Т
ема урока. Театр масок. Маска смеха, маска печали, озорная маска.
Маска «День и ночь».
Цель урока. Осуществить межпредметные связи ИЗО и музыки,
показать неразрывную связь искусств: изобразительного и
музыкального. Познакомить с условным языком масок,
обратить внимание на характер масок, на то, какими
средствами достигается их выразительность.
Развивать фантазию, воображение, умение эмоционально
откликаться на яркость, контрастность и декоративность
театральных масок.
Воспитывать любовь к предмету изобразительное
искусство.
Тип урока. Интегрированный
Формы и методы: Урок проводится в форме беседы с просмотром
демонстрационного материала и практического задания. Используется
иллюстративно-объяснительный метод, метод опроса и обмена
мнениями, индивидуальные формы художественного творчества,
коллективный просмотр выполненных работ и выборочная защита
выполненного задания.
Оборудование урока: маски смеха и печали, озорная маска, маска «День
и ночь». Мультимедийная презентация. Раздаточный материал:
шаблоны для изготовления масок, альбомные листы, краски,
фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок: урок изобразительного искусства и урок музыки мы проведем одновременно, потому что эти два вида искусств неразрывно связаны между собой.
- Чтобы совместная наша работа прошла организованно, что нужно?
IІ. Мотивация учебной деятельности.
- Начнем наше путешествие в мир прекрасного с отгадывания загадок:
1. Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...
2. Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся —…
3. То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный…
- Где можно встретить людей этих профессий?
- А какие театры вы знаете?
- Какую роль в театре играет художник?
- Кто ещё помогает создавать спектакль? (драматург, композитор, режиссер, актеры, постановочные работники, гардеробщики, билетеры, портные, сапожники, бутафоры)
- Ребята, актёр играет в театре разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? (Костюмы, маски)
- Что из этого мы с вами сами можем изготовить на уроке?
ІIІ. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы поговорим о театральных масках, о том, как они появились, из чего изготавливались. Научимся сами делать маски.
- Что вы знаете о масках? (ответы учащихся)
IV.Актуализация знаний.
Упражнение для расслабления мышц «Маски».
Следующее упражнение
Нам повысит настроение.
Будем маски примерять,
Разный образ создавать.
Маску грусти и печали
Мы напялили сначала.
Ну, а в продолжении
Маску удивления.
Этой маске свойственно
Полное спокойствие.
Этой маске - радость!
Счастье и успех!
Этой - безразличье,
Полное за всех.
А в последней маске
Ужас и смятенье!
Ну, и это не испортило
Наше настроение!
V. Работа по теме урока:
Постановка проблемного вопроса:
- А как вы думаете, зачем придумали маски? (ответы учащихся)
Работа над раскрытием смысла масок смеха, печали, озорной маски. Маска «День и ночь».
- Как вы думаете, что самое главное в маске? (Характер и настроение)
- А какое настроение выражают эти маски?
В Древней Греции существовали такие, например, условности: много морщин на лбу – преклонный возраст, гладкий лоб – веселое настроение, крутой лоб– мрачное настроение, смуглый цвет - сила и здоровье, желтый – болезненность, багровый – раздражительность.
Мы с вами помним, что каждая черта лица имеет свое настроение и характер, а их сочетание создает целостный образ. И сегодня вы выступите в роли художника, а затем – в роли артиста.
Перед тем как изготовить маски, давайте больше о них узнаем (презентация)
Рассказ учителя начальных классов:
- Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё первобытные люди использовали маски животных, чтобы представлять их. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых.
Маска могла использоваться для устрашения не только злых духов, но и противника. Но чаще маска рассматривалась как средство защиты от злых духов.
- Широко известен и обряд надевания масок на умерших, чтобы защитить их во время путешествия в потустороннем мире. Делали слепки из гипса или другого материала, с лица умершего человека. Самая известная из таких масок - золотая маска Тутанхамона.
Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, тонкого или толстого дерева, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства.
У папуасов Новой Гвинеи сохранились великолепные маски из перьев, которые они надевали во время ритуальных церемоний.
А в наши дни маски с успехом используются во время многочисленных фестивалей и карнавалов.
Дыхательная гимнастика (под музыку).
VІ. Работа по теме урока музыки:
В России главным героем всех ярмарочных представлений был Петрушка. Зачастую их было двое. Один веселый и озорной, другой грустный и ворчливый. Публика с радостью узнавала весельчаков и спешила на представление, в которых под масками незатейливых персонажей разыгрывались смешные сценки с трюками, плясками и песенками.
Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Стравинского.
- Именно такую атмосферу ярмарочного гуляния отразил И.Стравинский в балете «Петрушка». Эта музыка помогла нам окунуться в те далекие времена и почувствовать атмосферу праздника.
Через маску легче было перевоплотиться. Часто маски изображали каких-либо животных: вспомним Новый год, Рождество, Обряды колядования на Руси (презентация).
VІІ. Практическая работа: изготовление масок животных и сказочных
существ.
Ознакомление с критериями, по которым будут оцениваться работы.
соблюдение пропорций;
работа над мелкими деталями;
общая завершённость, выразительность;
цветовое решение;
аккуратность исполнения.
Планирование предстоящих операций:
Рассмотреть образцы масок на доске.
Выбрать нужные краски, подготовить их к работе.
Наметить характерные линии.
Выполнить рисунок в цвете.
Повторение ТБ при работе с красками, кисточками.
Самостоятельная работа, индивидуальная помощь учителя.
VІІI. Работа по теме урока музыки: исполнение колядок в готовых масках.
- Щедрики-ведрики,
- Дайте вареники,
- Вареника мало,
- Дай кусок сала,
- Ветчинки – колбаски,
- Да ложечку кашки!
- А не дашь пирога - я быка за рога,
- А свинью за хвост, отведу под мост!
IХ. Анализ готовых масок.
Оценивание работы по следующим критериям:
Х. Рефлексия деятельности: оценить свое отношение к уроку (нарисовать маску настроения и приклеить её на доску к маске комедии или к маске трагедии)
Самоанализ работы на уроке: услышал ли ответ на свой вопрос? Чему научился на уроке? Что сделал, чтобы работа на уроке прошла дружно и интересно?
XІ. Информация о домашнем задании: подготовить сообщения о масках (по группам)