Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зерносовхозская средняя школа имени М.Н. Костина п. Новоселки муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Бекетова Марина Андреевна,
педагог дополнительного образования
Выступление на семинаре «Как работать молодому педагогу с родителями обучающихся?»
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким другим социальным институтом, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка; происходит овладение им социальных ролей необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, поэтому педагогу необходимо вести тесную работу с родителями обучающегося.
Основная проблема в работе с родителями - это узкая направленность и ограничение в практическом внедрении родителей в жизнь образовательного учреждения. В связи с этим необходимо развивать работу с родителями, которая представляет собой социально-педагогическую помощь, включающую: образовательный аспект (обучение и воспитание), психологический аспект (поддержка и коррекция), посреднический аспект (организационная, информационная и координационная помощь).
Взаимодействие с семьей является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения, выстраивание партнерских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения позволяют сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями. Приведем описание некоторых из форм работы с родителями, приемлемых к применению в учреждении дополнительного образования, используемыми как опытными, так и начинающими педагогическими работниками.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Объявления Проведение анкетирования «Почтовый ящик» «Шкатулка предложений» |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психоло-гическими особенностями развития детей | Проведение собраний, консультаций Взаимодействие с родителями через сеть Интернет |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники Дни семейного отдыха День именинника Выставки работ родителей и детей |
Наглядно-инфор-мационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания детей. | Буклеты Приглашения Дни (недели) открытых дверей Мастер-классы Дни совместного творчества детей и родителей Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей Тематические выставки Отчетная фотовыставка Творческий отчет |
Информационно-аналитические формы работы с родителями обучающихся
Как правило, первое общение – заочное, с потенциальными родителями будущих обучающихся осуществляется через объявление (Приложение 1), которое может размещаться на сайте учреждения, на страничке педагога в социальных сетях и т.п. В такой информации целесообразно отразить полные сведения о предстоящей деятельности творческого объединения, чему обучающийся сможет научиться в результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, какие навыки сможет развить.
При встрече с родителями возможно использовать следующие формы взаимодействия: экспресс-опрос, анкетирование, «почтовый ящик», шкатулка предложений. Экспресс-опрос - может проводиться с целью изучения мнения (Приложение 2), потребностей родителей. Анкетирование – метод исследования, включающий в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов. Можно использовать готовые анкеты либо разработать самостоятельно в соответствии с педагогическими требованиями. «Почтовый ящик» - родителям предлагается написать актуальные для них вопросы в письменном виде с последующим обсуждением на родительских собраниях и других формах. «Шкатулка предложений» – родители анонимно кладут в шкатулку свои советы, предложения по вопросам воспитания и развития детей.
Познавательные формы работы с родителями обучающихся
Следующим шагом на пути к знакомству с родителями и налаживанию взаимосотрудничества является организация и проведение родительских собраний. Родительские собрания проводятся минимум два раза в год (Приложение 3). Для того необходима тщательная подготовка. Сценарий собрания зависит от темы (повестки дня), которая диктуется планами учреждения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях), а также планами самого педагога. Проведение собрания предваряется оформлением кабинета (в зависимости от темы), подготовкой презентации, видео- и фотоматериала, достижений (грамоты, кубки, подарки). К собранию желательно подготовить выставку работ обучающихся, отражающую их деятельность (рисунки, поделки, рефераты, сообщения, стенгазеты и т.д.). К итоговому собранию можно подготовить концертную программу ребят. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.
На первом собрании можно вручить памятные сувениры родителям, отражающим специфику деятельности объединения. На этом собрании знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год. На итоговом собрании возможно вручение благодарностей за совместную работу. Предъявляются результаты работы, планы на следующий год.
К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив, положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.
Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Начинать нужно о положительных фактах в жизни ребят, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае, не должно быть высказано сомнение в неисправности положения в детском коллективе в целом и у отдельных обучающихся. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Недопустимо «отчитывать» родителя за промахи ребёнка в поведении, в отсутствии у него желаемых результатов общения. Это может привести к нежеланию со стороны родителя посещать родительские собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочётах в работе детей (без указаний фамилий), подсказывать пути их преодоления.
Каждому родителю рекомендуется дать сложенный лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Это может быть и похвала, и просьба прийти на консультацию в назначенный день и час, и просьба остаться после собрания для беседы.
Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания, тем активнее они будут вести себя на самом собрании. На собрании следует поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь в организации учебного процесса детей.
В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей, подготовленное совместно с психологом. Анкеты помогают понять принцип воспитания в семье, выявить трудности воспитания со стороны родителей, узнать какие вопросы воспитания их волнуют, как развивать взаимоотношения в семье.
Родительские собрания могут проводиться в форме семинаров, конференции, лекций, увлекательных походов, в которых принимают участие педагог, дети и родители. На таком собрании по-иному звучит совет профессионального педагога родителям - не дежурной фразой, а свежо, необычно и от этого он будет вдвойне полезней. Тема собрания может быть предложена родителями, воспитанниками, психологом, администрацией и т.д.
Родительские собрания оформляются протоколом. Как отчетное мероприятие для родителей, во время таких встреч возможно проведение отчетной фотовыставки, организация тематической выставки работ обучающихся, подготовка портфолио. Такие мероприятия приносят массу положительных эмоций родителям, мотивируют к сотрудничеству с педагогом и к совместной деятельности с детьми.
Беседы, индивидуальные консультации (Приложение 4) помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребенка, его увлечениях, личностных качествах, а педагог рекомендует, на что им обратить внимание, какую помощь оказать в образовательном процессе, как сформировать мотивацию к обучению, как способствовать развитию его творческого потенциала. Такое общение позволяет педагогу лучше понять причины возникающих проблем у обучающегося (при изучении нового материала, во взаимодействии со сверстниками). Для эффективности этих форм важны такие качества педагога, как тактичность, вежливость, заинтересованность.
Родительские вечера – эта форма работы не предполагает присутствия детей на мероприятии. Она позволяет родителям лучше узнать друг друга, педагога, повышает мотивацию к деятельности объединения, учреждения. Вечера предполагают использование широкого спектра тем для обсуждения (они могут быть предложены родителями) – беседы о развитии творческих способностей детей, о возможностях поддержки детей и подростков с разными типами характера, разными проблемами, разными стилями поведения; о способах выражения своих эмоций как положительных, так и отрицательных, о психологических особенностях детей и подростков и особенностях в общении с ними. С родителями может быть проведена практическая работа, совместный анализ ситуаций и обсуждение. Желающие родители могут выступить с докладом обобщения опыта за год, либо по результатам проведенного им опроса или анкетирования. Эффективность проведения такого рода мероприятий зависит от подготовки педагога, широты его кругозора, интересов, знаний особенностей, увлечений обучающихся. Желательно присутствие обоих родителей. Могут приглашаться бывшие выпускники учреждения, нынешние родители, в том числе, достигшие определенных успехов в жизни, благодаря знаниям и навыкам, полученным в учреждении.
Взаимодействие с родителями через сеть Интернет. Для активных пользователей соцсетей, родителей, такая возможность позволяет всегда быть в курсе событий о жизни детского объединения. Педагоги создают странички объединения «В контакте» (Приложение 5), на сайте работников образования «nsportal.ru», «multiurok.ru», «infourok.ru», «единыйурок.рф.ru», «sergievskpoisk.minobr63.ru» и др., что помогает родителям видеть достижения обучающихся, отлеживать фотографии с мероприятий, изучать педагогические разработки.
Досуговые формы работы с родителями обучающихся
Для реализации многих воспитательных задач, необходимо включать родителей в культурно - досуговую деятельность. Каждому взрослому иногда хочется погрузиться в мир детства, забыть о проблемах и получить заряд положительных эмоций. Этого можно достичь с помощью культурно – досуговой деятельности, проводимой совместно с детьми (коллективно-творческое дело) или для родителей отдельно, где дети выступят в качестве зрителей.
При подготовке мероприятия в форме коллективно-творческого дела, родители вместе с детьми составляют сценарий, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая к совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.
Еще одна форма привлечения родителей - это концерты ребят для родителей, различные игры и конкурсы («День именинника», «День семейного отдыха» (Приложение 6). В этих мероприятиях родители - активные участники и помощники. Они могут быть ведущими, актерами, а так же выступать с концертными номерами. Это даст уверенность в себе и родителям и детям.
Можно давать родителям и детям домашние задания, хотя бы раз в год - снять ролик о проведении какого- либо семейного торжества. Конечно же, необходимо помочь родителям подобрать соответствующий материал. Такая форма будет наивысшей стадией в развитии совместного досуга семьи. Ведь в этом случае, родители проводят досуг с детьми не только в рамках учреждения, но и прививают потребность в совместном досуге дома. Это только укрепит и повысит уровень семейных отношений – семья выйдет на новый этап развития.
Дети смогут поделиться с одноклассниками и их родителями материалом по интересному проведению семейных праздников. Это, в свою очередь, сподвигнет других родителей придумать что-то по интереснее, потому что дух соревнования очень силен. Выбрав в конце года лучшие ролики – можно вручить грамоты и призы. К тому же, можно совершать совместные туристические походы, где желательно провести какие-нибудь конкурсы, например, «заядлого рыбака», «лучшего грибника» и т.д. Все зависит от времени года и места отдыха. Каждое мероприятие желательно снимать на видео или фотопленку. Это поможет в оформлении альбома объединения или учреждения.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские формы работы с родителями обучающихся
Для планомерной работы с родителями важно сформировать их представление о работе детского объединения. В связи с этим необходимо подготовить наглядно-текстовую информацию. Это могут быть:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в объединении.
Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей».
Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение, раскрыть цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также представить фотографии.
Видеотека может быть представлена подборкой записей детских праздников, фотографий об участии в конкурсах, записей репетиционных и открытых занятий, видеороликом о жизни детей в объединении.
«Семейная библиотека» поможет родителям сориентироваться в образовательном процессе. В этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.
Результативной формой взаимодействия с родителями является проведение Дня открытых дверей. Его можно организовать в весенний период (апрель-май) или в начале учебного года (сентябрь). Следует оформить кабинет работами разных стилей и техник исполнения. Возможна демонстрация слайдов с фотографиями из жизни объединения (на занятиях, во время воспитательных мероприятий, участия в конкурсах, в профильных сменах). Важно подготовить рассказ о достижениях обучающихся, о возможности участия в конкурсах различных уровней, формирования портфолио каждого обучающегося (или группы). В день проведения мероприятия целесообразно рассказать, с какими материалами вы будете работать на занятиях, как будет развиваться обучающийся, посещая занятия (возможно, это определит его будущую профессию, поможет развить психологические качества; будут развиваться коммуникабельность, лидерские качества; расширится кругозор; появятся новые друзья; раскроются и будут развиваться творческие способности).
В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы по изготовлению поздравительной открытки, фотоколлажа, созданию мультфильма и т.д. Мастер-классы могут проводиться с привлечением обучающихся. Этапы изготовления изделий, варианты творческих работ лучше представить на слайдах презентации. Возможно применение музыкального оформления.
Дни совместного творчества детей с родителями (Приложение 7). В этом мероприятии задействованы родитель и ребенок. В процессе сотворчества взрослые получают возможность увидеть, чему научились дети, занимаясь в объединении. Юные фотографы могут показать работу с использованием графического редактора «Gimp» (родители вместе с детьми могут придумать сюжет рисунка, фон поздравительной открытки, дизайн фотоколлажа). Юные мультипликаторы создают мультфильм: выбирают фон, декорации, героев, осуществляют покадровую съемку и монтируют сюжет. Любители хореографии готовят вместе с родителями ритмичный танец. Ценители песен под гитару получают возможность освоить базовые аккорды игры на гитаре. Дети выступают для родителей учителями, и вместе озвучивают заданную мелодию. Родители дошкольников, интересующихся изучением английского языка, с удовольствием выполняют с детьми творческие задания в рамках путешествия по английскому языку. По отзывам родителей, такие мероприятия позволяют улучшить микроклимат в семье, обогащают эмоциональный опыт общения с детьми.
Большой интерес для родителей представляют тематические выставки к праздничным календарным датам, по итогам изучения темы, демонстрирующие достижения детей. В особенности, если выставки подготовлены в результате совместной деятельности родителей и детей. Например, в практике работы фотолюбителей выполняется задание, когда вместе с детьми родители выбирают интересные мгновения, определяются с ракурсом съемки, обдумывают лучшие сюжеты и оформляют фотографии по всем стандартам. В конце учебного года детская фотостудия в атмосфере торжественности проводит отчетную фотовыставку «В объективе». Во время праздничной программы активным родителям вручаются благодарственные письма.
Отчетный концерт (Приложение 8) - это итоговая концертная программа с приглашением родителей. Дети могут выступать соведущими, участвовать в конкурсах с родителями, исполнять красивые танцевальные номера. Во время мероприятия педагог рассказывает о результатах работы коллектива за учебный год, приглашает к диалогу родителей. Во время программы возможно показать совместно подготовленный с участием детей и родителей танцевальный номер, привлечь родителей к выполнению творческих заданий, наметить план работы на будущее.
Творческий отчет (Приложение 9) – предполагает отчет педагога о деятельности объединения за истекший период или за учебный год. К такому мероприятию заранее целесообразно подготовить доклад с использованием презентации, подобрать раздаточный материал для родителей, подготовить план дальнейшего сотрудничества. Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые интересы.
Таким образом, используя различные формы взаимодействия с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Совместная деятельность помогает добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.
Заключение
Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, поэтому педагогу необходимо вести тесную работу с родителями обучающихся. Разнообразные формы взаимодействия помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга, содействовать развитию и воспитанию детей.
Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с родителями обучающихся. Рекомендации призваны оказать помощь при планировании и проведении различных мероприятий с родителями. Как показывает практика, в результате повышается ответственность родителей за воспитание детей, между всеми участниками образовательного процесса создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений, а, значит, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Еще Оскар Уайльд отметил: «Если ребенка уважают, считаются с его правами, он обретает мужество быть самим собой». А это значит, он получает ряд возможностей. Пусть эти слова станут девизом для всех семей, которые хотят вырастить своих детей счастливыми.