Учитель: Мовчан Владимир Павлович
Предмет: история России
Класс 6 класс
Тема урока: Политическая раздробленность на Руси
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: сформировать целостное представление о политической раздробленности на Руси.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
- проанализировать причины и последствия политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси;
Личностные:
- развивать коммуникативную компетенцию через умение высказываться и участвовать в дискуссиях;
- формировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;
- формировать устойчивый познавательный интерес к истории своей страны
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- вырабатывать умение работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;
- развивать готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;
Методы обучения: системно-деятельностный подход
ФОПД: индивидуальная, групповая
Основные понятия, содержание урока: Политическая карта Руси в XII-XIII веках; Политическая раздробленность Руси; Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское княжества, и Новгородская земля; Отношения с кочевниками;
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, карты Карта «Древнерусское государство IX – XIв.», карта «Русские княжества в XII и в начале XIIIв.», Учебник. История России. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016. – 128 с., ноутбук с выходом с интернет у каждого ребенка.
Этапы учебного занятия | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1. Организационный момент (2мин) | Настрой на работу -самоопределение -смыслообразование | (СЛАЙД 1) Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. Проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и пробные учебные действия (5мин) | - синтез, сравнение; извлечение необходимой информации из текста. Аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. | (СЛАЙД 2) Перед началом работы давайте откроем наши маршрутные листы (приложение 1) и зарегистрируемся в них Актуализирует знания учащихся по ранее пройденному материалу. Учитель: Ребята о ком идет речь? В монастырской келье узкой В четырех глухих стенах О земле о древнерусской, Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тусклым светом, Он писал из года в год Про великий наш народ -Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа. мы с вами вспомним основные события ранней истории Руси, опираясь на летопись. О каких событиях говорится в летописи? (СЛАЙД 3) -О каком событии говорится в «Повести временных лет»? (СЛАЙД 4) «…Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его: если не убьём его, то всех нас погубит…» (СЛАЙД 5) -Какое событие изображено на слайде? (СЛАЙД 6) -О ком были сказаны такие слова? «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем» (СЛАЙД 7) -Как назывался первый свод рукописных законов на Руси? (СЛАЙД 8) -Назовите имя князя, совершившего поход на Царьград и прибившего в знак победы свой щит к его воротам. Теперь, когда мы ответили на вопросы ответьте в своих маршрутных листах правильность выполнения каждого задания. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обучающиеся работают со слайдами презентации - Речь идет о Несторе Летописце Правильные ответы: Призвание варягов Восстание древлян Крещение Руси О Борисе и Глебе «Русская правда» Ярослава Мудрого Олег | В ходе выполнения работы: 1) вспоминают материал прошлых уроков; 2) отвечают на вопросы; |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин) | Обобщение, аналогия; -, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. учет разных мнений, координирование и сотрудничество. целеполагание планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | (СЛАЙД 9) Мы повторили с вами основные события русской истории до 12 века. Но в 30 –х годах 12 века на Руси многое изменилось. Посмотрите, пожалуйста, на экран: (слайд №1) перед Вами 2 карты: Киевская Русь 11 век и Русь в 12 веке. В чем разница? (На 2 карте – раздробленность). Давайте поставим с вами проблемный вопрос урока «Почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?» Вот почему и как это произошло, мы и будем сегодня выяснять. (СЛАЙД 10) Политическая раздробленность на Руси. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?» Давайте исходя из проблемного вопроса поставим с вами цель и задачи нашего сегодняшнего урока. Запишите в свои маршрутные листы свою цель урока. | Рассматривают и сравнивают карты, предлагают свои варианты темы урока Делают запись в маршрутный листах | - планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивают правильность выполнения действий |
4. Открытие нового знания (15 мин) | -извлечение из исторических текстов необходимой информации; определение основной и второстепенной информации -установление причинно-следственных связей; -выполнение действий по алгоритму; -достижение договоренностей и согласование общего решения. | Политическая раздробленность - неизбежный этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование. Но прежде, чем работать, обратимся к тем понятиям, терминам, которые могут вам встретиться в работе с текстом §12 (СЛАЙД 12) РАБОТА С ТЕРМИНАМИ Усобица- междоусобная вражда, борьба. Удел – владение младших членов княжеского рода. Вотчина-владение, перешедшее от отца. 2.Работа в группах с материалами учебника Уже перед уроком вы разделились на 4 группы и ваша задача сейчас выполнить задания для самостоятельной работы и выполнить задания которые представлены у вас в ноутбуках. Дело в том, что я нашел записи, но в них потерялись слова, ваша задача, прочитав текст учебника, восстановить пропущенные слова. *ученики выполняют задания на платформе «google документы» в режиме онлайн (Приложение 2) (СЛАЙД 13) ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси». ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим и четвёртым пунктами § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси» и «Идея единства Руси». ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с пятым и шестым пунктами § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками» и «Государственное управление в период раздробленности». ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА работает с седьмым и восьмым пунктами § 12 учебника «Международные связи русских земель» и «Развитие русской культуры: формирование региональных центров». -Ребята, каждая группа должна заполнить свою карточку на ноутбуке, и вставить пропущенные слова, а докладчик группы, опираясь на сделанные записи, должен дать связный ответ по материалам обозначенных для этой группы пунктов. | Слушают учителя, вспоминают изученный материал. Работают в группе, читают пункты параграфа, записывают ответы в маршрутные листы Работают в группе, читают пункты параграфа, записывают ответы в маршрутные листы Работают в группе, читают пункты параграфа, записывают ответы в маршрутные листы Работают в группе, читают пункты параграфа, записывают ответы в маршрутные листы | - организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, анализируют информацию, делают выводы; - называют причины раздробления Древней Руси; - дают определение основным понятиям; - объясняют, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению; планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивают правильность выполнения действий - организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, оценивают правильность выполнения действий - организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, |
5. Физминутка (3 минуты) | | (СЛАЙД 14) Прежде чем заслушивать выступающих, проведём с вами небольшую физминутку. - Стоим в дозоре, посмотрели налево, вглядываемся вдаль, посмотрели направо, вглядываемся вдаль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д. - А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечом отбиваться, вытащил меч из ножен взмахнули. вложили. -Ребята, мы немного отдохнули, почувствовали себя воинами Древней Руси, а сейчас рассаживается по местам и продолжаем работу. | Проводят физминутку | - снимают физическое и умственное напряжение, восстанавливают силы |
6. Первичное закрепление. (10мин) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Использование знаково-символических средств. -доказательство; -контроль; -коррекция; -оценка; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | *на экране выводится текст группы из платформы «google документы» Заслушивает выступления групп у доски Теперь, когда мы поработали в группах, давайте оценим свою работу в группе в маршрутном листе (СЛАЙД 15) Предлагает в ходе групповой работы: выявить “плюсы” и “минусы” влияния феодальной раздробленности на развитие Киевской Руси, опираясь на изученный материал. 2. Просит записать их в маршрутные листы 3. Организует работу с картой у доски с обучающимися - Обратите внимание на карты в вашем учебнике и на доске _ покажите главные политические центры, образовавшиеся в результате раздробленности Руси | Работают в парах, выясняя плюсы и минусы политической раздробленности. Результаты записывают в таблицу. “плюсы” - развитие хозяйства; - развитие культуры; - сохранение единого языка, религии; - сохранение великокняжеской власти. “минусы”: - усобицы; - конфликты между боярами и князьями; - дробление княжеских владений между наследниками; - ослабление обороноспособности и политического единства страны. Проверяют работу по эталону | - устанавливают плюсы и минусы политической раздробленности - соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивают правильность решения учебной задачи |
7. Рефлексия деятельности(5мин) | Рефлексия способов и условий действия; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка на основе критерия успешности; -планирование учебного сотрудничества; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | (СЛАЙД 16) - Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги. Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока: «Почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?» Известный академик Б. Рыбаков определил период в истории Киевской Руси, датируемый XII – XIII вв. так: “Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств”. Как вы понимаете это высказывание? прокомментируйте - на листах оцените свою работу на уроке баллом от единицы до пяти. (СЛАЙД 17) РЕФЛЕКСИЯ Я узнал (а), что…. Я нашёл (ла) подтверждение тому, что… Я даже не предполагал (а), что … Комментирует домашнее задание. (СЛАЙД 18) Объясняет домашнее задание. Дает дифференцированные и индивидуальные задания § 12, вопросы № 3. 5 на выбор, заполнить карту «Политическая раздробленность Руси» | Отвечают на вопросы урока Записывают домашнее задание в соответствии с индивидуальным уровнем. | - обсуждают и оценивают свои достижения и достижения других обучающихся под руководством педагога - проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении |
Приложение 1
Маршрутный лист
Ф.И.О ______________________________________
1 Этап.
Поставьте + если ответили верно, - если ошиблись
2 этап.
Цель сегодняшнего урока для меня ___________________
Я хочу узнать _____________________________________
Я хочу научиться __________________________________
3 этап.
Критерии | Оценка |
Активно работал в группе | |
Выполнял свои обязанности | |
Соблюдал культуру общения | |
Критерии:
++ у меня все получилось
+- были затруднения, но в целом я справился
-- у меня не получилось работать в группе
4 этап.
Плюсы и минусы политической раздробленности |
+ | - |
| |
Приложение 2
Текст для Группы №1
Раздробленность на Руси наступила с середины ___ в. Постоянные усобицы между князьями привели к тому, что Русь окончательно ___________ на несколько частей. Среди причин раздробленности можно выделить _______________ и _____________ причины. Также князья наделяли вотчинами своих _____________________. Основой богатства бояр теперь становилась не дань, собираемая с подвластных земель, а _____________________. В боярских вотчинах производилось практически все необходимое для жизни людей. Торговля между различными частями Руси была развита __________, была ____________.
Принцип ____________ стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколении Ярославичей. Возник неразрешимый вопрос кто имеет преимущество старшинства: младший по возрасту брат князя или старший по годам княжеский сын? Подобные вопросы часто решались силой, в ходе __________________
Текст для группы №2
В условиях раздробленности в какой-то мере Русь объединила ____________.
В городах, где создавались резиденции _____________ шло строительство храмов, церковных школ. _____________ призывало людей к единству, выступало за преодоление ____________ и ______________, говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества
В отдельных землях жили люди, составлявшие единую _____________. Они говорили на одном языке, исповедовали _________________. Во всех княжествах продолжали судить по законам _______________. В Киеве жил ________________, отсюда он руководил всеми священнослужителями. В период обострения внешней опасности, которая исходила прежде всего от _____________ у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле
Текст для группы №3
Княжеские усобицы подорвали _________________ Руси. Русские князья нередко призывали __________ в своей борьбе друг с другом. В качестве расплаты за помощь половцы получали право на ________________________. Больше всего страдала от половцев ____________ земля. После набегов русская земля представляла страшную картину – дымились выжженные до тла ____________. Заброшенные пашни зарастали кустарником и т.д. __________ терял свое значение. Появлялись новые города, которые затмевали Киев своим _______________ и не желали ему больше подчиняться. Русь распалась на ___ самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными были _____________________.
Текст для группы № 4.
Торговля продолжала развиваться как с соседними княжествами, так и с________________________. Галицкие купцы везли _________ в Киев и Чернигов. Суздальцы отправляли ___________ в Новгород. Смоленские, витебские, полоцкие и новгородские купцы торговали с ____________. Торговцы из Византии, Венгрии, Польши, Венеции, Хорезма привозили свои товары в Киев и Владимир. Русь сохраняла _________________связи со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами. Раздробленность сопровождалась ____________ старых и появлением новых городов. Многие из них становились ремесленно-торговыми и _________________ центрами русских земель. Сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов. Здесь собиралось _______________. Число городов увеличилось втрое. В городах существовало до _____ ремесленных специальностей