Организация работы с молодыми специалистами
Вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя и воспитатели в своей профессиональной деятельности.
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию.
Наша задача:
помочь адаптироваться педагогу в коллективе;
определить уровень профессиональной подготовки;
выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;
формировать творческую индивидуальность молодого педагога;
создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с детьми и их родителями;
развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
С целью организации поддержки и методической помощи педагогам – стажёрам районное методическое объединение проводит постоянную работу с молодыми специалистами. Работа с молодыми специалистами ведется по плану МКУ «УО», составленному к началу учебного года. Планирование составляется по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация методической работы;
- работа с документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодых специалистов.
План работы с молодыми специалистами
№ | Мероприятие | Время проведения |
| Знакомство с новыми молодыми педагогами района. Принятие их в объединение молодых педагогов Буинского района. Утверждение плана на новый учебный год. | сентябрь |
| Круглый стол. Основные проблемы начинающего учителя. | ноябрь |
| Помощь молодым учителям, аттестуемым с целью повышения квалификации. | в течение учебного года |
| Участие в республиканском зимнем Форуме молодых педагогов. | Декабрь |
| Участие в конкурсах, грантах | Январь-апрель |
| Зелёный педсовет. | май |
Система мероприятий в работе с молодыми специалистами:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами;
- оказание поддержки со стороны коллег.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом факторов:
- уровня базового образования;
- индивидуальных особенностей;
- уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
- практического опыта работы с детьми.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и образовательного учреждения.
Оценка деятельности молодых специалистов:
- аттестация на квалификационную категорию;
- мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста.
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач образовательного учреждения.
Обучение молодых специалистов:
- обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
- самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.
Одной из важнейших задач является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы наставничества. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника мы стараемся не забывать о том, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного педагога или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. По сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) молодым педагогам интересны новые, нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые столы», мозговые штурмы, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей. Для поддержки молодых педагогов в районе часто проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в Форуме молодых педагогов. В процессе такого общения молодые специалисты отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.