Раздел 1. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1.10. Дефицитарное развитие
1. Нарушение развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Систематика нарушений сенсорной сферы. Этиология. Взаимосвязь степени выраженности сенсорного нарушения от времени его возникновения. Структура нарушения развития.
Лиц с нарушением слуха подразделяют на: глухих (ранооглохших, до появления навыков речи, и позднооглохших) и слабослышащих (с относительно сохранной речью и с тяжелым недоразвитием речи). Среди глухих различают лиц с остаточным слухом на сильные звуки и низкие частоты (не более 2000 Гц): с 70 дБ (тугоухость третьей степени), с 80 дБ (тугоухость четвертой степени); среди слабослышащих (с 50 дБ — тугоухость второй степени; с 2 дБ - тугоухость первой степени). Частотный диапазон 1000—4000 Гц. В школьном образовании (педагогическая классификация): с относительно сохранной речью и с глубоким недоразвитием речи. В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту, менингитам и менингоэнцефалитам, отитам, антибиотикам. Ведущая роль придается генетическим факторам (наследственной патологии) - более 50%.
Лиц с нарушениями зрения подразделяют на слепых и слабовидящих. Слепота абсолютная (неспособность отличать свет от тьмы, визус 0); бытовая (неспособность ориентации в ближнем пространстве для удовлетворения потребностей вне дома без посторонней помощи); профессиональную (для той или иной профессиональной деятельности). По времени наступления слепоты различают слепорожденных (и до 3 лет) и ослепших (утрата зрения после 3 лет).
В этиологии нарушений зрения имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности (такие инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т.д.). Нередкой причиной является патология родов. Среди постнатальных заболеваний - острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга. Наследственным факторам отводится от 15 до 17%.
Структура нарушения развития
| Структура дефекта при нарушении слуха | Структура дефекта при нарушениях зрения | Структура дефекта при ДЦП |
Первичный дефект | Выключение или грубая недостаточность слухового восприятия | Выключение или грубая недостаточность зрительного восприятия | Двигательные нарушения |
Вторичный дефект | Нарушения речи | Недоразвитие психомото-рики. Нарушение прост-ранственной ориентации | Нарушения зрительного восприятия. Нарушения речи. Нарушения пространственного гнозиса и праксиса |
Третичный дефект | Специфика мышления. Специфика развития личности. Дезадаптация | Специфика развития личности. Дезадаптация | Специфика развития личности. Дезадаптация |
2. Нарушения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Этиология детского церебрального паралича (ДЦП), формы (по К.Т. Семеновой). Структура нарушения развития.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям: детский церебральный паралич (ДЦП); последствия полиомиелита; миопатия; врожденные и приобретенные недоразвития и деформации опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространенное двигательное нарушение – детский церебральный паралич (ДЦП)(до 89 %).
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это сложная патология развития, начинающаяся внутриутробно, в период родов или ранний постнатальный период, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. В Беларуси по данным республиканского банка данных детей с ОПФР по состоянию на 15.09.2010 года насчитывалось 2057 детей с ДЦП. Из них 1169 мальчиков и 888 девочек. От общего количества детей с особенностями в развитии – 2,13%.
Этиология: в большинстве случаев ДЦП является результатом внутриутробного поражения плода различными вредными факторами. Особенно важны:
1. токсикоз 1 половины беременности, когда закладываются все органы и системы (органогенез). В результате токсикоза изменяется проницаемость сосудов мозга плода, возникает гипоксия;
2. нарушение эмбрионального развития вследствие различных инфекций, интоксикаций, травм, соматических заболеваний;
3. недоношенность, т.к. недоношенные дети особенно предрасположены к внутричерепным кровоизлияниям, их сосудистая система недоразвита и легко ранима;
4. асфиксия плода (кислородное голодание), к которому особенно чувствительны клетки головного мозга. Асфиксия влечет нарушение обмена: белкового, липоидного, углеводного. Мозг плода, в кото-ром процессы протекают весьма интенсивно, оказывается крайне чувствителен к дефициту кислорода. Чем раньше возникает гипоксия, тем сильнее выражено ее воздействие на нервную систему;
5. несовместимость матери и плода по резус-фактору или группе крови.
6. если плод не имеет достаточной зрелости к моменту рождения, это приводит к родовой травме и нарушению мозгового кровообращения; родовая травма возникает как результат неправильной родовой деятельности, обусловленной состоянием плода.
7. в раннем постнатальном периоде плод может быть подвержен травме, асфиксии, гемолитической болезни, инфекции (менингоэнцефалит, нейроинфекция) и др. факторам, приводящим к поражению мозга и, как следствию, к ДЦП. Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 в момент родов, 10 – после рождения.
Классификация К.А. Семеновой (1968), в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д.С. Футера (1967) и М.Б. Цукер (1947). Автором выделяется пять основных форм ДЦП:
1.Спастическая диплегия или синдром Литтля, наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). В значительной степени поражены ноги, однако ребенок может научиться обслуживать себя. Часто наблюдается задержка психического развития. 30-35 % детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в степени дебильности (легкая интеллектуальная недостаточность). У 70 % наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
2.Гемипаретическая форма ДЦП в 80 % случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период. Поражена одна сторона тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия): левая — при правостороннем поражении мозга и правая — при поражении преимущественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30 % детей с гемипаретической формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50 % — вторичная ЗПР.
3. Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вследствие энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. Наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10 % случаев наблюдается тугоухость. Большинство детей успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.
4. Двойная гемиплегия возникает при обширных поражениях головного мозга. Этот тетрапарез – самая тяжелая форма ДЦП. Преобладает ригидность мышц. Такой ребенок не сидит, не держит голову, не стоит. Кроме тяжелых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта. Самый неблагоприятный прогноз.
5. Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Встречается значительно реже других форм. Характеризуется мышечной гипотонией, атаксией – нарушением равновесия, гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений. Часто у детей наблюдается недоразвитие речи и интеллекта. При этой форме возможно сохранение интеллекта, двигательные нарушения могут компенсироваться.
Могут наблюдаться смешанные формы. Дети с разными формами имеют разную неврологическую симптоматику, следовательно, и разные психологические особенности. Любая форма ДЦП может быть выражена в разной степени.
3. Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии, особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии. Психические процессы, состояния, свойства лиц с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы обладают общими типичными особенностями, получившими определение дефицитарное развитие личности (В.В. Ковалев, В.В. Лебединский и др.). Причинно-следственные звенья дефицитарного развития психики:
1. Нарушение одного из анализаторов представляет собой условие нарушения нормы психического развития в результате дефекта сенсомоторной основы психического отражения.
2. Поскольку в целостном психическом отражении взаимодействуют все анализаторы и все психические процессы, то нарушение функционирования хотя бы в одном анализаторе приводит к нарушению всех психических процессов.
3. Основной механизм нарушения внимания - ослабление интереса к окружающему миру, угасание ориентировочно-исследовательского рефлекса вследствие потери одного из каналов психической информации. Недостаток произвольного внимания затрудняет процесс обучения, сокращает зону ближайшего развития ребенка.
4. Основной механизм нарушения восприятия – нарушение образов отражения: искажение реальных параметров в первичных зонах поврежденных анализаторов ощущений; несформированная модальность (звуковая, зрительная, двигательная) психических образов; отсутствие целостности психических образов (их фрагментарность) вследствие неполноты взаимодействия всех анализаторов.
5. Основной механизм нарушения памяти – предшествующие запечатлению и сохранению информации нарушения внимания, неполнота и искажение психических образов восприятия.
6. Основной механизм нарушения мышления - недостатки внимания, неполная и искаженная информация восприятия и памяти, т.е. существенные пробелы и ошибки первичной информации, с которой в дальнейшем предстоит работать мышлению. В этой связи страдает в первую очередь наиболее онтогенетически ранний вид наглядно-действенного мышления. Нарушение первой ступени мышления, становится первопричиной затруднений в развитии основанных на наглядно-действенном мышлении более сложных форм образного и словесно-логического мышления.
7. В результате компенсации первичного дефекта того или иного анализатора (зрительного, слухового, двигательного) развитием речи, вербальным мышлением часто отмечается формализм мышления, т.е. неподкрепление словесного обозначения предмета и явления сенсомоторным образом, неподкрепление теории практикой, идеального Я (хочу) реальным Я (могу).
8. Недостаток адекватного отражения мира реалистичным, объективным, рациональным способом компенсируется субъективным, эмоциональным, иррациональным способом психического отражения. В структуре личности происходит существенный сдвиг аффективно-когнитивной пропорции психического отражения в сторону аффекта.
9. Личность, которая формируется в результате дефицитарного развития, часто приобретает тип личности, для которой характерны: инфантильность, эгоцентризм; завышенная самооценка идеального «Я», неадекватно претенциозные запросы по сравнению с неразвитым реальным «Я» (умениями, способностью реализовать претензии на исключительность); чрезмерная эффективность, замещающая недостатки интеллекта, высших духовных чувств, изъяны моральных качеств; мощная психологическая защита, компенсирующая слабо развитое реальное Я.
Без специальной профилактической работы медиков, психологов, педагогов возникающие разнообразные акцентуации характера в процессе дефицитарного развития личности приводят к психопатии, к патологическому завершению дизонтогенеза.
10. Межличностные отношения являются проблемой, поскольку зависимость от зрячих, слышащих, двигающихся, а значит более компетентных в окружающем мире, создает специфические трудности формирования мотивации общения, предполагающей диалог, где происходит восприятие и осмысление эмоциональных реакций другого человека. Особенно сложно вступать в общение слепому и детям с ДЦП.
11. Трудности построения социального взаимодействия приводят к возникновению социальных страхов.
Литература
Лемех. Основы специальной психологии: учебное пособие. – Мн: РИПО. 2017. – с. 131-141
Задания и вопросы:
1..Структуру нарушения развития при дефицитарном развитии, новые термины и понятия выучите, умейте пояснить
2..Выполните практическую работу