — материал эмоционально притягательный. Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей.
Существуют различные способы рисования цветным песком: - рисование цветным песком по готовому трафарету с уже нанесенным клеевым слоем. - рисование цветным песком по трафарету с помощью клея ПВА. - свободное творчество.
База исследования МБДОУ №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ Старшая дошкольная группа Количество детей - 30 человек
Диагностика мелкой моторики рук проводилась на исследованиях Венгера Л.Ф, Гуткиной Н.И. и Артамонова А.А., опираясь на данные исследования были выделены следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста: - умение координировать действия и движения обеих рук; - умение зрительно контролировать движения, переключаться с одного движения на другое; - умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.
На основе выделенных критериев и полученных баллов определили следующие уровни: Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) – ребенок умеет координировать свои действия и движения обеих рук, умеет зрительно контролировать движения; быстро переключается с одного движения на другое, выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) - действия детей по координации движения недостаточно развиты; у ребёнка недостаточно развиты умение зрительно контролировать движения; ребёнок выполняет мелкие и точные движения пальцами рук с подсказкой или с помощью воспитателя. Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - ребенок не может координировать свои действия; не умеет зрительно контролировать свои движения; у ребёнка не развито умение выполнять мелкие и точные движения пальцами рук.
Для определения уровня развития мелкой моторики была проведена диагностика, которая включает 4 блока: блок 1: упражнения на координацию движений; блок 2: повторение фигур из пальцев; блок 3: работа с бумагой; блок 4: графические упражнения.
Методика «Дорожки»
Методика «Мячики» Методика «Лес»
Таблица 1. Результаты диагностики развития мелкой моторики рук детей старшей группы МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112
№ п/п
Имя ребенка
Координация движений
1
Артемий А.
Ладонь, кулак, ребро
Посолим капусту
1
Построение фигур из пальцев
2
Катание шарика
Коза
2
3
Заяц
Вилка
1
Игра на рояле
2
Работа с бумагой
Вырезание ножницами
3
Сгибание листа пополам
2
Графические действия
Дорожки
1
Мячики
3
Лес
Итого
1
Уровень
3
2
Средний
2
3
Арсений Б.
4
3
Долгор Б.
1
5
Кира Б.
2
6
София Б.
2
3
2
Руслан В.
7
2
2
3
1
8
3
1
3
Элина Г.
2
3
3
Аюна Д.
2
3
2
1
9
2
2
2
Дмитрий Д.
2
2
3
2
3
10
1
2
1
1
3
2
3
2
Анна Д.
3
3
2
3
3
1
3
2
3
2
1
2
1
3
3
3
1
2
3
2
3
1
3
1
3
2
2
3
1
2
3
3
2
2
1
1
3
2
2
2
1
2
2
3
2
3
2
1
1
2
Средний
2
3
1,8
2
1
Низкий
1
2
2,3
2
2
2
3
1
Средний
2
1
2
Средний
1
3
2
2
2
1
2,3
2
Средний
3
3
2
1
Средний
1,7
Средний
3
Низкий
2,7
Высокий
11
Серафим З.
12
Сарюна И.
13
2
14
2
1
Мария И.
3
1
Кирилл К.
15
3
1
1
16
3
София К.
2
2
2
17
2
Елизавета Л.
2
2
1
2
3
18
Вера М.
3
2
2
3
3
19
Диана П.
2
2
2
1
3
3
2
Дмитрий Р.
1
1
1
1
2
3
20
2
3
3
2
3
2
2
1
Булат Р.
2
21
1
1
2
3
1
2
3
2
2
Егор Р.
3
2
1
3
2
2
2
3
3
2
2
2
3
1
3
2
2
3
2
1
2
3
1
3
1
2
3
2,3
3
2
3
3
1
3
1
1
1
2
2,3
2
2
2
Средний
3
1
1
2
1,3
1
1
3
3
3
Средний
2
2
1
2
3
2
2
3
2
Низкий
2,3
2
2
2
1
1
3
Средний
1,8
3
2
1
3
3
Средний
2
2
2
2
Низкий
2
1
1,8
2
Средний
3
2
Низкий
2
2
2
Средний
2,6
2,2
Высокий
Средний
22
23
Вероника С.
24
3
Ева С.
3
25
Ксения С.
3
26
Номина С.
1
2
1
Дмитрий С.
27
1
3
1
3
28
2
2
3
Бардахан Х.
1
2
3
2
3
Арсалан Ц.
29
2
2
1
3
Виктория Ц.
30
2
2
1
1
3
3
3
3
2
Евгения Ч.
3
3
1
2
2
3
2
3
2
2
2
3
2
1
3
2
2
2
2
3
3
1
3
2
3
2
2
3
1
2
1
2
1
2
1
2
3
2
1
3
3
2
2
2
2
2
3
3
2,4
2
3
1
2
2
2
3
3
1,8
Средний
1
2
3
2
2
3
2
Низкий
1
2
2
1
3
2
Средний
1
3
2
3
1
Средний
2
2,2
1
3
Средний
2
2,3
3
Средний
2,6
2
Средний
2,1
Высокий
Средний
Работа с родителями Для выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 25 родителей. Родителям предлагалось ответить на 5 вопросов анкеты. Результаты анкетирования занесены в таблицу 2.
№
1
Содержание вопроса
2
Обращаете ли вы внимание, насколько развиты движения рук вашего ребёнка? (да, нет)
Результат
Знакомы ли Вы с понятием «Мелкая моторика рук»?
3
а) да
Проводите ли занятия по развитию мелкой моторики дома?
а) да
б) нет
4
а) да
Как Вы считаете, соответствует ли развитие моторики рук вашего ребенка возрастной норме?
5
70%
б) нет
40%
20%
Как Вы думаете, участие родителей в формировании мелкой моторики
а) да
б) нет
30%
60%
а) необходимо
б) нет
80%
б) не нужно
в) не знаю
20%
в) не играет роли
0%
60%
80%
20%
20%
Планируемая работа 1. Для эффективного развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста предлагаем на базе МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112 создать кружок «Песочная палитра», целью которого будет являться развитие мелкой моторики рук посредством работы в технике рисования песком. Для успешного функционирования и выполнения цели создания кружка будет разработана программа, которая решает задачи по развитию мелкой моторики и формированию первичных компетентностей по всем основным линиям развития ребенка. 2. Разработать систему занятий, упражнений в соответствии с перспективным планом программы кружка «Песочная палитра». 3. Пополнить развивающую среду через активное использование современных технологий. 4. Организовать работу с родителями (провести родительское собрание на тему «Пескография как средство развитие мелкой моторики рук»). 5. В ходе реализации программы разработать совместные приемы работы родителей и детей. 6. Организовать выставку работ рисование цветным песком. 7. Выступления на педагогических советах, чтениях в детском саду, на научно-практических конференциях. Вывод: Таким образом проведя диагностику мы спланировали мероприятие на формирующий эксперимент.
Заключение Занятия с песком являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связаны с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира и развития мелкой моторики рук. В нашей работе мы провели диагностику развития мелкой моторики рук старших дошкольников на базе МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112 по программе Венгера Л.Ф.,Гуткиной Н.И. Артамоновой А.А. , которая показала преобладание среднего уровня развития мелкой моторики рук у детей. С учетом выявленных особенностей мы подобрали программу развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием цветного песка. Поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Спасибо за внимание!