М(5) Дата: 18.11.2024
У р о к 50-51 Тема: Угол. Угол прямой, острый, тупой ,развёрнутый угол
Образовательная цель: дать понятие угол, виды углов ; расширить понимание объектов окружающего мира
Развивающая цель: развитие логики, памяти , внимания.
Воспитательная цель: точность, аккуратность математической записи.
Тип урока. Комбинированный.
Метод. Словесный, беседа, рассказ.
Ключевые слова: угол, градус,
Проверяемые элементы содержания:точка, прямая, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.
Литература /основная/ Н. Я, Виленкин и др. Математика 5 класс, часть 1
Дополнительная литература: ФГОС в помощь школьному учителю. Автор И. А, Чердаклиева . Поурочные разработки по математике к УМК Н. Я. Виленкин и др., 5 класс
Ход урока
Организационный момент .
проверка посещаемости;
Актуализация знаний.
Какие вам известны геометрические понятия?
Что называется прямой?
Сформулируйте свойство прямой.
Что называется окружность?
Приведите примеры круга и окружности из окружающей обстановки.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы ,цели , задачи урока.
Сообщение новых знаний.
Введём такое понятие как угол.
Угол это геометрическая фигура состоящая из двух лучей , имеющих общее начало.
Построим угол. Для этого отметим на плоскости точку О и проведём два луча – ОК и ОМ. Получим геометрическую фигуру, образованную точкой О и двумя лучами, исходящими из этой точки. Такую геометрическую фигуру и называют углом.
Лучи ОК и ОМ называют сторонами угла, точку О – общее начало этих лучей – называют вершиной угла.
Обозначается угол чаще всего тремя буквами. Например, ∠КОМ или ∠МОК. В середине пишется буква, которой обозначена вершина угла. Также угол можно обозначать и одной буквой, поставленной у вершины угла. Например, ∠О.
Начертим два луча, исходящих из точки О и принадлежащих одной прямой.
Лучи ОС и OК вместе с точкой О дополняют друг друга до прямой – это дополнительные лучи. Угол называют развёрнутым, если его стороны являются дополнительными лучами.
Угол СОК – развёрнутый.
Построим развёрнутый угол АОВ и полуокружность с центром в точке О. Полуокружность разделим на 180 равных частей. Если построим углы с вершиной в точке О, стороны которых проходят через точки деления полуокружности, то таких углов будет 180. Один такой угол будет составлять часть развёрнутого угла.
Величина угла измеряется в градусах.
Меру угла, составляющего часть развёрнутого угла, принимают за единицу измерения углов и называют градусом. Обозначают: 1º.
Градусной мерой угла называют число, которое показывает, сколько единиц измерения (градусов) содержится между сторонами этого угла.
Например, градусная мера угла КOВ равна 25 градусам, так как в нём единица измерения градус содержится двадцать пять раз. Записывают: ∠КОВ = 25º.
3.Углы вам встречались в таких фигурах как треугольник, квадрат, многоугольник.
4. Виды углов. В зависимости от величины градусов углы бывают острые, прямые, тупые .
Величина угла определяется его «раскрытием».
Для примера сравним углы на этом рисунке.
Величина угла, который раскрыт шире, будет больше. Угол, стороны которого ближе друг к другу, будет меньше.
Стороны ∠ ближе друг к другу, чем стороны ∠, поэтому ∠ меньше, чем ∠.
Углы могут быть больше или меньше прямого. Проверить это можно с помощью угольника. Прикладываем угольник к углу так, чтобы вершина прямого угла угольника совпадала с вершиной измеряемого угла, а одна из сторон угольника — со стороной угла. Если вторая сторона угла окажется внутри угольника, значит, угол меньше прямого, то есть острый. Если вторая сторона угла окажется снаружи угольника, значит, угол больше прямого, то есть тупой.
Этап закрепления знаний.
Рефлексия
– Какие виды углов рассмотрели на уроке?
– С какими новыми терминами вы познакомились? Подчеркните их в тетради.
Домашнее задание:
Выучить определения.