Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова,) |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии : | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-поисковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Презентация Толковый словарь, орфографический словарь. |
Цели: | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове. Проводить разбор слов по составу Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. | 1.Регулятивные учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе. учиться оценивать свои достижения в работе над проектом; 2.Познавательные пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные | - нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение ( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмонациональный настрой | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. -Доброе утро, ребята! -Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце) ( метод стимулирования к обучению) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение |
1.2. Актуализация знаний. Определение темы | Сегодня мы собрались на очень интересное занятие. А вот о чем будем говорить вы узнаете из кроссворда , который надо разгадать. 1.Утром рано поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся, Для здоровья, для порядка людям всем нужна …( зарядка) 2.Вот такой забавный случай: Поселилась в ванной туча. Дождик льет с потолка Мне на спину и бока! До чего ж приятно это, Дождик теплый , подогретый, На полу не видно луж, Все ребята любят…(душ) 3. Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет….( спорт) 4. Я подмышкой посижу, И что делать укажу- Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. ( градусник) 5. Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. ( воздух) 6. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса. По дороге едут ноги и бегут два колеса. У загадки есть ответ: это мой …( велосипед) 7. Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки А несут меня не кони, А блестящие …( коньки) 8. Чтоб большим спортсменом стать, Нужно очень много знать. Вам поможет здесь сноровка И, конечно, …( тренировка) ЗАРЯДКА ДУШ СПОРТ ГРАДУСНИК ВОЗДУХ ВЕЛОСИПЕД КОНЬКИ ТРЕНИРОВК - какое слово получилось в выделенных клеточках? ЗДОРОВЬЕ (открываю доску) Учитель:- Какие слова и выражения мы говорим, встречаясь друг с другом?(Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т.д.)- Какой смысл мы вкладываем в эти слова? Учитель: Мы не всегда помним о том, что когда говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день Здравствуйте! Это же - будьте здоровы, Это же - дольше живите на свете. - давайте поздороваемся с нашими гостями, тем самым пожелаем им здоровья! (3-4 хором Здравствуйте!) - НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА МЫ С ВАМИ ОТКРОЕМ СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ Учитель:- Как вы думаете, влияет ли хорошее или плохое настроение человека на здоровье? Учитель: Вот мы и открыли первый секрет. Положительные эмоции, хорошее настроение, гармония, доброта,– основа психического здоровья человека. - чтобы чуточку стать здоровее давайте поделимся улыбками. -улыбнитесь мне и я улыбнусь вам - улыбнитесь друг другу - подарите гостям улыбку. | Разгадывают кроссворд в парах Ведут диалог с учителем Отвечают на вопросы |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) 2.1.Самоопределение к деятельности. | - На доске ребус 7Я -Что для вас семья? (слайд – 2) -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? - Где еще встречается понятие семья? ( Слайды 3-6) - А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? ( Слайд 7-8) - Откройте учебник на странице 101,прочитайте тему урока. - Определите, что вы будете сегодня делать? - Предположите, какой будет урок? ( Подводящий к теме диалог) -Почему вам предложили именно такой проект? - Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект Семья слов? - Давайте вспомним состав слова. ИГРА + деление на группы (все учащиеся получаю карточки, на которых разрезано на части определение частей слова, должны разделиться на группы по частям слова, т.о. образуется 4 группы) - Составим план работы на уроке (Фиксация на доске) - Желаю вам хорошо поработать на уроке! | -Дети отгадывают -Семья -Дают определение семьи. -Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов. -Делятся опытом (волчья стая, улей пчел, муравейник) - Делают предположения. Открывают учебник на странице 101,читают: Наши проекты. Семья слов. -Будем работать над проектом Семья слов -Интересный, необычный, познавательный. - Мы закончили раздел Состав слова, родственные слова. - Что такое родственные слова, уметь определять состав слова. - изучают карточку, обсуждают, делятся на группы 1. Подготовка к проекту. 2. Создание проекта. 3. Защита проекта. 4. Оценка проекта.( Слайд 11 ) | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
2.2.Повторение и систематизация знаний | 2.Изучите задание №1 на стр 101. ( Слайд 7) Коллективная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня? -Можно ли эти слова назвать семьей? Поработаем группами. Каждой группе досталось одно слово. Надо соотнести схемы со словами. ЗДОРОВЫЙ, ЗДОРОВЕНЬКИЙ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДОРОВЬЕ .Выполняем задание №3 - Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? - С чего начинаем разбор слова по составу? (Выстраивание схемы на доске- моделирование) (Слайд 9) - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта? - какие еще секреты нужно знать, чтобы быть здоровым? | Дети анализируют задание - Много. Для каждого слова свое количество. Рассматривают рисунок, читают внимательно слова. - Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению. Работают группой, разбирают слова по составу, соотносят со схемой. Моделирование у доски Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь делить слово по составу. Повторяют алгоритм разбора слова по составу ( моделирование у доски) методы контроля и самоконтроля | Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Учатся находить информацию в толковом словаре. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция ,оценка. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
Физминутка | Веселая зарядка (электронное приложение) | Учащиеся выполняют упражнения | |
3.Создание продукта проектной деятельности | - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта? РАБОТА В ГРУППАХ Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности Каждая группа получает материал. Нужно подобрать однокоренные слова. Самопроверка по эталону | Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности Дети составляют семью родственных слов. - Приводят примеры. -Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем . | Познавательные УУД Решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу. Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Защита проекта | - Кто справился с проектом? - Кто уже готов защитить свой проект? 1 ГРУППА СПОРТ еще один секрет - нужно вести активный образ жизни. Давайте послушаем 1 группу 2 ГРУППА ЧИСТОТА Очень важный компонент сохранения здоровья – это гигиена тела. - Что нужно делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным? - Зачем нужно мыть руки, лицо и тело с мылом, чистить зубы, полоскать рот после еды? - Давайте послушаем, что советует нам 2 группа 3 ГРУППА ВОДА - а что нам помогает поддерживать чистоту? 4 ГРУППА СОЛНЦЕ следующий секрет здоровья – это закаливание своего организма. В любую погоду бывает на воздухе, принимает солнечные ванны Рефлексия. - Как можно еще доработать проект? методы контроля и самоконтроля | Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. Спорт приходит в каждый дом, Даже в тот, где мы живем. Спортом ты скорей займись, Будь здоровым на всю жизнь. “Чистота – залог здоровья!” Каждый раз перед едой, Нужно фрукты мыть водой! Чтобы быть здоровым, сильным, Мой лицо и руки с мылом. И для людей, и для зверей Нет ничего воды ценней.\ Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья. С ними будем мы дружить, Чтоб здоровыми нам быть. рисунками | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
5.Итог урока. Рефлексия | Сегодня на уроке мы познакомились с “секретами здоровья” КЛАСТЕР НА ДОСКЕ Учитель: Давайте подведем итог и еще раз вспомним компоненты здоровья - Какой вывод о жизни и здоровье человека мы можем сделать? Я желаю вам, ребята. быть здоровыми всегда, Но добиться результата невозможно без труда. Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой, Прежде чем за стол садиться , руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам. И , конечно, закаляйтесь – это так поможет вам! Свежим воздухом дышите по возможности всегда. На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья! Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, и легко вам будет жить. - на уроке мы с вами открыли лишь несколько секретов, остальные секреты здорового человека вы откроете на следующих занятиях Продолжите предложения: *Было интересно… *Теперь я могу… *Мне понравилось… | Обобщают, работают с кластером на доске Подводят итог | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. Познавательные УУД Рефлексия учебного процесса и результата деятельности на уроке Личностные УУД Нравственно-эстетическая. ориентация. |
6.Домашнее задание | Сделайте свой проект на любую тему с любым словом. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами. | Записывают домашнее задание. | |