
Песков Василий Михайлович
(род. в 1930 г.) – российский писатель, журналист, фоторепортер.
ЧАСТЬ 1
Прочитайте текст и выполните задания А28–30; В1–В8; С1.
ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ?
(1) В тридцати километрах от городка Кимры остановило вниманье необычное сооруженье: как бы остаток деревенской избы и валун около. (2) Стену сделали из обработанных под дерево металлических труб и на ней поместили доску с чеканкой: на этом месте была деревня, и в ней родился Андрей Николаевич Туполев – авиационный конструктор, создавший сто типов военных и гражданских самолетов, первый реактивный пассажирский самолет.
(3) Присев на прогретый солнцем валун, представил я, сколько деревень в последние годы исчезло, оставив после себя островки одичавших садов, крапиву, кусты сирени… (4) Кое-где покосившиеся постройки еще стоят, но уже без людей, либо доживают в них две-три старухи. (5) Все, кто еще на ногах и в силах трудиться, подались в город, где есть работа. (6) В деревне же пугающая тишина – ни человеческих голосов, ни петушиного крика, ни собачьего лая, ни дымка из трубы, ни огонька вечером. (7) И возле каждой еще живой или погибшей деревни – пустые коровники скотоводческих ферм. (8) Разве будут при этом дешевыми молоко, сыр, мясо!
(9) С деградацией сельского хозяйства стремительно исчезает и вековой пласт культуры, обряды деревенской жизни, обращенные к земле-кормилице, следы истории, нравственность, привязанность к месту, где человек родился и без чего невозможна любовь к большой Родине. (10) Один пример: все лучшие песни наши – давние, военных лет и послевоенные – корнями уходят в деревенскую жизнь. (11) Много ль сердечных песен появилось в последние годы? (12) Увы, из «ящика» льется лишь городской мусор «попсы», называемой песнями. (13) А деревня, где рос Исаковский, пуста. (14) Война смела хутор, где рос Твардовский, Матёра Валентина Распутина затоплена «морем», Алепино Солоухина живо почти только приезжими летом … (15) А ведь песни и мудрое слово писателей стоят сразу же после хлеба. (16) Но так почему-то сложилось, что в огромной сельскохозяйственной стране перестали заботиться о полях, лугах, огородах и скотных дворах.
(17) Безумное разрастание городов в ущерб всему остальному жизненному пространству надо какими-то средствами останавливать. (18) А деревням не памятники надо ставить, а всеми силами, какие имеются, возрождать в них жизнь. (19) В этом должна быть главная наша мудрость на грядущее время.
(По В.Пескову*)
А28. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?
1) 5;
2) 10;
3) 12;
4) 18.
А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 9–16?
1) Повествование,
2) описание с элементами рассуждения,
3) рассуждение,
4) описание.
А30. Укажите предложение, в котором автор использует разговорные слова.
1) 1;
2) 6;
3) 12;
4) 15.
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите способ образования слова стремительно (предложение 9).
В2. Из предложений11–12 выпишите все частицы.
В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании кое-где стоят (предложение 4).
В4. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 11–19 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.
В7. Среди предложений 9–16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи междометия. Напишите номер этого предложения.
В8. Перед нами фрагмент статьи известного журналиста В.М. Пескова.
Размышляя о судьбе русской деревни, автор использует такие синтаксические средства, как _____________ (предложения 3, 6) , ___________ (предложение 8) . Наиболее полно и ярко выразить авторскую позицию помогают такие тропы, как ______________ («пугающая тишина», «сердечных песен» в предложениях 6, 11), _____________ («мусор “попсы” » в предложении 12) .
Список терминов:
1) противопоставление,
2) литота,
3) восклицательное предложение,
4) эпитеты,
5) разговорная и просторечная лексика,
6) ряды однородных членов,
7) сравнительный оборот,
8) вопросно-ответная форма изложения,
9) метафора.
ОТВЕТЫ:
А28 – 4; А
А29 – 3; А
А30 – 3;
В1 – суффиксальный;
В2 – ль, лишь;
В3 – примыкание;
В4 – 16;
В5 – 2;
В6 – 13, 14, 18;
В7 – 12;
В8 – 6, 3, 4, 9.
Основные проблемы* | Позиция автора |
1) Проблема исчезновения русской деревни | 1) Глубокое сожаление об уходящей в прошлое традиционной русской деревне. Надо все сделать для того, чтобы жизнь в деревне возродилась |
2) Проблема разрушения традиций, культуры русской деревни | 2) Истоки национальной культуры в деревне, поэтому надо сохранить самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад |
* Произведения, в которых поднимаются данные в тексте проблемы: Ф.Абрамов «Дом», В.Астафьев «Людочка», В.Распутин «Прощание с Матёрой», «Изба» и др.