2012 | г. Оренбург МОБУ Лицей №1 6Б класс Искаков Руслан |
Оглавление
Введение 2
Геральдика 3
Зарождение геральдики 3
Распространение 4
Герб 6
Символическое значение цветов 7
Элементы герба 7
Гимн 11
Гимн Российской Федерации 12
Флаг 13
Заключение 15
Используемые ресурсы 16
Введение
Тема моего проекта «Геральдика»
Я выбрал эту тему, потому что мой старший брат Ришат два года назад поступил учиться в Кадетский корпус имени Неплюева. Дома стали появляться интересные вещи: кокарды, шевроны, погоны, бляшки и элементы триколора. Я был на присяге у брата, слышал клятву верности Родине. Ришат рассказал про посещение их взводом музея ФСБ. Меня стала переполнять гордость за брата, за его любовь к Отчизне, за стремление защищать свою Родину. Я заинтересовался государственной символикой, поэтому захотел исследовать эту тему и посвятил ее старшему брату. Так как в этом году он ушел осенним призывом в вооруженные силы России.
Цель моей работы – заинтересовать одноклассников символикой государства в котором мы живем.
Проектный продукт – презентация.
С выбором темы посоветовался с родителями. В названии темы сомнений не было.
Я начал свою работу с того, что стал собирать материал в словарях и энциклопедиях. Затем обратился к Интернету за той информацией которую не нашел.
Затем я разбил материал на разделы и приступил к созданию презентации.
В ходе работы мое внимание привлекло символическое значение элементов герба. Мне самому захотелось создать свой герб и на уроке информатики предложил своим одноклассникам творческую работу по составлению герба. Результат я вставил в презентацию.
Поскольку моя работа несет презентационную функцию мне пришла мысль вставить звук. Выбор песен был большой. Гимн России вошол так как это символика нашего государства. Брат посоветовал взять песню Ильи Резника и Эдуарда Ханка «Служить России», так как сам неоднократное включал ее. А песню Андрея Якунина и Вячеслава Колотова «Флаг России» посоветовала мама, так как она торжественно завершает мою презентацию.
В ходе работы я столкнулся с техническими трудностями оформления: управляющими кнопками и гиперссылками и вставкой звука. В это мне помогла моя мама.
Геральдика
Геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю.
Зарождение геральдики
Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейской обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.
Между тем, некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l'origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны в уже научных трудах по геральдике. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов.
На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем, в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере.
К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем, хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами.
Распространение
В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 — патрициев и буржуа, к 1230 — ремесленников, в 1240 — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.
Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.
Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до по крайней мере XVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнир рыцаря привело в становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряжёнными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба как щитодержатели.
Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других.
Геральдика возникла практически одновременно в сразу нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем Азию, Африку и Австралию.
Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.
В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.
Герб
Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах
Герб Российской Федерации был принят 20 декабря 2000
Н
оситель – золотой двуглавый орел, помещённый на красном французском геральдическом щите;
Над орлом — три исторические короны Петра Великого;
В лапах орла — скипетр и держава, символы власти;
На груди орла Герб Москвы — щит со всадником, поражающим копьём змея, символ победы над злом.
Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.
Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную идентификационную задачу.
У аланов и тюркских народов родовые знаки существовали в виде тамги, которые присваивались каждой аристократической фамилии (например у осетинской аристократии).
Гербы можно систематизировать по принадлежности, рангам, изображениям юридического состояния, стилям.
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.
Символическое значение цветов
Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также веру, справедливость, милосердие и смирение;
Червлень - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе;
Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо;
Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву;
Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство;
Чернь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Элементы герба
Геральдический щит — является основой любого герба, несущий на своей лицевой поверхности определённый набор гербовых фигур.
Формы геральдических щитов
Шлем — изображается над щитом и имеет разный вид в разных странах, В России было введено правило: у древнего русского дворянства изображался славянским шелом, а у родов татарского происхождения — восточный шишак.
Корона — в гербе, наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Помещается на шлем или прямо над щитом.
Классификация геральдических корон
Нашлемник — этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров, дополнительный опознавательный знак, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища;
Главные типы нашлемников
Виды нашлемников
вспомогательные - полностью повторяют изображение на гербовом щите.
самостоятельные - не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.
Намёт — геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам.
Мантия — мантию изображают государственного цвета, в виде палатки. Обычай этот объясняется тем, что на турнирах рыцарь, ожидая очереди вступления в бой, ставил шатёр, под которым помещал свое оружие;
Гербовые фигуры — представляет собой фигуру, располагающуюся с одной или с двух сторон геральдического щита.
Подразделяются на:
геральдические — имеющие условное значение;
негеральдические — все остальные фигуры
Виды гербовых фигур
Животные (Лев, Сокол, Сардина);
Растения (Дуб, Сосна, Роза);
Искусственные (оружие, инструменты);
Мифические (Гарпии, Грифоны, Драконы).
Девиз — короткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу.
Примеры девизов
Из многих - единое — американский
В единстве сила — болгарский
Бог и моё право — британский
Бог с нами — германский и прусский
Сила в единстве — грузинский
Я продержусь — нидерландский
Только единство спасёт сербов — сербский
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — советский
Свобода, равенство, братство — французский
Правда побеждает — чешский и т. д.
Русские девизы
гр. Аракчеев — «Без лести предан»,
кн. Барклай-де-Толли— «Верность и терпение»
гр. Безбородко — «Трудом и усердием»
гр. Блудовы — «Не на птиц, а на змей»
гр. Бобринские — «Богу слава, жизнь Тебе»,
гр. Бестужевы-Рюмины —«В Боге мое спасение»
гр. Брюс — «Мы были»
кн. Васильчиковы — «Жизнь Царю, честь никому»
гр. Вязмитиновы — «Путем правды и усердия»
гр. Головкины — «Этот герб дала доблесть»
гр. Гудович — «оружием и трудом»
кн. Сан-Донато-Демидовы — «Дела — не слова»
гр. Зотовы — «Верность и терпение»,
гр. Кутайсовы — «Живу одним для одного»,
гр. Кушелевы — «Единому предан».
Одноклассникам были предложены элементы герба и на уроке информатики по теме вставка объектов, была проведена творческая работа. Мои одноклассники составляли свой герб.
Гимн
Гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Слово не имеет ясной этимологии. Античность связывала его с глаголом ткать (др.-греч. ὑφαίνω), понимая гимн как «сотканную» песнь. В те времена всякое произнесение слов метафорически понимали как ткацкий процесс, как соединение слов в речевую «ткань». Но фактов греческого языка недостаточно для объяснения этимологии слова гимн. П. Шантрен возводит его происхождение к догреческим или негреческим истокам, ссылаясь на такие слова, как дифирамб, элегия, лин, являющимися негреческими по происхождению, которые указывают на разные виды ритмически произносимых текстов, в дальнейшем переходящих в песнь.
Религиозный гимн
Гимн Лютера «Ein feste Burg» становится боевой песнью немецких протестантов; с пением гимнов шли сражаться и войска Кромвеля. Экономическая депрессия Германии после 30-летней войны и вызванный ею расцвет религиозных и мистических настроений порождают последнюю сильную волну гимнической поэзии (Ангелус Силезиус, Пауль Герхардт, Пауль Флеминг и др.). Изживание литературной формы сказывается (как и в позднейшем творчестве пиетизма и теизма XVIII в.) в обращении частью к формам народной песни (имевшем и воспитательную цель — борьбу с любовной песней), частью же к формам светской эротической поэзии (пастораль). В лит-ре XIX в. форма религиозного гимна является уже мертвой формой — достоянием немногочисленных эпигонов (Герок).
Литературный гимн
В начале XIX в. романтики пытаются воскресить форму гимна как эмоционально насыщенной (патетической) и метрически свободной лирической формы — «Гимны к ночи» (нем. Hymnen an die Nacht) Новалиса; подражание этой форме Гейне — нем. «Ich bin das Schwert, ich bin die Flamme» — представляет уже подлинное «стихотворение в прозе». В Англии гимны Новалиса переводил Джордж Макдональд.
Национальный гимн
Песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом. Использование религиозного гимна как боевой песни порождает явление так называемого «национального гимна» — торжественной песни нерелигиозного содержания, исполняемой при всех официальных случаях. Некоторые из произведений этого рода являются отражением националистических («Die Wacht am Rhein», «Deutschland, Deutschland über alles», «Rule Britannia») и революционных («Марсельеза») настроений, тогда как другие — образцы продукции так называемой «придворной» поэзии («God save the King»).
Первым широко известным в Европе национальным гимном является британский «God save our Lord the King» («Боже, храни короля»). До сих пор он не является официальным государственным гимном (то есть его никогда не утверждал законом король или парламент). Затем в подражание ему появились гимны других европейских государств. Первоначально большинство из них пелись на музыку британского гимна (например, российский «Боже, Царя храни!», американский «My Country, 'Tis of Thee», гимн Германской империи «Heil dir im Siegerkranz», швейцарский «Rufst du mein Vaterland» и другие — всего около 20 гимнов). После того, как гимны стали утверждаться монархами либо парламентами, почти каждый гимн получил собственную мелодию. Но гимн Лихтенштейна — песня «Oben am jungen Rhein» — до сих пор поётся на музыку английского гимна.
7 октября 2006 года в центре Грозного более 60 тысяч человек, взявшись за руки, одновременно спели Гимн России. Акция была посвящена дню рождения Президента России Владимира Путина. Участниками акции был побит мировой рекорд по количеству людей, одновременно исполнивших государственный гимн какой-либо страны.
Гимн Российской Федерации
(слова С.Михалкова музыка А.Александрова)
Дата принятия: 07.03.2001
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Флаг
Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
В древности вместо слов "флаг" и "знамя" употреблялось слово "стяг". Выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве. Стяг "стягивал" витязей в боевой порядок. На его защиту ставили стяговников - богатырей.
Флаг — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку. Обычно флаг поднимается на специальной мачте (флагштоке). Изучением флагов занимается вексиллология (от лат. vexillum — «знамя», «флаг»). Единственным признаком отличия флага от знамени является отсутствие у древка флага заостренного наконечника.
Государственный флаг является одним из государственных символов. Кроме государственного, многие государства имеют военно-морской и торговый (коммерческий) флаги.
Военно-морским флагом России является андреевский флаг, в то время как торговым флагом (флагом судов гражданского флота) «по совместительству» является государственный флаг. В некоторых же странах, например в США, для всех трёх целей используется один и тот же флаг.
Свои флаги имеют не только государства, но и отдельные регионы и города; а также международные организации (например, флаг ООН), коммерческие компании, национальные движения и диаспоры (см. Национальный флаг), общественные движения (напр., флаг пацифистов) и даже спортивные команды.
Кроме того, сигнальные флаги используются на флоте для передачи сообщений между кораблями.
Флаговые композиции могут использоваться для рекламных и декоративных целей.
Д
ень Государственного Флага Российской Федерации был утверждён в 1994 году и отмечается 22 августа.
Со знаменем войска шли в бой за Родину.
Современные военнослужащие, свято чтят традиции своих дедов и прадедов.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»
Т. Шевченко
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например я не затронул символику своей Малой Родины.
Это произошло, потому что не хватило времени и презентация была бы очень громоздкой.
В следующем году я продолжу работу над символикой Оренбургского края, над историей создания элементов геральдики. И если получится объединить с достопримечательностями и продукцией прославляющими наш пограничный регион, который стоит на страже спокойствия нашей страны.
Используемые ресурсы
Литература
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов Москва 2000;
Новая детская энциклопедия Открытое современное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» Минск 2004;
Иллюстрированная энциклопедия для мальчиков АСТ Артель Москва 2010;
Ресурсы Internet
http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гимн
http://ru.wikipedia.org/wiki/Геральдика
http://ru.wikipedia.org/wiki/Флаг
Медиаресурсы
С.Михалков, А.Александров «Гимн России»
Э. Ханок, И. Резник «Служить России»
А. Якунин, В. Колотов «Флаг России»
13