Подготовка к ЕГЭ 2025 год
задание 18
Базовый уровень
В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) в качестве проверяемого результата обучения применительно к заданию 18 указывается « Умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений, решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства»
Уровень сложности — базовый.
Максимальный балл за выполнение задания — 1.
Примерное время выполнения задания выпускником (мин.) — 8.
В подготовке к ЕГЭ по математике важны все три составляющие:
- знание теории;
- наличие практических навыков решения задач разных типов;
- умение увидеть решение и использовать знания из разных разделов для решения поставленной задачи
ТОЧКИ
ЧИСЛА
А
В
2) 7/3
3) √26
С
D
4) (3/5) -1
Алгоритм выполнения:
- Проанализировать рядом с каким из целых чисел стоит данная точка.
- Проанализировать на каком интервале лежат числа из правого столбца.
- Сравнить полученные интервалы и поставить в соответствие.
Решение:
- Рассмотрим точку А. Ее значение больше 1 и меньше 2.
- Рассмотрим точку B. Ее значение больше 2 и меньше 3.
- Рассмотрим точку С. Ее значение больше 3 и меньше 4.
- Рассмотрим точку D. Ее значение больше 5 и меньше 6.
- Вспомним что такое логарифм.
Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.
log a x = b , где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм.
В нашем случае а = 2, x = 10.
То есть нас интересует число 2 b = 10. 2 3 = 8 и 2 4 = 16, следовательно, b лежит в промежутке от 3 до 4.
ЧИСЛА
2) 7/3
3) √26
4) (3/5) -1
Следовательно, 7/3 больше 2 и меньше 3 .
Рассмотрим √26. √25 = 5, √36 = 6. Значит, √26 больше 5 и меньше 6.
То есть (3/5) -1 больше 1 и меньше 2.
Ответ: 4213.
ОТВЕТ: 1342
ОТВЕТ: 1423
ОТВЕТ: 2143
ОТВЕТ: 1432
ОТВЕТ: 3412
g(x), f(x) f(x) ≥g(x), f(x)≤ g(x) Решения неравенства- это значения переменной, обращающие его в верное числовое неравенство. Решить неравенство- значит найти все решения или доказать, что их нет . " width="640"
Неравенства
Неравенство- это соотношения вида
f(x)g(x), f(x)
f(x) ≥g(x), f(x)≤ g(x)
Решения неравенства- это значения переменной, обращающие его в верное числовое неравенство.
Решить неравенство- значит найти все решения или доказать, что их нет .
Виды неравенств и способы их решения
1. Линейные неравенства и системы неравенств
2. Квадратные неравенства
3. Неравенства высших степеней
4. Рациональные неравенства
5. Иррациональные неравенства
6. Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств
Виды неравенств
- Линейные
- Квадратные
_
+
+
Виды неравенств
- Рациональные
_
_
+
+
Виды неравенств
- Содержащие чётную степень
- Содержащие нечётную степень
Виды неравенств
- Иррациональные (корень чётной степени)
- Иррациональные (корень нечётной степени)
Виды неравенств
- Показательные
Виды неравенств
- Логарифмические
- Тригонометрические
Решаем неравенства, используя тригонометрическую окружность, либо с помощью графика соответствующей функции
Равносильность неравенств
- Перенос члена неравенства (с противоположным
знаком) из одной части неравенства в другую;
2. Умножение (деление) обеих частей неравенства
на положительное число;
3. Применение правил умножения многочленов и
формул сокращённого умножения;
4. Приведение подобных членов многочлена;
5. Возведение неравенства в нечётную степень;
6. Логарифмирование неравенства
т.е замена этого неравенства неравенством
Равносильность неравенств
на некотором множестве чисел
- Возведение неравенства в чётную степень;
- Потенцирование неравенства;
3. Умножение обеих частей неравенства на функцию;
4. Применение некоторых формул (логарифмических, тригонометрических и др.)
Методы решения неравенств
функциональный
алгебраический
графический
геометрический
Алгебраические методы
решения неравенств
- Сведение неравенства к равносильной
системе или совокупности систем
- Разбиение области определения
неравенства на подмножества
Алгоритм выполнения
1. Решаем по очереди каждое из неравенств (А–Г). При необходимости (для наглядности) отображаем полученное решение на координатной прямой.
2.Записываем результаты в форме, которая предложена в столбце «Решения». Находим соответствующие пары «буква–число».
А. 2 –х+1 –x+1 –1 → –x+1 2. Ответ: х ϵ (2; +∞). Получаем: А–3.
Б.
Корни в данном случае – это х=4 и х=5. Имеем в виду, что неравенство строгое, т.е. значения корней в промежуток для ответа не включаем. В точке х=5 перехода знака не происходит, т.к. по условию (х–5) дано в квадрате. Поскольку нам нужен промежуток, где х
Соответственно, имеем: Б–4.
1 → log 4 x log 4 4 → x 4. Т.е.: х ϵ (4; +∞). Ответ: В–1. Г. (х–4)(х–2) Неравенство дано квадратное, его корни – х=2 и х=4. Для получения промежутков с положительными и отрицательными значениями схематически изображаем параболу, пересекающую координатную прямую в точках корней. Промежуток «внутри» параболы отрицательный, промежутки «вне» ее положительны. Т.к. в неравенстве дано « Ответ: Г–2. " width="640"
В. log 4 x 1 → log 4 x log 4 4 → x 4. Т.е.: х ϵ (4; +∞). Ответ: В–1.
Г. (х–4)(х–2)
Неравенство дано квадратное, его корни – х=2 и х=4. Для получения промежутков с положительными и отрицательными значениями схематически изображаем параболу, пересекающую координатную прямую в точках корней. Промежуток «внутри» параболы отрицательный, промежутки «вне» ее положительны. Т.к. в неравенстве дано «
Ответ: Г–2.
0 → x 1. Объединяем полученный промежуток с ОДЗ, получаем: x ϵ (1; 3). Это соответствует решению №3. Ответ: А–3 . ОДЗ не дает ограничений Тогда в результате имеем: х ϵ (1; +∞). Ответ: Б–2 . Для решения требуется взять промежутки с положительным знаком. ОДЗ: х≠3. Получаем: х ϵ (1; 3)ᴗ(3; +∞). Ответ: В–4 . х 2 – 4 х + 3 0 → ( x –1)( x –3) 0. Применив метод интервалов, получим: ОДЗ не дает ограничений. Значит, х ϵ (–∞; 1)ᴗ(3; +∞). Ответ: Г–1 . " width="640"
Алгоритм выполнения
- Решаем последовательно неравенства А–Г, учитывая ОДЗ.
- По результату (полученному простейшему неравенству) находим соответствующее графическое решение из правого столбца.
- log 2 ( x –1) x –1) x –1 x х –1 0 → x 1.
Объединяем полученный промежуток с ОДЗ, получаем: x ϵ (1; 3). Это соответствует решению №3. Ответ: А–3 .
ОДЗ не дает ограничений
Тогда в результате имеем: х ϵ (1; +∞). Ответ: Б–2 .
Для решения требуется взять промежутки с положительным знаком. ОДЗ: х≠3. Получаем: х ϵ (1; 3)ᴗ(3; +∞). Ответ: В–4 .
х 2 – 4 х + 3 0 → ( x –1)( x –3) 0. Применив метод интервалов, получим:
ОДЗ не дает ограничений. Значит, х ϵ (–∞; 1)ᴗ(3; +∞). Ответ: Г–1 .
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
ОТВЕТ: 3241
ОТВЕТ: 2431
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Задание № 18 БУ
Сведение неравенства к равносильной
совокупности систем неравенств
Решите неравенство
Решите неравенство
Решение
Квант №10 1990 г.
“ Некоторые полезные логарифмические соотношения”
Если
Аналогично можно доказать , что если
Ответ
Метод «рационализации»
Заменяемое выражение
Используемое выражение
Решите неравенство
Решите неравенство
Решение.
Домашнее задание:
задание №18
в сборнике ЕГЭ
варианты №1-10
Спасибо за урок!