11 класс
Учитель Чудовская А. С. Предмет география
Тема урока: Расовый и этнический состав населения мира
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Цель: познакомить учащихся с расовым и национальным составом мира.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление и понятия, связанных с расовым и национальным составом населения на Земле, на примере конкретных стран;
Развивающие: развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт; составления кластеров, внимательности, логического мышления и информационной культуры;
Воспитательные: воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности, творческой активности учащихся, расширение кругозора, формирование личностного отношения у учащихся в истории человечества и связанных с ними межэтнических и расовых проблем.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Физическая карта мира, учебник, атласы, контурная карта, карточки.
Ход урока:
1. Этап всесторонней проверки знаний учащихся:
фронтальный опрос
Какова численность населения Земли? ( 8 млрд. человек)
Что мы понимаем под воспроизводством населения? (совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление людских поколений).
Что такое «демографическая политика»? (система административных, экономических и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего рождаемость, в желательном для себя направлении).
Сколько выделяют типов воспроизводства населения? (3)
Какие страны относятся к этому типу 3- современному? (экономически развитые страны).
Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да. С целью повышения рождаемости).
Какие страны относятся к этому типу2 -переходному? (развивающиеся страны).
Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да, но не во всех, н-р, Индия, Китай; с целью сокращения рождаемости; не проводят – мусульманские страны).
Учитель.
В соответствии с изменением совокупности демографических показателей принято выделять три основных исторических типа воспроизводства населения. Первый и самый ранний из них — так называемый архетип воспроизводства населения. Он господствовал в первобытном обществе, находившемся на стадии присваивающей экономики, и ныне встречается очень редко, например, среди некоторых племен индейцев Амазонии. У этих народов смертность настолько высока, что их численность сокращается. 2. Второй тип воспроизводства, «традиционный», или «патриархальный» , доминирует в аграрном или на ранних стадиях индустриального общества. Главные отличительные черты — очень высокая рождаемость и смертность, низкая средняя продолжительность жизни. Многодетность является традицией, способствует лучшему функционированию семьи в аграрном обществе. Высокая смертность — следствие низкого уровня жизни людей, их тяжелого труда и плохого питания, недостаточного развития образования и медицины. Этот тип воспроизводства характерен для многих слаборазвитых стран — Нигерии, Нигера, Индии, Сомали, Уганды, Афганистана, Йемена, Мьянмы, Бангладеш и особенно для Эфиопии и Анголы, где рождаемость составляет 45 ‰, смертность — 20 %, а средняя продолжительность жизни — лишь 43 года - 47 лет. 3.Третий, так называемый «современный» или «рациональный» тип воспроизводства населения, порождается переходом от аграрной к индустриальной экономике. Этот тип воспроизводства характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней продолжительностью жизни. Он характерен для экономически развитых стран с более высоким уровнем жизни и культуры жителей. Низкая рождаемость здесь тесно связана с сознательным регулированием размера семей, а на уровне смертности прежде всего сказывается высокий процент пожилых лиц.
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного:
Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составам населения.
Казахстан - многонациональное государство: здесь проживает около 130 народов.
Человечество принято делить на три основные расы:
европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);
монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);
негроидную (большинство стран Африки).
Вопрос: Вспомним, что такое этнос?
Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.
Классификация этносов:
По численности народы мира различны.
Подавляющее большинство народов малочисленно.
Только 310 народов имеют численность более 1 млн. чел., но на них приходится около 96% населения Земли.
К крупнейшим по численности народам мира относятся:
китайцы (1 120 млн чел.);
хиндустанцы (219 млн чел.);
американцы США (187 млн чел.);
бенгальцы (176 млн чел.);
русские (146 млн чел.);
бразильцы (137 млн чел.);
японцы (123 млн чел.)
Учитель. Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов нескольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).
На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.
Классификация религий
Далее можно заслушать выступления учащихся с докладами на темы: «Христианство», «Мусульманство», «Буддизм», «Национальные религии», «Местные верования». Ориентировочные тексты докладов см. в «Дополнительных материалах».
Задание: На основе карт атласа заполнить таблицу «Основные религии мира».
Религия | Основные районы распространения религии | Страны распространения |
1. Христианство | | |
Католицизм | Южная Европа, Южная Америка | Италия, Испания, Филиппины, Португалия, практически все страны Южной Америки |
Протестантизм | Северная Европа, Северная Америка, Австралия, бывшие колонии Великобритании | Великобритания, ФРГ, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР, Швеция |
Православие | Восточная Европа | Россия, Грузия, Белоруссия, Восточная часть Украины, Греция, Болгария, Сербия и т. д. |
2. Мусульманство | Страны Западной Азии, Северной Африки | Албания, Македония, Босния и Герцеговина, регионы России, Саудовская Аравия, Пакистан и т. д. |
3. Буддизм | Южная и Восточная Азия | Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия(Бурятия, Калмыкия, Тува) |
4. Индуизм | Южная Азия | Индия, Непал, Шри-Ланка |
5. Конфуцианство | | Китай |
6. Синтоизм | | Япония |
7. Иудаизм | | Израиль |
8. Традиционные верования | Африка, Латинская Америка, Океания | |
Задание: Отметить на контурных картах страны распространения одной из мировых религий. Работа может быть организована по вариантам или по группам.
Межэтнические и межрелигиозные конфликты в мире.
Религиозные противоречия являются одной из причин многих современных конфликтов. Можно назвать только два региона планеты, в которых конфликты подобного рода не играют большой роли. Это Австралия и Латинская Америка. В целом благополучна и Европа.
Но самыми конфликтными регионами являются Азия и Африка, острой проблемой региона Юго-Западной Азии является арабо-израильский конфликт. Проблема курдов народов 6 стран: Турции, Ирана, Ирака, Сири, Азербайджана и Армении. Курды пытаются создать собственное национальное гос-во затрагивая интересы данных стран. Межэтнические противоречия сложились на Кипре, сложная ситуация в тропической Африке. Исходя из приведенных фактов, можно отметить, что мы живем в неспокойном мире.
Подготовьте доклады на тему «Городской взрыв» в развивающихся странах». «Небоскребы в США», «Сравнительная характеристика городов в США и Европы».